1.
Определение
науки. Наука
как форма
знания,
способ
духовного производства
и социальный
институт.
Наука
–
это сложное
духов.
образование.
3 основных
значения в
понятии Н.: 1)
область
культуры, т.к
представляет
продукт
духов.
жизнед-ности
чел-ка,
воплощение
его
творческого
порыва. 2)
способ
познания
мира. Н.
заключает в
себе некий
образ мира,
его
истолкование.
Считается,
что
результатом
научного
познания
является
“объективное”
знание о мире
– знание, не
зависящее от
состояния
суб.. 3) социальный
институт. В
материал.
сфере общ. жизни
Н.
представляет
собой не
область
знания (ведь
знание
принадл.
духовной
сфере), а сеть
взаимосвязанных
учреждений,
решающ.
специфический
круг задач и
выполняющ.
опред.
функции. Н. –
организов.
ст-ра,
призванная удовлетворить
потребности
об-ва.
Наука-слож.функционир.и
развив.с-ма
знаний,рез-том
деят.к-ой
явл.новые
знания(Степин,Алекссев,Бажанов).Онтологич.статус
н.как самоорганиз.с-мы.Н.д.стрем-ся
к мах
целостности
и устойчивости.
3-я
науч.рев-ция(к.19в.-сер.20
в.-появ-ние
некл.естествозн.)
привела к
формир-нию
нового типа
рац-сти.Н.рассм.как
специфич.форму
обществ.сознания(религиоз.,прав.,политич.).Ее
влияние на
нашу жизнь:
· методы
н.в
достижении
своих целей;
· разв.н.сознания;
· н.-важная
состав-щая
жизни.
Идеалы
н.знания:
· ученые
соглас.,что
мышлению об-т
не дан в первозданном
сост.,мышление
изучает не
об-т сам по
себе,а то,как
явилось
набл-лю
взаимод-вие
об-та с
прибором;
· любой
экспер-т
провод-ся
исслед-лем→проблема
истины связ.
с его деят.,т.е.
актуализ-ся
представ-ния
об актив-сти
суб-та познания,каждая
н.изучает
свою
реальность;
· ученые
постав.вопрос
о
«непрозрачности»
бытия,что
лишило
возм-сти
суб-та
познания реализ.идеальные
модели и
проекты,выраб.
рац.сознанием;
· в
противовес
идеалу ед.
н.теории,фотографир.исслед.об-ты,стала
допуск-ся
истин-сть отлич-ся
др.от
др.теоретич.описаний
одного и того
же
об-та.Исслед-ли
столк-сь с
необх-стью признать
относит.истн-сть
теории и
картины природы,выраб.на
опред.этапе
разв.естествозн.
Особ-сти
совр.этапа
разв.н.:
· широкое
распр-ние
идей и
методов
синергетики-теории
самоорг-ции и
разв.слож.с-м
любой природы.Основатель-Хаккен.Общее
всех с-м-спонтанное
образ-ние
стр-р,качесвт.изменение
на микроуровне.Совр.исследователи
стрем-ся
рассм.всю
совокуп-сть
ф-ров,опред.изменение
роли н.в
проц.постиндустр.трансформации;
· укрепление
парадигмы
целостности,осознание
необх-сти
всесторон.взгляда
на мир;
· укрепление
и
шир.применение
идеи коэволюции-взаимообуслов-сть
изменения с-м
или частей
внутри
целого.Она
ставит
вопрос о
синтезе
знаний,необх-сти
совмещения
различ.уровней
эволюции.Коэв-ция
соверш-ся в
ед-ве
природ.и соц.
проц-в→необх.пост.взаимод-вие
естеств. и
гум. наук.;
· усиление
роли
междисципл.
подходов в
изучении
об-та.
Чем
шире
науч.достижения,тем
шире культура(соц.институт).В
зав-сти от
соц.памяти
выдел.след.виды
н.:
1.антич.
2.Нового
времени
3.соврем.н.
Н.адаптир-ся
к
культ.среде,подключ-ся
к культ.традиции,но
и она
трансф-ся под
воздей-вием
н.открытий.Н.явл.движ.силойсоц.-историч.прогресса.Она
способств.обеспечению
преемств-стив
разв.цив-ций.Степень
разв.н.гов.об
уровне
цив-сти об-ва.
Н.никогда
не сможет
осв-ся от
влияния
об-ва.Н.стрем-ся
к
антиидеологизации(нет
догматизма,искажения
фактов).Сегодня
н.вынуждена выполнять
соц.заказ.Нек-ые
откр-я
м.привести к
уничтож-ю
чел-ва.Н.,понимаемая
как социокульт.феномен,предполаг.соотнесениес
типом
цив.разв.В
техноген.об-ве
основ.ценность-не
норма,а
инновация,новизна.Техноген.тип
разв.-это
ускорение
изменений
прир.среды,соедин.с
активной
трансф-циейсоц.связей
людей.Чел-к
рассм.как
актив.деяит.сущ-во,выполн.опред.ф-ции.