1.
Развитие
логических
норм
теоретического
мышления и
организация
знания в
средневековых
университетах.
Западное и
восточное
средневековое
знание.
Средневековье
знало семь
свободных
искусств —
триумвпум:
грамматика,
диалектика,
риторика;
квадриум:
арифметика,
геометрия,
астрономия, музыка. Каждый
ученый был
обязан
владеть
всеми этими
науками-искусствами. В науке
господствовал
схоластический
метод с его
необходимым
компонентом
—
цитированием
авторитетов.
В
средневековье
главенствуют
вера и истины
откровения.
Разум теряет
роль
главного арбитра
в вопросах истины,
ликвидируется
самостоятельность
природы, Бог,
благодаря
своему
всемогуществу,
может
действовать
и вопреки
естественному
порядку.
В
окончательном
виде кредо
средневековья
было сформулировано
пером Фомы
Аквинского.
Эта наука —
теология, к
другим
наукам она
прибегает
как к
подчиненным
ей служанкам»..В
средневековье
оформился
решающий
критерий
истинности - Бог.
Особенностью
средневековой
науки
является
тенденция к
систематизации
и
классификации.
Тогдашняя
наука
сосредоточивалась
в двух почти
не связанных
друг с другом
организациях.
Одной из них
были университеты
и некоторые
школы,
существовавшие
уже не один
век. Другой
можно
считать опытно-экспериментальное
исследование
природы, которое
сосредоточилось
в мастерских
живописцев,
скульпторов,
архитекторов.
Практика
создания
предметов
искусства
толкала их на
путь экспериментирования.
Благодаря
общему
оживлению
образования и
постепенному
овладению
греко-арабской
наукой и
философией
выдвигается
все больше
таких
учителей, у
которых есть
чему учиться,
все больше
молодых
людей снимаются
с места и
отправляются
в
прославленные
школы
учиться у
прославленных
учителей.
Города,
которым
принадлежат
такие школы, заинтересованы
в их росте,
церковь
покровительствует
им. Школы
больше не
ограничиваются
местными, а
часто даже и
национальными
рамками, в
них идут
отовсюду, и
контингент
их учеников
все
увеличивается.
Школы
перерастают, себя,
и на их
основе
возникает
образовательное
учреждение
нового типа
— университет.
Само
слово
университет
не
употреблялось
в средние
века для
названия
соответствующих
учреждений.
Что означает
учебное заведение
с
универсальной
программой,
для наиболее
знаменитых.
Выпускник
университета
отлчается от
просто
образованного
в той же
области человека:
наличием у
первого
степени,
диплома,
означающих
признание
его знаний
некоторой
группой
образованных
в этой же
области
людей. До
этого образование
не было
связано
такими регламентами,
но при этом
надо помнить,
что его
свобода была
ограничена
тем, что
практически
вся система
образования
оставалась
частью
церковной
организации. Покровительство
церкви сфере
образования
диктовалось
более всего
задачами
религиозного
просвещения.
Со
временем все
большая
часть
школьной программы
выходит за
рамки чисто
религиозного
образования.
Университет
имеет право
самостоятельно
вырабатывать
свои уставы;
члены его не
подлежат
обычному
гражданскому
суду,
университет
обладает
правом
судить своих
членов; они
также освобождены
от налогов и
податей.
Для
ведения
учебного
дела
университет
делился на
факультеты:
теологический,
юридический,
медицинский и
факультет
искусств. Во
главе
университета
стоял
выборный
ректор.
Каждый
факультет
имел
выборного
декана.
Функции
факультета
заключались
в
организации
лекций,
устройстве
диспутов,
испытаний и
присуждении
ученых степеней.
Магистр
на лекциях
часто не
читал сам
весь комментируемый
текст,
поручая
чтение
кому-либо из
студентов, а
останавливался
лишь на
обсуждении избранных
разделов.
Важное
место в
практике
обучения
занимали
регулярные
учебные
диспуты,
посвященные
разбору
некоторого
вопроса.
Руководил
таким
диспутом
магистр, который
и выбирал
тезис, но
защищать его
аргументами
обычно
должен был
младший
учитель — возражения
при этом мог
выдвигать
любой слушатель,
окончательное
же
заключение
было за
магистром.
Таким образом,
средневековый
университет
— это
институт, если
не церковный,
то по крайней
мере тесно
связанный с
церковью.
Язык
средневекового
университета
— это язык
церкви,
латынь;
учением
церкви во
многом
определен
характер
средневекового
преподавания;
члены
университета
— и
преподаватели,
и студенты –
клирики;
университеты,
как и
церковь, интернациональны.
Западная
и
средневековая
наука.
Именно
арабы
явились
учителями и
воспитателями
латинского
Запада.
Первые
переводы
греческих
философских
и научных
трудов на
латинский
язык были
осуществлены
не непосредственно
с греческого,
а с их
арабских
версий, то
это
произошло не
только
потому, что
на Западе не
было больше
уже – или еще
– людей,
знающих
древнегреческий
язык, но и еще
потому, что
не было
никого, способного
понять такие
трудные
книги, как
«Физика» или
«Метафизика»
Аристотеля
или «Альмагест»
Птолемея, так
что без
помощи
Фараби, Авиценны
или
Аверроэса
латиняне
никогда к
такому
пониманию и
не пришли бы.
Для того чтобы
понять
Аристотеля и
Платона,
недостаточно
– как
ошибочно
часто
полагают
классические
филологи –
знать
древнегреческий,
надо знать
еще и
философию.
Латинская же
языческая
античность
не знала
философии».
Ученые
Ближнего и
Среднего
Востока
продолжали
развивать
наследие
Эллады,
стараясь
объединить его
с новым
алгебраическим
учением. При
этом
индийские
математики
больше
уклонялись в
арифметику,
следуя по
стопам
Диофанта. Напротив,
арабские
ученые
следовали по
пути
Архимеда. Они
пытались
разобраться
в новом мире
кубических
уравнений:
классифицировали
их, выделяя
те, которые
решаются так
же просто,
как
квадратные
уравнения.
Тем
временем на
дальнем
востоке
Евразии другие
математики и
астрономы
пытались постичь
те же тайны
природы на
своем
научном языке.
В Элладе этот
язык состоял,
в основном,
из чертежей -
а в Китае из
иероглифов. В
сущности,
иероглиф -
это тоже
чертеж
особого рода,
составленный
из простых
значков:
каждый
значок изображает
одно простое
понятие.
Вывод
- ни один
географический
регион, ни один
конкретный
народ не
может в
полной мере считать
себя
«чудотворцем»,
породившим
удивительное
детище –
современную
науку.