1.
Методы
эмпирического
исследования:
наблюдение,
измерение и
эксперимент.
Эмпирическое
и
теоретическое.
В науке разл.
эмпир. и
теорет.
уровни
исследования.
Это
различение
имеет своим
основанием 1. -
методов
познав
активности;2. -
характер
достигаемых
результатов.
Эмпир.
исследование
предполагает
выработку программы
исследований,
организацию
наблюдения и
экспериментов,
описание и
обобщение
эксперементальных
данных, их
классификацию,
первичное
обобщение. Словом
для эмпир.
познания
характерна
фактофиксирующая
активность. Теорет.
познание -
это
сущностное
познание,
осуществляемое
на уровне
абстракций
высоких
порядков.
Здесь
орудием
выступают
понятия,
категории,
законы,
гипотезы...
Исторически
эмпир. познание
предшествует
теорет., но
только этим
путем нельзя
достигнуть
полного и
истинного
знания.
Эмпир.
исследование,
выявляет все
новые данные
наблюд и
эксперим,
ставит перед
теорет
мышлением
новые задачи,
стимулирует
его к
дальнейшему
совершенствованию.
Однако и
обогащающееся
теорет
знание
ставит перед
наблюдеием и
эксперим все
более
сложные
задачи.
Всякое
наблюдение
начин не со
сбора фактов,
а с попытки
решения
какой-то
задачи, в
основе кот
всегда лежит
известное
предположение,
догадка,
постановка
проблемы.
Постановка
проблемы и
иследов
программа.
Люди
стремятся
познать то,
чего они не
знают.
Проблема -
это вопрос, с
кот мы
обращаемся к
самой
природе, к
жизни , к
практике и
теории.
Поставить
проблему порой
не менее
трудно, чем
найти ее
решение: правильная
постановка
пробл в
известной мере
направляет
поисковую
активность
мысли, ее
устремленность.
Когда ученый
ставит проблему
и пытается
решить ее , он
неизбежно разрабатывает
и
исследов
программу,
строит план
своей
деятельности.
При этом он
исходит из
предполагаемого
ответа на свой
вопрос. Этот
предполагаемый
ответ выступает
в виде
гипотезы.
1.
Наблюдение
-
целенаправленное
пассивное
изучение
предметов,
опирающееся
в основном на
данные
органов
чувств. В ходе
наблюдения
мы получаем
знания не только
о внешних
сторонах
объекта
познания, но
и - в качестве
конечной
цели - о его
существенных
свойствах и
отношениях.
Наблюдение
может быть
непосредственным
и
опосредованным
различными
приборами и
другими
техническими
устройствами.
По мере
развития науки
оно
становится
все более
сложным и опосредованным.
Основные
требования к
научному
наблюдению:
однозначность
замысла (что
именно наблюдается);
возможность
контроля
путем либо повторного
наблюдения,
либо с
помощью других
методов
(например,
эксперимента).
Важным
моментом
наблюдения
является
интерпретация
его
результатов -
расшифровка
показаний
приборов и
т.п.
2.
Эксперимент
- активное и целенаправленное
вмешательство
в протекание
изучаемого
процесса,
соответствующее
изменение
исследуемого
объекта или
его
воспроизведение
в специально
созданных и
контролируемых
условиях,
определяемых
целями
эксперимента.
В его ходе
изучаемый
объект
изолируется
от влияния
побочных,
затемняющих
его сущность
обстоятельств
и
представляется
в "чистом
виде".
Основные
особенности
эксперимента:
а) более
активное (чем
при
наблюдении)
отношение к
объекту
исследования,
вплоть до его
изменения и
преобразования;
б) возможность
контроля за
поведением
объекта и проверки
результатов;
в)
многократная
воспроизводимость
изучаемого
объекта по
желанию
исследователя;
г)
возможность
обнаружения
таких
свойств
явлений,
которые не
наблюдаются
в
естественных
условиях.
Виды
(типы) экспериментов
весьма
разнообразны.
Так, по своим
функциям
выделяют
исследовательские
(поисковые), проверочные
(контрольные),
воспроизводящие
эксперименты.
По характеру
объектов различают
физические,
химические,
биологические,
социальные и
т.п.
Существуют
эксперименты
качественные
и
количественные.
Широкое
распространение
в
современной
науке
получил
мысленный
эксперимент -
система мыслительных
процедур,
проводимых
над идеализированными
объектами.
5.
Измерение
-
совокупность
действий,
выполняемых
при помощи
определенных
средств с
целью
нахождения
числового
значения
измеряемой
величины в
принятых
единицах
измерения.
Эксперт
двусторонен.
С одной
стороны он способен
подтвердить
или
опровергнуть
гипотезу, а с
др. - содержит
возможность
выявления
неожиданных
новых данных.
Т.о.
экспериментальная
деятельность
обладает
сложной
структурой:
теоретические
основы экс -
научные
теории,
гипотезы; мат
основа -
приборы;
непосредственное
осуществление
экспериментатор;
экспериментальное
наблюдение;
колич. и кач.
анализ рез
эксперимента,
их
теоретическое
обобщение.
Необходимым
условием н.
исследования
явл. установление
фактов. Факт,
от factum -
сделанное,
совершившееся.
Факт -
это явление
материального
или
духовного мира,
ставшее
удостоверенным
достоянием нашего
сознания,
зафиксированность
какого-либо
предмета,
явления,
свойства или
отношения.
“Факты - это
воздух ученого”,
- говорил
Павлов. Самое
характерное
для научного
факта - его
достоверность.
Факт должен
быть
осмыслен,
обоснован.
Факты всегда
оказываются
опосредованными
нашим пониманием,
интерпретацией.
Например,
свидетельские
показания.
Люди говорят
об одном и том
же, но как-то
по-разному.
Т.о.
очевидность
отнюдь не
является
полной
гарантией
реальной
достоверности
факта.
Факты
сами по себе
не
составляют
науки. Факты
должны быть
подвергнуты
отбору,
классификации,
обобщению и
объяснению,
тогда они
включатся в
ткань науки.
Факт
содержит
немало
случайного. Поэтому
основой для
н. анализа
явл. не
просто явл.
факт, а
множество
фактов,
отражающих основную
тенденцию.
Только во
взаимной связи
и цельности
факты могут
служить
основанием
для
теоретического
обобщения. Из
соответственно
подобранных
фактов можно
построить
любую теорию.
Описание,
и объяснение.
В ходе
наблюдения и
эксперимента
осуществляется
описание,
протоколирование.
Основное н.
требование к
описанию -
его
достоверность,
точность
воспроизведения
данных
наблюдений и
эксперимента.
Объяснение
- это мыслит
операция,
ориентированная
на выявление
причинной
зависимости
объекта
исследования,
постижение
закономерностей
его
функционирования
и развития и,
наконец,
раскрытие
его сущности.
Объяснить -
значит
осмыслить
объект в свете
уже
существующих,
исторически
накопленных
знаний,
опред.
принципов,
законов, категорий.