1.
Становление
опытной
науки в
новоевропейской
культуре.
Идея экспериментального
естествознания.
Вторая научная
революции (И.
Кеплер, Г.
Галилей, Ф. Бэкон, Р.
Декарт, И.
Ньютон).
-Переход
от
классической
науки,
ориентированной
на изучение
механических
и физических
явлений, к
дисциплинарно
организованной
науке;
-Появление
дисциплинарных
наук и их
специфических
объектов;
-Механистическая
картина мира
перестает быть
общемировоззренческой;
-Возникает
идея
развития
(биология,
геология) ;
-Постепенный
отказ
эксплицировать
любые
научные
теории в
механистических
терминах;
-Порождение
религиозных
и
антропологических
проблем:
земля не
центр мира, а
человек не
венец
творения.
Проблема
местоположения
Бога.
-Образ
науки −
экспериментальное
научное
знание. Исследование
и раскрытие
мира на
основании
метода.
Эксперимент
и
доказательства
Знание может
быть представлено
на
математическом
языке. Наука
дает
истинные
знания.
-Наука
как
социальный
институт. Порождение
теорий, их
признание и
общественный
контроль за
научной
деятельностью.
-Объект
познания−физический
окружающий
мир.
Характеристики
предметов и
явлений так,
как они даны
объективно.
-Смена
философских
установок −
критика
аристотелевской
натурфилософии,
научная
революция −
взаимовлияние
рационального
направления
с мистическим
и магическим.
В этом
трехсотлетнем
периоде
особую роль сыграл
XVII в
ознаменовавшийся
рождением
совр-й науки,
у истоков
кот-й стояли
такие выдающиеся
ученые, как
Галилей,
Кеплер,
Ньютон. В
учении Галилео
Галилея
были
заложены
основы
нового
механистического
естествознания.
Как
свидетельствуют
Эйнштейн
«самая
фундаментальная
проблема,
остававшаяся
в течение
тысячи лет
неразрешенной
из-за
сложности –
это проблема
движения».
Галилей
сформулировал
принцип,
получивший
впоследствии
наименование
принципа инерции.
Галилею
принадлежит
экспериментальное
обнаружение
весомости
воздуха, открытие
законов
колебания
маятника,
немалый
вклад в
разработку
учения о
сопротивлении
материалов. С
астрологическими
наблюдениями
Галилея,
описанными
им в
сочинении «Звездный
вестник»,
ознакомился
и дал высокую
оценку один
из
крупнейших
математиков
и астрономов Иоганн
Кеплер. Эта
оценка
астрономических
исследований
Галилея
содержалась
в работе
Кеплера «Рассуждение
о «Звездном
вестнике».
Кеплер занимался
поисками
законов
небесной механики
и
составлением
звездных
таблиц. Установил
3 закона
движения
планет
относительно
Солнца. Также
Кеплер
разработал
теорию
солнечных и
лунных
затмений,
предложил способы
их
предсказания,
уточнил
величину
расстояния
между Землей
и Солнцем,
составил так
называемые
Рудольфовы
таблицы. С
помощью этих
таблиц можно
было в любой
момент времени
с высокой
степенью
точности
определить
положение
планет.
Кеплеру
принадлежит
также
решение
важных для
практики
стереометрических
задач. Вторая
научная
революция
завершилась
творчеством
одного из
величайших
ученых в
истории
чел-ва - Исаак
Ньютон. Его
научное
наследие
чрезвычайно
разнообразно.
В него входит
и создание
(параллельно
с Лейбницем,
но
независимо
от него)
дифференциального
и
интегрального
исчисления, и
открытие трех
основных
законов
движения,
кот-е легли в основу
механики.
Данная
система
законов движения
была
дополнена
открытым
Ньютоном
законом
всемирного
тяготения,
согласно кот-му
все тела,
независимо
от их свойств
и от свойств
среды, в кот-й
они
находятся,
испытывают
взаимное
притяжение,
прямо
пропорциональное
их массам и
обратно
пропорциональное
квадрату
расстояния
между ними.
Универсален
его закон
природы,
кот-му
подчинялось
все – малое и
большое,
земное и
небесное.
Этот закон
явился
основой
создания
небесной механики
– науки,
изучающей
движение тел
Солнечной
системы. Бэкон был
родоначальником
эмпиризма. Его
метод
основывался
на признании ведущей
роли в
познании
опыта. Познание
явл-ся ничем
иным, как
изображением
внешнего
мира в
сознании
ч-ка. Оно
начинается с
чувственных
познаний, с
восприятий
внешнего
мира, но
последние, в
свою очередь,
нуждаются в
экспериментальной
проверке, в
подтверждении
и дополнении.
Но Бэкон не
был сторонником
крайнего
эмпиризма. Об
этом свидетельствует
проведенное
им
разграничение
опыта на опыт
плодоносный
и опыт
светоносный. Он
придает
большое
значение
плодоносным опытам,
практической
пользе
исследования.
Развитию
науки,
способствуют
только те опыты,
кот-е сами по
себе не
приносят
пользы, но
содействуют
открытию
причин и
аксиом. Опыты
должны
ставиться по
определенному
методу. Таким
методом в
фил-ии Бэкона
выступает индукция
- это
необходимая
для наук,
опирающаяся
на показания
органов
чувств
единственно
истинная
форма док-ва
и метод
познания
природы. Если
в дедукции
порядок
движения
мысли от
общего к
частному, то
в индукции —
от частного к
общему. По
мнению Ф.
Бэкона,
исследованию
природы и развитию
философии
мешают
заблуждения,
предрассудки,
познавательные
«идолы»
(«призрак»,
«видение»).
Имеются
«идолы» четырех
родов. «Идолы
рода»
коренятся в
самой
природе
человека.
«Идолы
пещеры» обусловлены
индивидуальным
жизненным опытом
узостью
этого опыта;
в этом опыте
— и ошибки,
почерпнутые
из книг,
основанные
на заблуждениях
других людей.
«Идолы
площади»
возникают в
результате
принятия
слов «толпой»,
при
«взаимной
связанности»
людей, когда
слова либо
имеют разный
смысл, либо
обозначают
несуществующие
вещи;
включаясь в
язык исследователя,
они мешают
достижению
истины.
Четвертый
род «идолов»
— «идолы
театра».
Необходимо
уметь
распознавать
все эти «идолы»
и
преодолевать
их. Методология
Декарта
носила
антисхоластическую
направленность.
Эта
направленность
проявлялась
в стремлении
к достижению
таких знаний,
кот-е усиливали
бы власть
ч-ка над
природой, а
не явились бы
самоцелью
или
средством
док-ва религиозных
истин. Другой
важной
чертой
декартовской
методологии,
также
сближающей
ее с бэконовской,
явл-ся
критика
схоластической
силлогистики.
Схоластика
считала
силлогизм главным
орудием
познавательных
усилий ч-ка. И
Бэкон, и
Декарт
стремились
доказать несостоятельность
такого
подхода. Оба
они
отказывались
от
применения
силлогизма
как способа рассуждения,
средства
сообщения
уже открытых
истин.
Поэтому они
стремились к
разработке
такого
метода, кот-й
был бы
эффективен в
отыскании
нового
знания. Метод
Декарта можно
назвать рационалистическим.
Декарт
отдавал
должное
опытно-экспериментальным
исследованиям
в
естественных
науках, он
неоднократно
подчеркивал
значение
опыта в
научном
познании. Но
научные открытия,
по мнению
Декарта,
совершаются
не вследствие
опытов, сколь
искусными бы
они не были, а
вследствие
деят-ти ума,
кот-й
направляет и
сами опыты.
Преимущественная
ориентация
на деят-ть
чел-го ума в
процессе
познания и
делает
методологию
Декарта
рационалистической.