1.      Проблемы философии и методологии науки в работе И. Лакатоса «Исследовательские программы».

И.Лакатос «Исследовательские программы»

Циклич.модель разв.науки.

1.основ.ед-ца измерения науч.знания-исследоват.программы,включ.

·  принятое по соглашению(неопровержимое)жесткое ядро-совокуп-сть утв-ний о стр-ре исслед.аспекта реальности.Эти утв-ния не проверяемы,призн-ся неопровержимыми в рамках зад.прогр. и защищ-ся всей исслед.прогр-й.Ученые знают о сущ-нии аномалий,но отодвигают их,пока не ослабеет сила исслед.прогр.Лишь тогда они начин.уделять вним.аномалиям.

·  методология включ. позитив. и негатив.эвристики.Позитив.опред.выбор проблем исслед.,способы создав.по плану прогр.теорий,предсказыв.контрпримеры и аномалии...Негатив.-ряд правил,указыв.,какихметодов надо избег.в науч.исслед.Запрещ.разв.теории,несовм.с нач.исследоват.прогр.,направлять правило «если ложно след-е,то ложна посылка» на ядро и перенаправ. его на

·   «защит.пояс» гипотез вокруг ядра.

ИП(исслед.прогр.)осущ-ся в послед-сти теорий,каждая из к-ых возник.из пред.посред-вом модифик.под влиянием встречи с контрпримерами(опыт.данными).ИП счит-ся прогрессир.,когда ее теор.рост превосх.эмп.(она предсказыв.)

2.здесь анализ-ся отнош. не м-ду 2 сторонами(теор.-эмп.,вериф.,фальсиф.),а м-ду 3 сторонами:теории,конкурир.ИП и экспер-т.

3.д.решитьслед.задачи:

·  превратить во внутр.эл-ты эв-ции факты и проц.,к-ые счит.внеш.по отнош.к истории науки,т.е.большая рационализ-я науки.Понятие науки включило филос.аспекты в ядро.Эмп.факты зав.от теории.

·  объяснить относит.незав-сть теор.знания-переопред-ние цели науч.познания:не достижение истины,а сохранение избранного твердого ядра ИП.

·  объяснить непр-сть разв.науки-следствие многообр-я науч.теорий,вход.в ИП.Но постепенно накап-ся науч.эмп.факты,неподдающ.объяснению,рост аномалий→кризис ИП и непр-сть прерыв-ся науч.рев-цией,когда происх.замена од.ИП др.Новая ИП призвана объяснить эмп.факты,но непонятно каким образом войдут в нее теор.факты пред.ИП.Новая ИП отбрасыв.теории,входившие в пред.ИП.Смена ИП знаменует возврат на новые исход.позиции,циклич-сть разв.науки.Сущ.преем-сть знаний,мен-ся сферы применения старой парад.,предмет,к к-му она примен. Новым здесь было то, что необходимость опровержения и отбрасывания теории на основании одних лишь отрицательных результатов эмпирических проверок отрицалась. Простое соотнесение теории и опыта признавалось недостаточным. Достаточным основанием становится наличие лучшей теории, способной не только объяснить полученные контрпримеры, но и предсказать новые факты.Таким образом для принятия обоснованного методологического решения необходимо сопоставление различных конкурирующих теорий, оценка их эвристического потенциала и перспектив развития. Ведущей становится идея, согласно которой движущим механизмом развития научного знания выступает конкуренция различных концептуальных точек зрения и их постоянный сдвиг под влиянием аномальных опытных фактов. Понятие "прогрессивного сдвига" фиксирует такую трансформацию теории - путем ее переинтерпретации или добавления вспомогательных гипотез - которая не только устраняет "аномалии", но и увеличивает эмпирическое содержание, часть которого находит опытное подкрепление.

4.НО!неопред-сть критериев прогресс.и регресс.сдвигов проблем,момента необх-сти замены од.ИП др.

5.уход от проблемы ист-сти науч.знания(защит.пояс),к-ый демонстр.интеллект.неразбор-сть в выборе сред-в защиты ядра ИП.

 

Hosted by uCoz