1.      Рост, динамика, специализация и интеграция современного научного знания. Новые формы организации науки.

4 глоб.науч.рев-ция-постнеклассич.наука:

1.компьютер-ция;

2.интеграция;

3.междисц.исслед-ния;

4.эк.,соц.выгоды;

5.об-т-уник.с-мы,хар.открытостью и систем-ю;

6.синергетич.с-иы;

7.измен.нормы и идеалы науки:с-ма уник.,измен-я в ней необратимы→натур.эксп-т повторить невозм.,лишь его комп.вариант,модель;

8.в топологически одинак.с-мах при исслед.м.б.получ.различ.рез-ты;

9.этика науки,невозм.ценностно-нейтр.исслед.(особ.если об-том исслед.явл.сам чел-к).

Постнеклассич.тип науч.рац-сти:

·  ценност.аспект;

·  детерминир-сть исслед-ния соц-культ.ф-рами;

·  понятие рац-сти шире понятия рац-сти науки(учитыв.повед.чел-ка-исслед-ля);

·  плюрализм рац-стей;

·  учет пихолог.,соц-культ.ф-ров;

·  работа чел-ка в сооб-ве;

·  цен-сть,цель-в познават.деят.

Императивы нового века:

·  нелинейность;

·  необратимость;

·  неравновесность;

·  хаосомность.

Особ-сти совр.этапа разв.науки:

1.распр-ние идей и методов синергетики-теории самоорг-ции и разв. слож.с-м любой прир. Основ-ль-Хаккен.Общее всех с-м-спонтанное образ-ние стр-р,качеств.измен-е на микроуровне.Анализ откр.и закр.с-м. Совр.исслед-ли стрем-ся рассм. всю совокуп-сть ф-ров,опред.измен-е роли науки  в проц.постиндустр.трансформации:

·  модерниз-ция общенауч.парадигмы и методологии,

·  роль фунд.теор.знания,

·  узкий спектр анализир.науч.напр-й,

·  перспективы снятия барьера м-ду гумм.и естеств.знанием,

·  уточн-е роли и места науки в культ.

2.укреп-ние парадигмы целостности-осознание необх-сти глоб.,всестор.взгляда на мир:цел-сть об-ва,биосф.,ноосф.,мироздания,чел-к-часть целого.

3.укрепление и применение идеи коэволюции-взаимообусловл.измен-е с-м или частей внутри целого.Коэв-ция ставит вопрос о синтезе знаний,необх-сти совмещ-я различ.уровней эв.Коэв-ция соверш-ся в ед-ве соц.и природ. проц.→на совр.этапе разв.науки необх.ед-во и пост.взаимод-вие естеств.и гумм.знания с целью более глуб.исслед-ния коэв.проц-в.

4.измен-е х-ра об-та исслед. и усиление роли междисц.подходов в его изуч.Об-т классич.науки-простые с-мы,неклассич.науки-слож.с-мы,сейчас внимание ученых привлек.исторически разв.с-мы,к-ые с теч.врем.формир.все новые уровни своей орг-ции.С-мы,хар.откр-ю и саморазв-м,постепенно опред.облик совр.постнеклассич.науки.

Признаки самоорг.с-м:

·  откр-сть;

·  нелиней-сть;

·  когерент-сть(связь,сцепление);

·  хаотич.х-р переход.сост-ний;

·  непредсказ-сть повед.;

·  способ-сть взаимодей-вия со средой,измен.ее;

·  гибкость стр-ры;

·  способ-сть учитыв.прошлый опыт.

Об-т соврем.науки-т.н.человекоразмерные с-мы:медикобиолог.,эколог.,биотехнолог.,с-мы «чел-к-машина».

5.более широкое примен-е филос. и ее методов во всех науках.В постнеклассич.естествозн.более активно задейств.все ф-ции филос.

6.методологич.плюрализм-осознание огранич-сти,одностор-сти любой методологии,в т.ч. и рационалитсич.Эстетич.сторона познания,красота-эвристич.принцип науки.Красота теор.постр-ний.Ед-во,сим-рия з-нов прир.-черта совр.физики.

7.постеп.,неуклонное ослаб-ние треб-ний к жестким нормативам науч.дискусса:логич.,понятий.комп-та,усиление роли внерац.комп-та.Но не за счет игнорир. роли разума.Интуиция,вдохновение.

8.соед-ние объектив.мира и мира чел-ка,преодоление разрыва об-та и суб-та.

9.внедрение времени во все науки,распр-ние идеи разв.,историализации,диалектизация науки.

10.понимание мира не только как саморазв.цел-сти,но и как нестаб.,неустойч.,неравновес.

Принципы (Пригожин):

·  нестаб-сть мира не означ.,что он не поддается науч.изучению;

·  неустойч-сть-не всегда зло,подлеж.устранению;она м.выступ.условиемстаб.идинамич.саморазв.,к-ое м.происходить за счет унич-ния нежизнеспособных форм.Уст-сть и неуст-сть и оформ-ние и разруш. стр-р смен. др.др.

В совр.филос.науки впереди-глоб.эв-зм-идея ед-ва мироздания,включ эв-ции:космич.,биолог.,химич.,соц.Эта концепция претенд.на созд.нового типа целост.знания,сочет. в себе науч.,методологич. и философ.основания.Основ.понятие-коэв-ция.Вопрос о ноосфере.

Аксеолог.аспект показ.,что наука д.б.понята как интегр.состав-щая совр.соц.разв.Акс-сть науч.познания призн-ся его неотъемл.чертой.Наука не д.б.подчинена узко прагматич.интересам и монополит.военно-пром.комплекса(СССР-холод.война).

 

 

Hosted by uCoz