1.      Определение науки. Наука как форма знания, способ духовного производства и социальный институт.

Наука – это сложное духов. образование. 3 основных значения в понятии Н.: 1) область культуры, т.к представляет продукт духов. жизнед-ности чел-ка, воплощение его творческого порыва. 2) способ познания мира. Н. заключает в себе некий образ мира, его истолкование. Считается, что результатом научного познания является “объективное” знание о мире – знание, не зависящее от состояния суб.. 3) социальный институт. В материал. сфере общ. жизни Н. представляет собой не область знания (ведь знание принадл. духовной сфере), а сеть взаимосвязанных учреждений, решающ. специфический круг задач и выполняющ. опред. функции. Н. – организов. ст-ра, призванная удовлетворить потребности об-ва.

Наука-слож.функционир.и развив.с-ма знаний,рез-том деят.к-ой явл.новые знания(Степин,Алекссев,Бажанов).Онтологич.статус н.как самоорганиз.с-мы.Н.д.стрем-ся к мах целостности и устойчивости.

3-я науч.рев-ция(к.19в.-сер.20 в.-появ-ние некл.естествозн.) привела к формир-нию нового типа рац-сти.Н.рассм.как специфич.форму обществ.сознания(религиоз.,прав.,политич.).Ее влияние на нашу жизнь:

·  методы н.в достижении своих целей;

·  разв.н.сознания;

·  н.-важная состав-щая жизни.

Идеалы н.знания:

·  ученые соглас.,что мышлению об-т не дан в первозданном сост.,мышление изучает не об-т сам по себе,а то,как явилось набл-лю взаимод-вие об-та с прибором;

·  любой экспер-т провод-ся исслед-лем→проблема истины связ. с его деят.,т.е. актуализ-ся представ-ния об актив-сти суб-та познания,каждая н.изучает свою реальность;

·  ученые постав.вопрос о «непрозрачности» бытия,что лишило возм-сти суб-та познания реализ.идеальные модели и проекты,выраб. рац.сознанием;

·  в противовес идеалу ед. н.теории,фотографир.исслед.об-ты,стала допуск-ся истин-сть отлич-ся др.от др.теоретич.описаний одного и того же об-та.Исслед-ли столк-сь с необх-стью признать относит.истн-сть теории и картины природы,выраб.на опред.этапе разв.естествозн.

Особ-сти совр.этапа разв.н.:

·  широкое распр-ние идей и методов синергетики-теории самоорг-ции и разв.слож.с-м любой природы.Основатель-Хаккен.Общее всех с-м-спонтанное образ-ние стр-р,качесвт.изменение на микроуровне.Совр.исследователи стрем-ся рассм.всю совокуп-сть ф-ров,опред.изменение роли н.в проц.постиндустр.трансформации;

·  укрепление парадигмы целостности,осознание необх-сти всесторон.взгляда на мир;

·  укрепление и шир.применение идеи коэволюции-взаимообуслов-сть изменения с-м или частей внутри целого.Она ставит вопрос о синтезе знаний,необх-сти совмещения различ.уровней эволюции.Коэв-ция соверш-ся в ед-ве природ.и соц. проц-в→необх.пост.взаимод-вие естеств. и гум. наук.;

·  усиление роли междисципл. подходов в изучении об-та.

Чем шире науч.достижения,тем шире культура(соц.институт).В зав-сти от соц.памяти выдел.след.виды н.:

1.антич.

2.Нового времени

3.соврем.н.

Н.адаптир-ся к культ.среде,подключ-ся к культ.традиции,но и она трансф-ся под воздей-вием н.открытий.Н.явл.движ.силойсоц.-историч.прогресса.Она способств.обеспечению преемств-стив разв.цив-ций.Степень разв.н.гов.об уровне цив-сти об-ва.

Н.никогда не сможет осв-ся от влияния об-ва.Н.стрем-ся к антиидеологизации(нет догматизма,искажения фактов).Сегодня н.вынуждена выполнять соц.заказ.Нек-ые откр-я м.привести к уничтож-ю чел-ва.Н.,понимаемая как социокульт.феномен,предполаг.соотнесениес типом цив.разв.В техноген.об-ве основ.ценность-не норма,а инновация,новизна.Техноген.тип разв.-это ускорение изменений прир.среды,соедин.с активной трансф-циейсоц.связей людей.Чел-к рассм.как актив.деяит.сущ-во,выполн.опред.ф-ции.

 

Hosted by uCoz