1.
Проблемы
философии и
методологии
науки в работе
С. Тулмина
«Человеческое
понимание».
С.Тулмин
«Человеческое
понимание»
Модель
приспособит.эволюц-зма,
эв-ции разрозненных
популяций
понятий в
ходе приспособ-ния
их к потреб-м
инд.инициатив
популяций ученых.
1.отсут-вие
единой
науки,наличие
мн-ва частных
обл-й знания.
Наука-род
деят.,связ.с
инд.событиями,а
не общими
типичными
ситуациями и
принципами.
2.пост.разв.науки→переходящий
х-р
науч.методов.
3.несовм-сть
в полной
мереконцептуальных(дисциплинар.)
и
процедурно-детерминистских(проф.)
аспектов
науки;
4.включ-сть
науки в
соц-культ.контексты,исключ.поискиобщенауч.оснований
и общие критерии
рац-сти.
5.отсут-вие
разделения
м-ду наукой и
др.знаниями(пол-кой,искусств….),не
позвол.разделить
науч.истину,слухи,предрассудки.
6.движ.сила
науки-истор-ки
разв.инициативы,в
к-ых понятия
находят свое
коллектив.примен-е.
7.Гносеол.аспект
науки-измен-ся
популяция понятий.
Соц.аспект-популяция
ученых. История
науки-эв-ция
популяций в
проц.их
взаимного
приспособ-ния.
8.Познание
опир-ся на
псих-гию и
повед.людей в
конкрет.жизн.ситуациях→треб-ся
процедурное
поним-ние
понятий и идей.Оно
устан-ся
популяцией
ученых и
перед-ся
поколениям.
Наука
раствор-ся в
индивидуализир.коллек-х
ученых, а
дисципл.аспект(популяция
понятий)
обуслов.
проф.
аспектом(популяция
ученых).
9.Существ-но
не то,как
отбир-ся
концептуальные
вар-ты, а
то,как в
борьбе за
авторитет
научной
спец-сти
новые
инд-ды,ассоц-ции,центры
сменяют
др.др.Господств.
«з-н
джунглей». Непрерывное
возникновение
интеллектуальных
нововведений
уравновешивается
непрерывным
процессом
критического
отбора концептуальных
вариантов.
Критический
процесс в
науке
выступает,
таким
образом, в функции
управления
отбором.
Эв-зм
выражен в
биол.понятиях:отбор,конкурент.борьба,популяция,среда…
10. Научные
дисциплины
выступают у
Т. как исторически
развивающиеся
рациональные
инициативы, в
которых
понятия
находят свое
коллективное
применение.
Рациональная
инициатива -
это та
"жизненная
форма", в
которой
протекает, с
одной
стороны,
процесс
трансляции
или передачи
норм и
интеллектуальных
средств, а с
другой -
вышеописанный
эволюционный
процесс
концептуальных
изменений и
отбораНаука,
по Т.,
принципиально
двойственна:
это
совокупность
интеллектуальных
дисциплин и
профессиональный
институт.
Механизм
эволюции
рациональных
инициатив
состоит в их
взаимодействии
с
внутринаучными
(интеллектуальными)
и
вненаучными
(социальными,
политическими)
факторами.
Дисциплинарный
и профессиональный,
внутренний и
внешний аспекты
науки соотносятся
друг с другом
по принципу
дополнительности
- это разные
проекции
одного и того
же
эволюционного
процесса.
Дисциплинарный
аспект
интеллектуальной
истории
является
рациональным,
оправдательным
и
перспективным,
а
профессиональный
- причинным,
объяснительным
и
ретроспективным.
Полное объяснение
концептуального
развития в
любой рациональной
инициативе
на каждой
своей стадии
должно
освещать и
формирование
(в каузальных
терминах и
ретроспективной
модальности),
и оправдание
(в терминах
рациональных
оснований и
перспективной
модальности)
проектов
этой
инициативы.
Эволюционный
подход Т. изменяет
и видение
самого
научного
мышления и
представление
о
рациональности.
В оппозиции
неопозитивистским
представлениям
о научном
мышлении как
строгом
следовании
логическим
нормам, Т.
выдвигает на
передний
план другой
тип
организации
научного
мышления, основанный
на понимании.
11.НО!Т.о.нельзя
увидеть
подлин.картину
эв-ции науки.Отожд-ся
существенное
и
несущ-е,относит-е
и
суб-е,противопост-ся
многообразие
и ед-во.
Подменяет
подлин.эв-цию
науки
биологизатор.картиной
эв-ции
популяций
эл-тов науки.
Т.о. удается
отразить
соц-психол.обуслов-сть
эв-ции науки,но
не
логико-гносеологич.основания.
Т.
рассматривает
популяционную
теорию изменчивости
и
естественного
отбора Дарвина
лишь как
иллюстрацию
более общей
модели исторического
объяснения.
Прямые
аналогии, по
Т., здесь
невозможны.