Вопросы к кандидатскому экзамену
по «Истории и философии науки»
2009 год
Общие проблемы философии
науки
1. Предмет и
основные проблемы современной философии науки.
|
2. Дискуссионные проблемы возникновения науки:
универсалистская и европоцентристская модели. Основные этапы развития науки.
|
3. Миф и
первичные формы знания и технологий. Преднаука и наука в собственном смысле
слова.
|
4. Рационально-теоретические и технические достижения
древневосточных цивилизаций.
|
5. Культура
античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Натурфилософия
древней Греции.
|
6. Теоретические достижения Пифагора и пифагорейцев.
Теоретическая программа Демокрита.
|
7. Теоретическое
и практическое знание в философской концепции Платона.
|
8. Аристотель как вершина классической греческой «науки».
Первая естественнонаучная картина мира. Классификация наук по Аристотелю.
|
9. Общая характеристика
средневековой культуры и знания. Западная и восточная средневековая наука
(Абеляр, Альберт Великий, Фома Аквинский, Раймонд Великий, Ибн-Рушд).
|
10. Развитие логических норм теоретического мышления и организация
знания в средневековых университетах. Западное и восточное средневековое
знание.
|
11. Формирование
идеалов математизированного и опытного знания в средние века и эпоху
Возрождения: Р. Гроссетест, Роджер Бэкон,У. Оккам, Н. Кузанский.
|
12. Первая
научная революция Н. Коперника. Дж. Бруно и его двойственная роль в развитии
науки.
|
13. Становление опытной
науки в новоевропейской культуре. Идея экспериментального естествознания.
Вторая научная революции (И. Кеплер, Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт, И.
Ньютон).
|
14. Формирование науки как профессиональной деятельности.
Возникновение дисциплинарной науки. Технологические применения науки.
|
15. Наука и
промышленное производство. Третья научная революция. Дисциплинарное развитие
науки в XIX в.: персоналии и основные достижения.
|
16. Особенности современного этапа развития науки. Система
образования и наука в XX веке. Неклассическая и постнеклассическая наука.
|
17. Разработка метода
научного исследования в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта.
|
18. Баденская школа неокантианства (В. Виндельбанд и Г.
Риккерт): науки о природе и науки о культуре (духе).
|
19. Логико-эпистемологический
подход к исследованию науки. Разработка методологии научного познания в
позитивизме (О. Конт, Дж. Ст. Милль).
|
20. Социологический и культурологический подходы к
исследованию развитии науки. Концепции М. Вебера, А. Койре, Р. Мертона, М.
Малкея.
|
21. Феноменологическая
философия науки. Работа Э. Гуссерля «Кризис европейских наук и
трасцендентальная феноменология».
|
22. «Третий позитивизм» о природе науки. Верифицируемость и
фальсифицируемость как критерии научного знания и демаркации науки.
|
23. Проблемы
философии и методологии науки в работах Х.Г. Гадамера.
|
24. Проблемы философии и методологии науки в работе К. Ясперса
«Истоки истории и ее цель».
|
25. Проблемы
философии и методологии науки в работе К. Поппера «Предположение и
опровержение. Рост научного знания».
|
26. Проблемы философии и методологии науки в работе И.
Лакатоса «Исследовательские программы».
|
27. Проблемы
философии и методологии науки в работе Т. Куна «Структура научных революций».
|
28. Проблемы философии и методологии науки в работах П.
Фейерабенда.
|
29. Проблемы
философии и методологии науки в работе С. Тулмина «Человеческое понимание».
|
30. Проблемы философии и методологии науки в работе М. Фуко
«Археология знания».
|
31. Концепции
информационного общества: от Питирима Сорокина до Эмануэля Кастельса.
|
32. Определение науки. Наука как форма знания, способ
духовного производства и социальный институт.
|
33. Общие черты и
специфика научного познания. Преднаука и наука. Наука и паранаука.
|
34. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы.
Подготовка научных кадров и формы общения в современной науке.
|
35. Рост,
динамика, специализация и интеграция современного научного знания. Новые формы
организации науки.
|
36. Социальные функции науки. Наука и власть. Проблема
государственного регулирования науки.
|
37. Размывание
основ научной этики. Новые этические проблемы науки в XXI веке. Проблема
гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях.
|
38. Философские основания науки. Прогностическая роль
философского знания. Научная картина мира.
|
39. Научные
революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных
революций. Преемственность в развитии науки.
|
40. Типы рациональности и формы знания. Специфика научного
знания. Глобальные революции и типы научной рациональности.
|
41. Научное
знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания.
Структура эмпирического и теоретического знания.
|
42. Проблема истины в науке и философии. Классическая
концепция истины. Относительная и абсолютная истина.
|
43. Когерентная
концепция истины. Философия прагматизма об истине. Проблема критериев истины.
|
44. Природа научного знания и его основные характеристики:
научное знание как продукт рациональной деятельности, доказательность,
системность, открытость для критики и проверки,
интерсубъективность, предметная определенность и наличие собственного языка.
|
45. Понятие
метода и методологии. Классификация методов.
|
46. Методы эмпирического исследования: наблюдение, измерение и
эксперимент.
|
47. Общенаучные
методы научного познания: анализ и синтез; индукция и дедукция; аналогия и
моделирование; классификация.
|
48. Правила научной дискуссии. Свобода критики, недопустимость
авториторизма и догматизма в науке.
|
49. Проблемная
ситуация как начало исследовательского цикла. Основные характеристики научной
проблемы.
|
50. Формирование гипотезы, ее назначение в науке. Критическая
проверка гипотезы: гипотетико-дедуктивный метод в науке.
|
51. Научные
законы. Классификация законов. Роль научных законов в объяснении и
прогнозировании.
|
52. Специфика и принципы системного метода исследования. Общие
закономерности процесса самоорганизации в открытых системах как
методологические принципы синергетического подхода в науке.
|
53. Понятие
«научный факт», фактуальное знание и проблема его интерпретации. Наблюдение и
эксперимент как методы научного исследования.
|
54. Научная теория как форма научного знания. Классический и
неклассический варианты формирования теории. Функции научного знания.
|
Проблема обоснования математики(1).
|
Ступени исторического развития химии(6).
|
Кинетические теории химического процесса(7).
|
Вернадский(11).