Вопросы к кандидатскому экзамену

по «Истории и философии науки»

2009 год

Общие проблемы философии науки

 

1.         Предмет и основные проблемы современной философии науки.

|

2.         Дискуссионные проблемы возникновения науки: универсалистская и европоцентристская модели. Основные этапы развития науки.

|

3.         Миф и первичные формы знания и технологий. Преднаука и наука в собственном смысле слова.

|

4.         Рационально-теоретические и технические достижения древневосточных цивилизаций.

|

5.         Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Натурфилософия древней Греции.

|

6.         Теоретические достижения Пифагора и пифагорейцев. Теоретическая программа Демокрита.

|

7.         Теоретическое и практическое знание в философской концепции Платона.

|

8.         Аристотель как вершина классической греческой «науки». Первая естественнонаучная картина мира. Классификация наук по Аристотелю.

|

9.         Общая характеристика средневековой культуры и знания. Западная и восточная средневековая наука (Абеляр, Альберт Великий, Фома Аквинский, Раймонд Великий, Ибн-Рушд).

|

10.       Развитие логических норм теоретического мышления и организация знания в средневековых университетах. Западное и восточное средневековое знание.

|

11.       Формирование идеалов математизированного и опытного знания в средние века и эпоху Возрождения: Р. Гроссетест, Роджер Бэкон,У. Оккам, Н. Кузанский.

|

12.       Первая научная революция Н. Коперника. Дж. Бруно и его двойственная роль в развитии науки.

|

13.       Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Идея экспериментального естествознания. Вторая научная революции (И. Кеплер, Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Ньютон).

|

14.       Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарной науки. Технологические применения науки.

|

15.       Наука и промышленное производство. Третья научная революция. Дисциплинарное развитие науки в XIX в.: персоналии и основные достижения.

|

16.       Особенности современного этапа развития науки. Система образования и наука в XX веке. Неклассическая и постнеклассическая наука.

|

17.       Разработка метода научного исследования в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта.

|

18.       Баденская школа неокантианства (В. Виндельбанд и Г. Риккерт): науки о природе и науки о культуре (духе).

|

19.       Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Разработка методологии научного познания в позитивизме (О. Конт, Дж. Ст. Милль).

|

20.       Социологический и культурологический подходы к исследованию развитии науки. Концепции М. Вебера, А. Койре, Р. Мертона, М. Малкея.

|

21.       Феноменологическая философия науки. Работа Э. Гуссерля «Кризис европейских наук и трасцендентальная феноменология».

|

22.       «Третий позитивизм» о природе науки. Верифицируемость и фальсифицируемость как критерии научного знания и демаркации науки.

|

23.       Проблемы философии и методологии науки в работах Х.Г. Гадамера.

|

24.       Проблемы философии и методологии науки в работе К. Ясперса «Истоки истории и ее цель».

|

25.       Проблемы философии и методологии науки в работе К. Поппера «Предположение и опровержение. Рост научного знания».

|

26.       Проблемы философии и методологии науки в работе И. Лакатоса «Исследовательские программы».

|

27.       Проблемы философии и методологии науки в работе Т. Куна «Структура научных революций».

|

28.       Проблемы философии и методологии науки в работах П. Фейерабенда.

|

29.       Проблемы философии и методологии науки в работе С. Тулмина «Человеческое понимание».

|

30.       Проблемы философии и методологии науки в работе М. Фуко «Археология знания».

|

31.       Концепции информационного общества: от Питирима Сорокина до Эмануэля Кастельса.

|

32.       Определение науки. Наука как форма знания, способ духовного производства и социальный институт.

|

33.       Общие черты и специфика научного познания. Преднаука и наука. Наука и паранаука.

|

34.       Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы. Подготовка научных кадров и формы общения в современной науке.

|

35.       Рост, динамика, специализация и интеграция современного научного знания. Новые формы организации науки.

|

36.       Социальные функции науки. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.

|

37.       Размывание основ научной этики. Новые этические проблемы науки в XXI веке. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях.

|

38.       Философские основания науки. Прогностическая роль философского знания. Научная картина мира.

|

39.       Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Преемственность в развитии науки.

|

40.       Типы рациональности и формы знания. Специфика научного знания. Глобальные революции и типы научной рациональности.

|

41.       Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Структура эмпирического и теоретического знания.

|

42.       Проблема истины в науке и философии. Классическая концепция истины. Относительная и абсолютная истина.

|

43.       Когерентная концепция истины. Философия прагматизма об истине. Проблема критериев истины.

|

44.       Природа научного знания и его основные характеристики: научное знание как продукт рациональной деятельности, доказательность,

системность, открытость для критики и проверки, интерсубъективность, предметная определенность и наличие собственного языка.

|

45.       Понятие метода и методологии. Классификация методов.

|

46.       Методы эмпирического исследования: наблюдение, измерение и эксперимент.

|

47.       Общенаучные методы научного познания: анализ и синтез; индукция и дедукция; аналогия и моделирование; классификация.

|

48.       Правила научной дискуссии. Свобода критики, недопустимость авториторизма и догматизма в науке.

|

49.       Проблемная ситуация как начало исследовательского цикла. Основные характеристики научной проблемы.

|

50.       Формирование гипотезы, ее назначение в науке. Критическая проверка гипотезы: гипотетико-дедуктивный метод в науке.

|

51.       Научные законы. Классификация законов. Роль научных законов в объяснении и прогнозировании.

|

52.       Специфика и принципы системного метода исследования. Общие закономерности процесса самоорганизации в открытых системах как методологические принципы синергетического подхода в науке.

|

53.       Понятие «научный факт», фактуальное знание и проблема его интерпретации. Наблюдение и эксперимент как методы научного исследования.

|

54.       Научная теория как форма научного знания. Классический и неклассический варианты формирования теории. Функции научного знания.

|

Проблема обоснования математики(1).

|

Ступени исторического развития химии(6).

|

Кинетические теории химического процесса(7).

|

Вернадский(11).

 

 

Hosted by uCoz