1.      Аристотель как вершина классической греческой «науки». Первая естественнонаучная картина мира. Классификация наук по Аристотелю.

Аристотель.

·  историк ф-фии,энциклопедист,подытожил все знания;

·  созд.клас-цию всех наук:1.примитив.(приклад.науки)-мед.,арх-ра-обеспеч.жизнед.об-ва,2.естеств.(теор.)-физика,мат.-обслужив.приклад.науки,3.ф-фия-наука обобщения,высшая.

·  ф-фия не зная ничего конкретного,может судить обоб всем.

·  любая наука знает прич.лишь своего предмета,цель ее-изучить эти прич.А ф-фия ищет общие прич.Она-наука всех наук.

·  дал первое опред.ф-фии-наука о наиболее общих основ-х и принципах всякого бытия. Она ищет первоприч.,фунд.основы.Царица всех наук.

·  заложил основы логики и рацц. мышления как глав. ф.предмет.

·  «Топика»-учебник по введению в диалектику спора,опир.на несомн.истины,положения,приним. всеми спорящими.

·  Спор-это логич. дискуссия,цель к-го выработка общего знания-истины.

·  иск-во спора основано на дедуктив.познании-это метод,опир.на общие посялки,универс.знания,из к-ых дел-ся конкрет.заключ-я(дв-ние от общего к частному).

·  д.б. гипотеза,основа,к-ую раздел., и каждую часть доказ.

·  ввел понятие аналитич.наука-учение о дискретно аналитич.направ-сти рац.мышл. Позже он назв. ее логикой(это форм.логика).Ее не интерес.содержат. аспекты об-та.Основа форм.логики-теория силлогизмов-опир.на отражение связи след-вия,прич.и нос-ля причины.Основ.принцип силлогизма отраж.связь м-ду родом(смертные),видом(люди) и единич.вещью(Кай). «Все люди смертны,Кай-чел-к,сле-но,Кай смертен».

·  сформулир.з-ны форм.логики: основ.-з-н непротивореч-сти. мышление запрещ.чел-ку мыслить одноврем.2 противоп.вещи.

·  истина-соотв-вие знания о предмете самому предмету.

·  разраб учение о Космосе (о мироздании),объясн.все сущ-ее наличием 4 причин:1.матер.(пассив.возм-сть станов-ния),2.формальная(актив.,то,что делает материю,оформляет ее),3.действующая,4.целевая. 3 и 4 связ. с формой.

·  У мира 2 основы-потенц.материя,к-ая ожив. при соед-нии с формой.Весь мир-цепочка этих вещей-материи и формы. Вещи взаимосв. и порожд.др.др.Одна-прич.др.вещи.→З-н прич-следств.отнош.

·  Материя была вечно,но откуда взялась форма? Есть еще начало-чистая форма. Это первоприч.всех вещей.Прич.всех причин-Бог.

·  это теория дуализма-сущ-ние матер.и божеств.прич.

·  Прир.получ.свою сущ-сть благ.форме→форма опред.реальное сущ-ние вещи, и как ее начало и как ее сущ-сть. Поэтому изуч.формы-задача науч.познания.

·  в обл.ф-фии науки открыл диф-цию целевой и действующей прич.

·  это теория механнистич.мировоззр.

·  для Арист.прич.не м.б. внеш..У него прич.разв.наука несет в себе:и начало разв.,и конец, и середину. Прич.сама все порожд.Саморазв.прир.Она сама себя организ.Бог не им.отнош.к прир. Цель прир.-создать морф-ки соверш.стр-ру.

·  Прич.не отделена от след-вия,это цельность,замыкающая исходное и конечное. «То,для чего все появилось»-силлогизм разв.прир.Проц.преобраз-ния замык-ся на исполн-ле дв-ния. У Арист.конеч.прич.-это прич.,к-ая все времы обогащ-ся,наращ.новое знание.Она дает эф-т самоорг-ции.

·  Ф-фия для Арист.,как для всех греков,-это образ жизни-жизни,подчин.уму. Надо находить радость жизни,смысл в писках истины.

Картина мира: Космос ограничен, имеет форму сферы, за пределами которой нет ничего; Космос вечен и неподвижен, он не сотворен никем и не возник в ходе естественного космического процесса; заполнен материальными телами, которые в "подлунной" области образованы из четырех элементов - воды, воздуха, огня и земли, в этой области тела возникают, преобразовываются, гибнут; в "надлунной" области нет возникновения и гибели, в ней находятся небесные тела - звезды, планеты, Земля, Луна, которые совершают свои круговые движения, и пятый элемент - эфир, "первое тело", ни с чем не смешиваемое, вечное, не переходящее в другие элементы. В центре Космоса находится шарообразная Земля, неподвижная, не вращающаяся вокруг своей оси. Аристотель впервые в истории человеческого знания попытался определить размеры Земли, вычисленный им диаметр земного шара примерно в два раза превысил истинный. Основанная философом перипатетическая школа дала античному миру достойных продолжателей его учений, которые внесли свой вклад в копилку знаний.

Наука как таковая, как целостное развивающееся формообразование, включает в себя ряд частных наук, которые подразделяются в свою очередь на множество научных дисциплин. Выявление структуры науки в этом ее аспекте ставит проблему классификации наук - раскрытие их взаимосвязи на основании определенных принципов и критериев и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения в определенный ряд.

Одна из первых попыток систематизации и классификации накопленного знания (или "зачатков", "зародышей" науки) принадлежит Аристотелю. Все знание - а оно в античности совпадало с философией - в зависимости от сферы его применения он разделил на три группы: теоретическое, где познание ведется ради него самого; практическое, которое дает руководящие идеи для поведения человека; творческое, где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрасного. Теоретическое знание Аристотель в свою очередь разделил (по его предмету) на три части: а) "первая философия" (впоследствии "метафизика" - наука о высших началах и первых причинах всего существующего, недоступных для органов чувств и постигаемых умозрительно; б) математика; в) физика, которая изучает различные состояния тел в природе. Созданную им формальную логику Аристотель не отождествлял с философией или с ее разделами, а считал "органоном" (орудием) всякого познания.

 

Hosted by uCoz