1.      Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Разработка методологии научного познания в позитивизме (О. Конт, Дж. Ст. Милль).

Обращаясь к факту ист-го становления ф-ии науки, отнесенного к моменту оформления позитивизма, необходимо остановиться на общей хар-ке позитивизма. Позитивизм предстаёт как идейное или интеллектуальное течение, охватившее многообразные сферы деят-ти — не только науку, но и политику, пед-ку, фил-ю, историографию. Считается, что позитивизм расцвел в Европе в период относительно стабильного развития, когда она вступила в индустриальную стадию своего развития. Быстрые успехи в самых различных областях знания: математики, химии, биологии, физики — делали науку всё более и более популярной, приковывающей к себе всеобщее внимание. Научные методы завладевают умами людей, престиж ученых повышается, наука превращается в соц-й институт, отстаивая свою автономию — специфические принципы научного исследования. Научные открытия с успехом применяются в производстве, отчего преображается весь мир, меняется образ жизни. Прогресс становится очевидным и необратимым. Математики, среди которых Риман, Лобачевский, Клейн; физики: Фарадей, Максвелл, Герц, Гельмгольц, Джоуль; микробиологи Кох и Пастер, а также эволюционист Дарвин своими исследованиями способствуют возникновению новой картины мира, где все приоритеты отданы науке. Позитивизм возвеличивал успехи науки. На протяжении XIX в. многие науки превзошли пики своего предшествующего развития. Теория о клеточном строении вещества повлекла за собой генетику Грегора Менделя. На стыке ботаники и математики были открыты законы наследственности. Пастер доказал присутствие в атмосфере микроорганизмов — бактерий, а также способность их разрушения под воздействием стерили­зации — высокой температуры. Микробиология победила распространен­ные инфекционные болезни; на основе открытия электропроводимости появился телефон. В различных странах позитивизм по-разному вплетался в специфические культурные традиции. Наиболее благодатной почвой для позитивизма был эмпиризм Англии, впрочем, как и картезианский рационализм во Франции. Германия с её тяготением к монизму и сциентизму также не препятствовала распространению позитивистских тенденций. Труднее было данному направлению в Италии с её возрожденческим гимном человеку. Там акцент был перемещен на натурализм, и позитивизм расцвёл в сфере пед-ки и антропологии. Общие программные требование позитивизма: 1. Утверждение примата науки и естественнонаучного метода. 2. Абсолютизация каузальности (каузальные законы распространимы не только на природу, но и на общ-во). 3. Теория развития общ-ва как своеобразная соц-я физика претендует на статус точной науки и уподобляется науке о естественных фактах чел-х отно­ш-й. 4. Неизменность прогресса, понятого как продукт чел-й изоб­ретательности, вера в бесконечный рост науки и научной рацио­нальности. На основе почти 100-летнего развития этого фил-го направления, обращённого к исследованию науки, в XXв возникает новая фил-я дисциплина. Различия между направлением и дисциплиной состоят в том, что представители фил-ии науки как направления в центр своего внимания ставят вопросы развития и функционирования научного знания, игнорируя, по сути, все др сферы фил-го интереса, наука объявляется главным и единственным предметом для изучения. Позитивизм - направление в методологии науки, объявляющая единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность фил-го исследования. Понятие «позитивизм» обозначает призыв к фил-м отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания. О. Конт сформулировал закон о 3 последовательных стадиях интеллектуальной эволюции ч-ка, кот-е свойственны ему как в филогенетическом, так и в онтогенетическом развитии: теологической, метафизической и позитивной (научной). Теологическая — люди в кач-ве объяснительной гипотезы используют понятие бога. Они пытаются достичь абсолютного знания, а первопричины явл-й облекают в чел-е образы. Метафизическая — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа, кот-ю Конт определяет как «смутный эквивалент универсальной связи». Именно в языке позитивистов метафизика приобретает негативный оттенок, поскольку сущ-ти и пресловутая природа вещей оказываются плодом беспочвенной фантазии, пусть даже она и выражена в строгой логической форме. Позитивная — единственной формой знания становится научное знание. Чел-во становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность нашего познания. В этом аспекте позитивизм преодолевает характерный для Научной Революции эпохи барокко оптимизм. Задачи этой стадии: - создать общенаучную картину мира, - необходимо исследовать познавательную деят-ть ученых, их методы, устанавливать между ними связи, создать методологию познания. Второй важной чертой научного знания является эмпиризм – строгое подчинение воображения наблюдению. Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт. Учёные должны искать не сущ-ть явл-й, а их отнош-е, выражаемое с помощью законов – постоянных отнош-й, существующих между фактами. Ещё одной чертой научного знания явл-ся прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным. Дж Стюарт Милль - последователь Конта. Ч-к познает только явл-я, за их пределы выйти нельзя, основа науки – псих-я. В логике отрицает дедукцию (выведение следствия из нескольких посылок на основе логики). Единственно допустимый прием познания – индукция (поиск общих утверждений путем изучения частных случаев).

 

 

Hosted by uCoz