1.      Развитие логических норм теоретического мышления и организация знания в средневековых университетах. Западное и восточное средневековое знание.

Средневековье знало семь свободных искусств — триумвпум: граммати­ка, диалектика, риторика; квадриум: арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Каждый ученый был обязан владеть всеми этими науками-искус­ствами. В науке господствовал схоластический метод с его необ­ходимым компонентом — цитированием авторитетов.

В средневековье главенствуют вера и истины откровения. Разум теряет роль главного арбитра в вопросах ис­тины, ликвидируется самостоятельность природы, Бог, благодаря свое­му всемогуществу, может действовать и вопреки естественному порядку.

В окончательном виде кредо средневековья было сформу­лировано пером Фомы Аквинского. Эта наука — теология, к дру­гим наукам она прибегает как к подчиненным ей служанкам»..В средневековье оформился решаю­щий критерий истинности - Бог.

Особенностью сред­невековой науки является тенденция к систематизации и классификации. Тогдашняя наука сосредоточивалась в двух почти не связанных друг с другом организациях. Одной из них были уни­верситеты и некоторые школы, существовавшие уже не один век. Другой можно считать опытно-экспериментальное исследование природы, кото­рое сосредоточилось в мастерских живописцев, скульпторов, архитекто­ров. Практика создания предметов искусства толкала их на путь экспери­ментирования.

Благодаря общему оживлению образования и посте­пенному овладению греко-арабской наукой и философи­ей выдвигается все больше таких учителей, у которых есть чему учиться, все больше молодых людей снима­ются с места и отправляются в прославленные школы учиться у прославленных учителей. Города, которым принадлежат такие школы, заинтересованы в их росте, церковь покровительствует им. Школы больше не огра­ничиваются местными, а часто даже и национальными рамками, в них идут отовсюду, и контингент их учени­ков все увеличивается. Школы перерастают, себя, и на их основе возникает образовательное учреждение ново­го типа — университет.

Само слово университет не употреблялось в средние века для названия соответствующих учреждений. Что означает учебное за­ведение с универсальной программой, для наиболее зна­менитых.

Выпускник университета отлчается от просто образованного в той же области че­ловека: наличием у первого степени, диплома, означаю­щих признание его знаний некоторой группой образован­ных в этой же области людей. До этого образование не было связано такими рег­ламентами, но при этом надо помнить, что его свобода была ограничена тем, что практически вся система об­разования оставалась частью церковной организации. Покровительство церкви сфере образования диктовалось более всего задачами религиозного просвещения.

Со временем все большая часть школьной програм­мы выходит за рамки чисто религиозного образования.

Университет имеет право самостоя­тельно вырабатывать свои уставы; члены его не подле­жат обычному гражданскому суду, университет облада­ет правом судить своих членов; они также освобожде­ны от налогов и податей.

Для ведения учебного дела университет делился на факультеты: теологический, юридический, медицинский и факультет искусств. Во главе университета стоял выборный ректор. Каждый факультет имел выборного декана. Функции факультета заключались в организации лек­ций, устройстве диспутов, испытаний и присуждении ученых степеней.

Магистр на лекциях часто не читал сам весь коммен­тируемый текст, поручая чтение кому-либо из студен­тов, а останавливался лишь на обсуждении избранных разделов.

Важное место в практике обучения занимали регу­лярные учебные диспуты, посвященные разбору некоторого вопроса. Руководил таким диспутом магистр, кото­рый и выбирал тезис, но защищать его аргументами обычно должен был младший учитель — возражения при этом мог выдвигать любой слушатель, окончательное же заключение было за магистром.

Таким образом, сред­невековый университет — это институт, если не церков­ный, то по крайней мере тесно связанный с церковью. Язык средневекового университета — это язык церкви, латынь; учением церкви во многом определен характер средневекового преподавания; члены университета — и преподаватели, и студенты – клирики; университеты, как и церковь, интернациональны.

Западная и средневековая наука.

Именно арабы явились учителями и воспитателями латинского Запада. Первые переводы греческих философских и научных трудов на латинский язык были осуществлены не непосредственно с греческого, а с их арабских версий, то это произошло не только потому, что на Западе не было больше уже – или еще – людей, знающих древнегречес­кий язык, но и еще потому, что не было никого, способного понять такие трудные книги, как «Физика» или «Метафизика» Аристотеля или «Альмагест» Птолемея, так что без помощи Фараби, Авиценны или Аверроэса латиняне никогда к такому пониманию и не пришли бы. Для того чтобы понять Аристотеля и Платона, недостаточно – как ошибочно часто полагают классические филологи – знать древнегречес­кий, надо знать еще и философию. Латинская же языческая античность не знала философии».

Ученые Ближнего и Среднего Востока продолжали развивать наследие Эллады, стараясь объединить его с новым алгебраическим учением. При этом индийские математики больше уклонялись в арифметику, следуя по стопам Диофанта. Напротив, арабские ученые следовали по пути Архимеда. Они пытались разобраться в новом мире кубических уравнений: классифицировали их, выделяя те, которые решаются так же просто, как квадратные уравнения.

Тем временем на дальнем востоке Евразии другие математики и астрономы пытались постичь те же тайны природы на своем научном языке. В Элладе этот язык состоял, в основном, из чертежей - а в Китае из иероглифов. В сущности, иероглиф - это тоже чертеж особого рода, составленный из простых значков: каждый значок изображает одно простое понятие.

Вывод - ни один географический регион, ни один конкретный народ не может в полной мере считать себя «чудотворцем», породившим удивитель­ное детище – современную науку.

 

Hosted by uCoz