1.
Проблемы
философии и
методологии
науки в
работе И.
Лакатоса «Исследовательские
программы».
И.Лакатос
«Исследовательские
программы»
Циклич.модель
разв.науки.
1.основ.ед-ца
измерения
науч.знания-исследоват.программы,включ.
· принятое
по
соглашению(неопровержимое)жесткое
ядро-совокуп-сть
утв-ний о
стр-ре
исслед.аспекта
реальности.Эти
утв-ния не
проверяемы,призн-ся
неопровержимыми
в рамках
зад.прогр. и
защищ-ся всей
исслед.прогр-й.Ученые
знают о
сущ-нии
аномалий,но
отодвигают
их,пока не
ослабеет
сила
исслед.прогр.Лишь
тогда они
начин.уделять
вним.аномалиям.
· методология
включ.
позитив. и
негатив.эвристики.Позитив.опред.выбор
проблем
исслед.,способы
создав.по
плану
прогр.теорий,предсказыв.контрпримеры
и
аномалии...Негатив.-ряд
правил,указыв.,какихметодов
надо избег.в
науч.исслед.Запрещ.разв.теории,несовм.с
нач.исследоват.прогр.,направлять
правило
«если ложно
след-е,то ложна
посылка» на
ядро и
перенаправ.
его на
· «защит.пояс»
гипотез
вокруг ядра.
ИП(исслед.прогр.)осущ-ся
в послед-сти
теорий,каждая
из к-ых
возник.из
пред.посред-вом
модифик.под
влиянием
встречи с
контрпримерами(опыт.данными).ИП
счит-ся
прогрессир.,когда
ее теор.рост
превосх.эмп.(она
предсказыв.)
2.здесь
анализ-ся
отнош. не м-ду 2
сторонами(теор.-эмп.,вериф.,фальсиф.),а
м-ду 3
сторонами:теории,конкурир.ИП
и экспер-т.
3.д.решитьслед.задачи:
· превратить
во
внутр.эл-ты
эв-ции факты
и проц.,к-ые
счит.внеш.по
отнош.к
истории
науки,т.е.большая
рационализ-я
науки.Понятие
науки включило
филос.аспекты
в
ядро.Эмп.факты
зав.от
теории.
· объяснить
относит.незав-сть
теор.знания-переопред-ние
цели
науч.познания:не
достижение
истины,а сохранение
избранного
твердого
ядра ИП.
· объяснить
непр-сть
разв.науки-следствие
многообр-я
науч.теорий,вход.в
ИП.Но
постепенно
накап-ся
науч.эмп.факты,неподдающ.объяснению,рост
аномалий→кризис
ИП и непр-сть
прерыв-ся науч.рев-цией,когда
происх.замена
од.ИП
др.Новая ИП
призвана
объяснить
эмп.факты,но
непонятно
каким
образом
войдут в нее
теор.факты
пред.ИП.Новая
ИП
отбрасыв.теории,входившие
в пред.ИП.Смена
ИП знаменует
возврат на
новые исход.позиции,циклич-сть
разв.науки.Сущ.преем-сть
знаний,мен-ся
сферы
применения
старой
парад.,предмет,к
к-му она
примен. Новым
здесь было
то, что
необходимость
опровержения
и
отбрасывания
теории на
основании
одних лишь
отрицательных
результатов
эмпирических
проверок
отрицалась.
Простое
соотнесение
теории и
опыта
признавалось
недостаточным.
Достаточным
основанием становится
наличие
лучшей
теории,
способной не
только
объяснить
полученные
контрпримеры,
но и
предсказать
новые
факты.Таким образом
для принятия
обоснованного
методологического
решения
необходимо
сопоставление
различных
конкурирующих
теорий,
оценка их
эвристического
потенциала и
перспектив
развития.
Ведущей
становится
идея,
согласно которой
движущим
механизмом
развития
научного
знания
выступает
конкуренция
различных
концептуальных
точек зрения
и их
постоянный
сдвиг под влиянием
аномальных
опытных
фактов.
Понятие
"прогрессивного
сдвига"
фиксирует
такую
трансформацию
теории -
путем ее
переинтерпретации
или
добавления
вспомогательных
гипотез -
которая не
только
устраняет "аномалии",
но и
увеличивает
эмпирическое
содержание,
часть
которого
находит
опытное
подкрепление.
4.НО!неопред-сть
критериев
прогресс.и
регресс.сдвигов
проблем,момента
необх-сти
замены од.ИП
др.
5.уход
от проблемы
ист-сти
науч.знания(защит.пояс),к-ый
демонстр.интеллект.неразбор-сть
в выборе
сред-в защиты
ядра ИП.