1.      Когерентная концепция истины. Философия прагматизма об истине. Проблема критериев истины.

Истина - идеал познания, заключ-ся в совпадении мыслимого с действительностью, в правильном понимании и знании объективной действительности. Идея позитивистской философии об опытной основе достоверных знаний была использована прагматизмом.

Идеи становятся истинными постольку, поскольку они помогают нам вступать в удовлетворительные отнош-я с др частями нашего опыта. Мысль истинна постольку, поскольку вера в неё выгодна для нашей жизни. Истина — это одна из разновидностей добра, а не отдельная категория. Истинной идею делают не процедуры, а события, в центре кот-х, оказывается эта истина, истинное — это лишь удобное в образе нашего мышления и в конечном итоге — в образе нашего действия. Поиск нами истины сводится к поиску нами выгоды для нас. Тогда приходится согласиться с таким выводом: мы не можем отвергнуть никакую гипотезу, если из неё вытекают полезные для жизни следствия. Так, гипотеза о Боге истинна, ибо она служит удовлетворению потребностей самого широкого круга людей, согласуется с религиозным опытом их и идеалом добра и справедливости. Сущ-т 2 варианта когерентной теории истины: 1)Один из них вводит новое понятие истины, как когерентности знаний, кот-е предполагается вместо прежнего понятия истины, как соответствия знаний действительности. 2) Другой вариант утверждает, что соответствие знаний  действительности может быть установлено только через когерентность, кот-я выступает в кач-ве критерия истины. Одним из основоположников первого варианта когерентной теории принято считать Канта. По Канту сущ-т взаимная согласованность, единство чувственного и логического, кот-е и определяют содерж-е и мысли истины. В XX в. когерентная теория истины возрождается некоторыми представителями неопозитивизма, напр Нейратом. Эта версия исходит из того, что только метафизика может пытаться сравнивать предложения с реальным миром. Истинность научного знания заключ-ся, по Нейрату, не в том, что знание соответствует действит-ти, а в том, что все знание  представляет собой самосогласованную  систему. Именно к самосогласованности относится понятие истины. Истоками второго варианта можно считать фил-ю элеатов. Порменид и Зенон принимали понятия  истины как соответствие знаний действительности. Однако они счит, что это соответствие может быть удостоверено не путем наблюдений, а лишь путем установления непротиворечивости знаний. Функционирование когерентной теории истины, как определяющей критерии истины Ремер представляет себе следующим образом: “Цель когерентной теории заключ-ся в том, чтобы отделить истинные высказывания от неистинных. Ключ к решению этой проблемы состоит в нахождении во множестве М подмножества N когерентных высказываний. “Кандидаты в истинное” - уточняет Ремер – квалифицируются как истинное, благодаря выявлению их современности с как можно большим числом других эмпирических высказываний”. Когерентная теория не только не  преодолевает трудности классической теории, но, наоборот, усугубляет их, сталкиваясь и с др нерешенными проблемами. Эта теория пытается решить проблему когерентности в логическом смысле. Когерентность рассматривается как внутреннее свойство системы высказываний. Очевидно усл-е непротиворечивости не явл-ся достаточным усл-м истинности, поскольку не всякая  противоречивая система утверждений о реальном мире соответствует реальному миру. Противоречивость какой – либо теории не означает ее ложность.  Она может быть показателем временных трудностей.  Сторонники когерентной теории истины обратились к когерентности как к способу избавиться от трудностей, с кот-ми столкнулась классическая концепция истины. В научном познании используется достаточно большая и разно­родная совок-ть различных критериев, оценок, содержательных соображений. Основные группы критериев, действую­щих в научном познании: 1. Критерии, связанные с когерентным пониманием истины - проверяют научное знание на предмет его обоснованности, внутренней согласованности, совместимости с общим теоретическим контекстом. К ним относится критерий логи­ческой непротиворечивости. Он имеет решающее значение в математических науках, поскольку там мы не имеем возможности про­верить математические положения согласием с эмпирическими данными. Норма непротиворечивости может быть там не только крите­рием истинности, но и критерием сущест-ия математического объекта. К когерентным критериям относятся такие, как внутренняя согласованность положений теории между собой на основе каких-то содержательных положений и кон­цептуальных соотнош-й, общая связность теории. Кроме того, важней­шим для теории явл-ся требование согласия с фактами, с данными опыта. Это требование одновременно относится и к классическому по­ниманию истины, и к когерентному, поскольку сам опыт, представляет собой «связный контекст». 2. Следующая группа критериев связана с расширенным контекстом  научной деятельности, ведь научное познание не замкнуто в своих пред­метных областях, и их содержание несамодостаточно. Научное познание, содержит широкий пласт предпосылочного знания, не­явных допущений, оно насыщено метафизическими положениями. Требование согласия с расширенным контекстом научной деят-ти существенно, т.к. факторы из этого контекста тоже могут приобретать важное значение в оценке той или иной теории. В расширенный контекст включается - обширная сово­купность общепризнанных положений. Прежде всего, это фундаменталь­ные онтологические представления: идеи о структуре материи, об основ­ных сущностях мира. Они представляют собой метафизический фон науки. Большую роль в расширенном контексте науч­ных теорий играют и эстетические соображения: чувство «красоты» теории, ее гармония, совершенство, простота, бо­гатство взаимосвязей, особое чувство «удовлетворения», или «эстетичес­кого наслаждения», кот-е вызывает теоретическая система. 3. Группа внетеоретических критериев. Смысл их использования со­стоит в том, чтобы вообще выйти из познавательного контекста и оценить правильность той или иной теории на основе внетеоретических соображе­ний. Таким оценочным контекстом становится практическая сфера. Это означает, что следует проверять эффективность теории в действии. Если теория показывает свою действенность на практике, то это существенный аргумент в пользу ее истинности. 4. Конвенционалистские факторы - при оценке теории в расчет прини­маются и соображения, связанные с интерсубъективной приемлемостью, принятыми соглашениями. Так, сказываются соглашения сообщества на­счет терминологии, выбора аксиом, принятых методов верификации, стандартов понимания и объяснения.

 

Hosted by uCoz