1.      Проблемы философии и методологии науки в работе С. Тулмина «Человеческое понимание».

С.Тулмин «Человеческое понимание»

Модель приспособит.эволюц-зма, эв-ции разрозненных популяций понятий в ходе приспособ-ния их к потреб-м инд.инициатив популяций ученых.

1.отсут-вие единой науки,наличие мн-ва частных обл-й знания. Наука-род деят.,связ.с инд.событиями,а не общими типичными ситуациями и принципами.

2.пост.разв.науки→переходящий х-р науч.методов.

3.несовм-сть в полной мереконцептуальных(дисциплинар.) и процедурно-детерминистских(проф.) аспектов науки;

4.включ-сть науки в соц-культ.контексты,исключ.поискиобщенауч.оснований и общие критерии рац-сти.

5.отсут-вие разделения м-ду наукой и др.знаниями(пол-кой,искусств….),не позвол.разделить науч.истину,слухи,предрассудки.

6.движ.сила науки-истор-ки разв.инициативы,в к-ых понятия находят свое коллектив.примен-е.

7.Гносеол.аспект науки-измен-ся популяция понятий. Соц.аспект-популяция ученых. История науки-эв-ция популяций в проц.их взаимного приспособ-ния.

8.Познание опир-ся на псих-гию и повед.людей в конкрет.жизн.ситуациях→треб-ся процедурное поним-ние понятий и идей.Оно устан-ся популяцией ученых и перед-ся поколениям. Наука раствор-ся в индивидуализир.коллек-х ученых, а дисципл.аспект(популяция понятий) обуслов. проф. аспектом(популяция ученых).

9.Существ-но не то,как отбир-ся концептуальные вар-ты, а то,как в борьбе за авторитет научной спец-сти новые инд-ды,ассоц-ции,центры сменяют др.др.Господств. «з-н джунглей». Непрерывное возникновение интеллектуальных нововведений уравновешивается непрерывным процессом критического отбора концептуальных вариантов. Критический процесс в науке выступает, таким образом, в функции управления отбором.

Эв-зм выражен в биол.понятиях:отбор,конкурент.борьба,популяция,среда…

10. Научные дисциплины выступают у Т. как исторически развивающиеся рациональные инициативы, в которых понятия находят свое коллективное применение. Рациональная инициатива - это та "жизненная форма", в которой протекает, с одной стороны, процесс трансляции или передачи норм и интеллектуальных средств, а с другой - вышеописанный эволюционный процесс концептуальных изменений и отбораНаука, по Т., принципиально двойственна: это совокупность интеллектуальных дисциплин и профессиональный институт. Механизм эволюции рациональных инициатив состоит в их взаимодействии с внутринаучными (интеллектуальными) и вненаучными (социальными, политическими) факторами. Дисциплинарный и профессиональный, внутренний и внешний аспекты науки соотносятся друг с другом по принципу дополнительности - это разные проекции одного и того же эволюционного процесса. Дисциплинарный аспект интеллектуальной истории является рациональным, оправдательным и перспективным, а профессиональный - причинным, объяснительным и ретроспективным. Полное объяснение концептуального развития в любой рациональной инициативе на каждой своей стадии должно освещать и формирование (в каузальных терминах и ретроспективной модальности), и оправдание (в терминах рациональных оснований и перспективной модальности) проектов этой инициативы. Эволюционный подход Т. изменяет и видение самого научного мышления и представление о рациональности. В оппозиции неопозитивистским представлениям о научном мышлении как строгом следовании логическим нормам, Т. выдвигает на передний план другой тип организации научного мышления, основанный на понимании.

11.НО!Т.о.нельзя увидеть подлин.картину эв-ции науки.Отожд-ся существенное и несущ-е,относит-е и суб-е,противопост-ся многообразие и ед-во. Подменяет подлин.эв-цию науки биологизатор.картиной эв-ции популяций эл-тов науки. Т.о. удается отразить соц-психол.обуслов-сть эв-ции науки,но не логико-гносеологич.основания.

Т. рассматривает популяционную теорию изменчивости и естественного отбора Дарвина лишь как иллюстрацию более общей модели исторического объяснения. Прямые аналогии, по Т., здесь невозможны.

 

Hosted by uCoz