1.
Когерентная
концепция
истины.
Философия прагматизма
об истине.
Проблема
критериев
истины.
Истина -
идеал познания,
заключ-ся в
совпадении
мыслимого с
действительностью,
в правильном
понимании и
знании
объективной
действительности.
Идея
позитивистской
философии об
опытной
основе
достоверных
знаний была
использована
прагматизмом.
Идеи
становятся
истинными
постольку,
поскольку
они помогают
нам вступать
в удовлетворительные
отнош-я с др
частями нашего
опыта. Мысль
истинна
постольку,
поскольку
вера в неё
выгодна для
нашей жизни.
Истина — это
одна из
разновидностей
добра, а не
отдельная
категория.
Истинной
идею делают
не процедуры,
а события, в
центре кот-х,
оказывается
эта истина,
истинное —
это лишь удобное
в образе
нашего
мышления и в
конечном
итоге — в
образе
нашего
действия.
Поиск нами
истины
сводится к
поиску нами
выгоды для
нас. Тогда
приходится
согласиться
с таким
выводом: мы
не можем
отвергнуть
никакую
гипотезу,
если из неё
вытекают
полезные для
жизни
следствия.
Так, гипотеза
о Боге истинна,
ибо она
служит
удовлетворению
потребностей
самого
широкого
круга людей,
согласуется
с
религиозным
опытом их и
идеалом добра
и
справедливости.
Сущ-т 2
варианта
когерентной
теории
истины: 1)Один
из них вводит
новое
понятие
истины, как
когерентности
знаний, кот-е
предполагается
вместо
прежнего
понятия
истины, как соответствия
знаний
действительности.
2) Другой
вариант
утверждает,
что
соответствие
знаний
действительности
может быть
установлено
только через
когерентность,
кот-я
выступает в
кач-ве
критерия
истины. Одним
из
основоположников
первого
варианта
когерентной
теории
принято
считать
Канта. По Канту
сущ-т
взаимная
согласованность,
единство
чувственного
и логического,
кот-е и
определяют
содерж-е и
мысли истины.
В XX в.
когерентная
теория
истины возрождается
некоторыми
представителями
неопозитивизма,
напр Нейратом.
Эта версия
исходит из
того, что
только метафизика
может пытаться
сравнивать
предложения
с реальным миром.
Истинность
научного
знания
заключ-ся, по
Нейрату, не в
том, что
знание
соответствует
действит-ти,
а в том, что
все знание
представляет
собой
самосогласованную
систему.
Именно к
самосогласованности
относится понятие
истины.
Истоками
второго
варианта можно
считать фил-ю
элеатов. Порменид
и Зенон
принимали
понятия
истины как
соответствие
знаний
действительности.
Однако они
счит, что это
соответствие
может быть удостоверено
не путем
наблюдений, а
лишь путем
установления
непротиворечивости
знаний. Функционирование
когерентной
теории
истины, как
определяющей
критерии
истины Ремер
представляет
себе
следующим
образом: “Цель
когерентной
теории
заключ-ся в
том, чтобы
отделить
истинные
высказывания
от неистинных.
Ключ к решению
этой
проблемы
состоит в
нахождении
во множестве
М
подмножества
N когерентных
высказываний.
“Кандидаты в
истинное” -
уточняет
Ремер –
квалифицируются
как истинное,
благодаря
выявлению их
современности
с как можно
большим
числом
других
эмпирических
высказываний”.
Когерентная
теория не
только не
преодолевает
трудности
классической
теории, но,
наоборот,
усугубляет
их,
сталкиваясь
и с др
нерешенными
проблемами.
Эта теория
пытается
решить
проблему когерентности
в логическом
смысле.
Когерентность
рассматривается
как
внутреннее
свойство
системы высказываний.
Очевидно
усл-е
непротиворечивости
не явл-ся
достаточным
усл-м истинности,
поскольку не
всякая
противоречивая
система
утверждений
о реальном
мире
соответствует
реальному
миру.
Противоречивость
какой – либо
теории не
означает ее
ложность. Она
может быть
показателем
временных
трудностей.
Сторонники
когерентной
теории
истины
обратились к
когерентности
как к способу
избавиться
от
трудностей, с
кот-ми
столкнулась
классическая
концепция истины.
В научном
познании
используется
достаточно
большая и разнородная
совок-ть
различных
критериев,
оценок,
содержательных
соображений.
Основные
группы
критериев,
действующих в
научном
познании: 1.
Критерии,
связанные с
когерентным
пониманием
истины -
проверяют
научное знание
на предмет
его обоснованности,
внутренней
согласованности,
совместимости
с общим теоретическим
контекстом. К
ним относится
критерий логической
непротиворечивости.
Он
имеет
решающее
значение в
математических
науках,
поскольку
там мы не
имеем возможности
проверить
математические
положения
согласием с
эмпирическими
данными. Норма
непротиворечивости
может быть
там не только
критерием
истинности,
но и
критерием сущест-ия
математического
объекта.
К
когерентным критериям
относятся
такие, как внутренняя
согласованность
положений теории
между собой
на основе
каких-то содержательных
положений и
концептуальных
соотнош-й,
общая связность
теории.
Кроме того,
важнейшим для
теории явл-ся
требование согласия
с фактами, с
данными
опыта. Это
требование
одновременно
относится и к
классическому
пониманию
истины, и к
когерентному,
поскольку
сам опыт, представляет
собой
«связный
контекст». 2.
Следующая
группа
критериев
связана с расширенным
контекстом
научной
деятельности,
ведь научное
познание не
замкнуто в
своих предметных
областях, и
их
содержание
несамодостаточно.
Научное
познание,
содержит
широкий
пласт
предпосылочного
знания, неявных
допущений,
оно насыщено
метафизическими
положениями.
Требование
согласия с расширенным
контекстом
научной
деят-ти существенно,
т.к. факторы
из этого
контекста
тоже могут
приобретать
важное
значение в
оценке той
или иной
теории. В
расширенный
контекст
включается -
обширная
совокупность
общепризнанных
положений.
Прежде всего,
это
фундаментальные
онтологические
представления:
идеи о структуре
материи, об
основных
сущностях
мира. Они
представляют
собой метафизический
фон науки. Большую
роль в
расширенном
контексте
научных
теорий
играют и эстетические
соображения:
чувство
«красоты»
теории, ее
гармония, совершенство,
простота, богатство
взаимосвязей,
особое
чувство
«удовлетворения»,
или
«эстетического
наслаждения»,
кот-е
вызывает
теоретическая
система. 3.
Группа
внетеоретических
критериев.
Смысл их
использования
состоит в
том, чтобы
вообще выйти
из познавательного
контекста и
оценить правильность
той или иной
теории на
основе внетеоретических
соображений.
Таким
оценочным
контекстом
становится практическая
сфера. Это
означает, что
следует
проверять эффективность
теории в
действии. Если
теория
показывает
свою
действенность
на практике,
то это
существенный
аргумент в
пользу ее истинности.
4.
Конвенционалистские
факторы - при
оценке
теории в
расчет принимаются
и
соображения,
связанные с
интерсубъективной
приемлемостью,
принятыми
соглашениями.
Так,
сказываются
соглашения
сообщества
насчет терминологии,
выбора
аксиом,
принятых методов
верификации, стандартов
понимания и
объяснения.