1.
Аристотель
как вершина
классической
греческой
«науки». Первая
естественнонаучная
картина
мира.
Классификация
наук по Аристотелю.
Аристотель.
· историк
ф-фии,энциклопедист,подытожил
все знания;
· созд.клас-цию
всех
наук:1.примитив.(приклад.науки)-мед.,арх-ра-обеспеч.жизнед.об-ва,2.естеств.(теор.)-физика,мат.-обслужив.приклад.науки,3.ф-фия-наука
обобщения,высшая.
· ф-фия
не зная
ничего
конкретного,может
судить обоб
всем.
· любая
наука знает
прич.лишь
своего
предмета,цель
ее-изучить
эти прич.А
ф-фия ищет
общие
прич.Она-наука
всех наук.
· дал
первое опред.ф-фии-наука
о наиболее
общих основ-х
и принципах всякого
бытия. Она
ищет
первоприч.,фунд.основы.Царица
всех наук.
· заложил
основы
логики и
рацц.
мышления как глав.
ф.предмет.
· «Топика»-учебник
по введению в
диалектику
спора,опир.на
несомн.истины,положения,приним.
всеми
спорящими.
· Спор-это
логич.
дискуссия,цель
к-го
выработка общего
знания-истины.
· иск-во
спора
основано на дедуктив.познании-это
метод,опир.на
общие
посялки,универс.знания,из
к-ых дел-ся
конкрет.заключ-я(дв-ние
от общего к
частному).
· д.б.
гипотеза,основа,к-ую
раздел., и
каждую часть
доказ.
· ввел
понятие аналитич.наука-учение
о дискретно
аналитич.направ-сти
рац.мышл.
Позже он
назв. ее логикой(это
форм.логика).Ее
не
интерес.содержат.
аспекты
об-та.Основа
форм.логики-теория
силлогизмов-опир.на
отражение
связи
след-вия,прич.и
нос-ля
причины.Основ.принцип
силлогизма
отраж.связь
м-ду
родом(смертные),видом(люди)
и единич.вещью(Кай).
«Все люди
смертны,Кай-чел-к,сле-но,Кай
смертен».
· сформулир.з-ны
форм.логики:
основ.-з-н
непротивореч-сти.
мышление
запрещ.чел-ку
мыслить
одноврем.2 противоп.вещи.
· истина-соотв-вие
знания о
предмете
самому
предмету.
· разраб
учение
о Космосе (о
мироздании),объясн.все
сущ-ее
наличием 4 причин:1.матер.(пассив.возм-сть
станов-ния),2.формальная(актив.,то,что
делает материю,оформляет
ее),3.действующая,4.целевая.
3 и 4 связ. с
формой.
· У
мира 2
основы-потенц.материя,к-ая
ожив. при
соед-нии с формой.Весь
мир-цепочка
этих
вещей-материи
и формы. Вещи
взаимосв. и
порожд.др.др.Одна-прич.др.вещи.→З-н
прич-следств.отнош.
· Материя
была вечно,но
откуда
взялась форма?
Есть еще
начало-чистая
форма. Это
первоприч.всех
вещей.Прич.всех
причин-Бог.
· это теория
дуализма-сущ-ние
матер.и
божеств.прич.
· Прир.получ.свою
сущ-сть
благ.форме→форма
опред.реальное
сущ-ние вещи,
и как ее
начало и как
ее сущ-сть.
Поэтому
изуч.формы-задача
науч.познания.
· в
обл.ф-фии
науки открыл диф-цию
целевой и
действующей
прич.
· это
теория механнистич.мировоззр.
· для
Арист.прич.не
м.б. внеш..У
него
прич.разв.наука
несет в себе:и
начало
разв.,и конец,
и середину.
Прич.сама все
порожд.Саморазв.прир.Она
сама себя организ.Бог
не им.отнош.к
прир. Цель
прир.-создать
морф-ки
соверш.стр-ру.
· Прич.не
отделена от
след-вия,это
цельность,замыкающая
исходное и
конечное.
«То,для чего
все появилось»-силлогизм
разв.прир.Проц.преобраз-ния
замык-ся на
исполн-ле
дв-ния. У
Арист.конеч.прич.-это
прич.,к-ая все
времы
обогащ-ся,наращ.новое
знание.Она
дает эф-т
самоорг-ции.
· Ф-фия
для
Арист.,как
для всех
греков,-это
образ
жизни-жизни,подчин.уму.
Надо находить
радость
жизни,смысл в
писках
истины.
Картина
мира: Космос
ограничен,
имеет форму
сферы, за пределами
которой нет
ничего;
Космос вечен
и неподвижен,
он не
сотворен
никем и не
возник в ходе
естественного
космического
процесса;
заполнен
материальными
телами,
которые в
"подлунной"
области
образованы
из четырех
элементов -
воды,
воздуха, огня
и земли, в
этой области
тела
возникают,
преобразовываются,
гибнут; в
"надлунной" области
нет
возникновения
и гибели, в
ней находятся
небесные
тела - звезды,
планеты, Земля,
Луна, которые
совершают
свои круговые
движения, и
пятый
элемент -
эфир, "первое тело",
ни с чем не
смешиваемое,
вечное, не переходящее
в другие
элементы. В
центре Космоса
находится
шарообразная
Земля, неподвижная,
не
вращающаяся
вокруг своей
оси. Аристотель
впервые в
истории
человеческого
знания
попытался
определить
размеры Земли,
вычисленный
им диаметр
земного шара
примерно в
два раза
превысил
истинный.
Основанная
философом
перипатетическая
школа дала
античному
миру
достойных
продолжателей
его учений,
которые
внесли свой
вклад в
копилку знаний.
Наука
как таковая,
как
целостное
развивающееся
формообразование,
включает в
себя ряд
частных наук,
которые
подразделяются
в свою
очередь на
множество
научных
дисциплин.
Выявление
структуры
науки в этом
ее аспекте
ставит
проблему
классификации
наук - раскрытие
их
взаимосвязи
на основании
определенных
принципов и
критериев и
выражение их
связи в виде
логически
обоснованного
расположения
в
определенный
ряд.
Одна
из первых
попыток
систематизации
и классификации
накопленного
знания (или
"зачатков",
"зародышей"
науки)
принадлежит
Аристотелю.
Все знание - а
оно в
античности
совпадало с
философией -
в
зависимости
от сферы его
применения
он разделил
на три группы:
теоретическое,
где познание
ведется ради
него самого; практическое,
которое дает
руководящие
идеи для
поведения
человека; творческое,
где познание
осуществляется
для достижения
чего-либо
прекрасного.
Теоретическое
знание
Аристотель в
свою очередь
разделил (по
его предмету)
на три части:
а) "первая философия"
(впоследствии
"метафизика"
- наука о
высших началах
и первых
причинах
всего
существующего,
недоступных
для органов
чувств и постигаемых
умозрительно;
б)
математика;
в) физика,
которая
изучает
различные
состояния
тел в
природе.
Созданную им
формальную
логику Аристотель
не
отождествлял
с философией или
с ее
разделами, а
считал
"органоном"
(орудием)
всякого
познания.