1.
Наука
и
промышленное
производство.
Третья
научная
революция. Дисциплинарное
развитие
науки в XIX в.:
персоналии и
основные
достижения.
Третью
рациональную
революцию
датируют
концом
XIX-нач.XXвв. и
связывают с
промышленно-технологической
революцией и со
становлением
идей
релятивистской
физики и
квантовой
механики.
Если
классическому
естествознанию
соответствует
классическая
парадигма в
науке
(результат
революции
Нового
времени), то с
конца XIXв.
формируется
и развивается
неклассическая
парадигма в
науке, а с
конца XX в.
возникает
новое
направление
в науке,
именуемое
постнеклассикой.
1. Фарадей —
понятия
электромагнитного
поля
2. Максвелл —
электродинамика,
статистическая
физика
3. Материя —
и как
вещество и
как
электромагнитное
поле
4. Электромагнитная
картина мира,
законы мироздания —
законы
электродинамики
5. Лайель —
о медленном
непрерывном
изменении
земной
поверхности
6. Ламарк —
целостная
концепция
эволюции
живой природы
7. Шлейден,
Шванн —
теория
клетки — о
единстве
происхождении
и развития
всего живого
8. Майер,
Джоуль,
Ленц —
закон
сохранения и
превращения
энергии —
теплота,
свет,
электричество,
магнетизм и
тд переходят
одна в другую
и являются формами
одного
явления, эта
энергия не
возникает из ничего
и не
исчезает.
9. Дарвин —
материальные
факторы и
причины
эволюции —
наследственность
и
изменчивость
10. Беккерель —
радиоактивность
11. Рентген —
Лучи
12. Томсон —
элементарная
частица
электрон
13. Резерфорд —
планетарная
модель атома
14. Планк —
квант
действия и
закон
излучения
15. Бор —
квантовая
модель атома
Резерфорда-Бора
16. Эйнштейн —
общая теория
относительности —
связь между
пространством
и временем
Иммануила
Канта «Всеобщая
естественная
ист-я и теория
неба»
- попытка
ист-го
объяснения
происхождения
Солнечной
системы.
Гипотезу
Канта
принято
именовать
небулярной (от
лат. - туман) -
Солнце,
планеты и их
спутники
возникли из
некоторой
первоначальной,
бесформенной
туманной
массы, некогда
равномерно
заполнявшей
мировое пространство.
Кант пытался
объяснить
процесс
возникновения
Солнечной
системы действием
сил
притяжения,
кот-е присущи
частицам материи,
составлявшим
эту огромную
туманность.
Под влиянием
притяжения
из этих
частиц
образовывались
отдельные
скопления,
сгущения,
становившиеся
центрами
притяжения.
Из одного
такого
крупного
центра притяжения
образовалось
Солнце,
вокруг него
расположились
частицы в
виде туманностей,
кот-е начали
двигаться по
кругу. В круговых
туманностях
образовались
зародыши
планет, кот-е
начали
вращаться
также вокруг
своей оси.
Франц-й
математик и
астроном Лаплас,
совершенно
независимо
от Канта,
высказал
идеи,
развивавшие
и
дополнявшие
кантовское
космогоническое
учение. Труд
«Изложение
системы
мира» - первоначально
вокруг
Солнца сущ-ла
газовая масса,
нечто вроде
атмосферы.
Эта
«атмосфера» была
так велика,
что
простиралась
за орбиты
всех планет.
Вся эта масса
вращалась
вместе с
Солнцем.
Затем,
вследствие
охлаждения, в
плоскости
солнечного
экватора
образовались
газовые кольца,
кот-е
распались на
несколько
сфероидальных
частей -
зародышей
будущих
планет,
вращающихся
по направлению
своего
обращения
вокруг
Солнца. При
дальнейшем
охлаждении
внутри
каждой такой
части
образовалось
ядро, и планеты
перешли из
газообразного
в жидкое состояние,
а затем
начали
затвердевать
с поверхности.
Имена
создателей
двух
рассмотренных
гипотез были
объединены, а
сами гипотезы
довольно
долго
просуществовали
в науке в
обобщенном
виде космогоническая
гипотеза
Канта-Лапласа.
В 1 пол XIX в
уровень
развития
науки делал
уже невозможным
сочетать
библейское
учение о кратковременности
истории
Земли с
накопленными
данными о
смене геологических
формаций и
смене фаун,
ископаемые остатки
кот-х
находились в
земных слоях.
Это несоответствие
некоторые
ученые
пытались
объяснить
идеей о катастрофах,
кот-е время
от времени
случались на
нашей
планете.
Франц-м
естествоиспытателем.
Ламарк «Фил-я
зоологии» -
изменения в
окружающей
среде вели к
изменениям в
потребностях
животных,
следствием
чего было
изменение их
жизнедеят-ти.
В течение
одного
поколения,
считал он, в
случае
перемен в
функционировании
того или иного
органа
появл-ся
наследственные
изменения в
этом органе.
При этом
усиленное
упражнение
органов
укрепляет их,
а отсутствие
упражнений -
ослабляет. На
этой основе
возникают
новые органы,
а старые
исчезают.
Англ-го естествоиспытателя
Дарвин «Происхождение
видов» - вне
саморазвития
органический
мир не
сущест-т и
поэтому
органическая
эволюция не
может
прекратиться.
Развитие -
это усл-е
существования
вида, усл-е
его приспособления
к окружающей
среде. Каждый
вид всегда
находится
на пути
недостижимой
гармонии с
его жизненными
усл-ми. Принципиально
важной в
учении
Дарвина явл-ся
теория
естественного
отбора. Согл
этой теории,
виды, с их
относительно
целесообразной
организацией
возникли и
возникают в
рез-те отбора
и накопления
кач-в,
полезных для
организмов в
их борьбе за существование
в данных
усл-х. К числу
этих
открытий
относится
клеточная
теория.
Открытием
клеточного
строения
растений и
животных
была доказана
связь, единство
всего
органического
мира Джоуль -
теплоту
можно
создавать с
помощью
механической
работы,
используя
магнитоэлектричество
(электромагнитную
индукцию), и
эта теплота
пропорциональна
квадрату
силы
индуцированного
тока. Вращая
электромагнит
индукционной
машины с
помощью
падающего груза,
Джоуль
определил
соотнош-е
между работой
этого груза и
теплотой,
выделяемой в
цепи. Во всех
случаях,
когда
затрачивается
механическая
сила, получается
точное
эквивалентное
количество
теплоты. Менделеев«Опыт
системы
элементов,
основанный
на их атомном
весе и
химическом
сходстве» -
сущ-т закономерная
связь между
химическими
элементами,
кот-я
заключ-ся в
том, что
свойства
элементов
изменяются в
периодической
зависимости
от их атомных
весов.
Качест-е
свойства элементов
зависят от их
количественных
свойств,
причем это
отнош-е меняется
периодически,
скачками.
Обнаружив эту
закономерную
связь,
Менделеев
расположил
элементы в
естественную
систему, в
зависимости
от их родства.