1.
Формирование
науки как
профессиональной
деятельности.
Возникновение
дисциплинарной
науки. Технологические
применения
науки.
Формирование
науки как
профессиональной
деятельности
относится к
XV—XVII вв. Именно
в тот период
происходит
нечто почти
осязаемо
социологически
значимое:
наука
превращается
в особый институт,
объявляет о
своих целях и
тех правилах,
которые
будут
соблюдать те,
кто посвятит
свою жизнь
изучению
вещей «как
они есть».
Реальному
появлению
науки на
белый свет, т.е.
ее
институциональному
оформлению,
предшествовало
широкое общественное
движение,
шедшее под
лозунгами
демократических
реформ,
выдвигавшее
смелые
проекты
развития
исследовательской
деятельности
познания
природы и
перестройки
уже
существующего
университетского
образования.
Эти
учреждения
знаменовали
собой общественное
признание
победы
определенного
интеллектуального
умонастроения,
которое зародилось
существенно
ранее (Х111-Х1У
вв.) и которое
называлось
«позитивной
экспериментальной
философией».
Основание
этих
учреждений
привело к
появлению
первых
писаных
решений
относительно
исследовательских
программ и
главных
содержательных
компонентов
понятия
«наука».
Теперь
впервые
явственно
были
сформулированы
определенные
парные нормы
и установлены
требования
их
соблюдения.
Наука
того периода
была
оторвана от
образования
обычный
естествоиспытатель
XVII в был
любителем.
Профессионального
естественнонаучного
или
технического
образования
просто еще не
существовало.
Лондонское
королевское
общество
объединяло
ученых-любителей
в
добровольную
организацию
с
определенным
уставом,
который был
санкционирован
высшей
государственной
властью того
времени –
королем.
Волна
социального
движения, на
гребне которой
появились
новые
учреждения,
включала
борьбу
против
авторитета
древности,
осознание
возможною
прогресса,
демократизм,
ориентацию
на высокие
цели
служения
обществу,
педагогические
идеалы и дух
гуманитарности,
интерес к
человеку.
Надо,
правда,
отметить, что
становление
естествознания
в тот период
не ставило
проблемы
перестройки
традиционных
культурных
ценностей,
адаптации их
к ценностям
науки. «Наука
достигла узаконения,
– пишет
немецкий
социолог Ван
ден Дейль, –
не за счет
навязывания
ее ценностей
обществу в
целом, а благодаря
данной ею
гарантии
невмешательства
в
деятельность
господствующих
институтов».
Иными
словами,
наука начала
с тою, что
сама резко
ограничила
себя от
других
феноменов
культуры и их
ценностей,
т.е. от
религии,
морали,
образования.
Только
эти гарантии
невмешательства
в другие
сферы дали ей
возможность
выживания на
арене
социального
действия
того времени.
Наука
—это
опытное
познание, в XVII в.
не уставали
это
повторять.
Историки
отмечают, что
Королевское
общество
стремилось
пропагандировать
и поддерживать,
так сказать,
экзальтированный
эмпиризм.
Выдвинутая
кем-то
гипотеза
подвергалась
проверке на
опыте, в
эксперименте
и либо
принималась
и сохранялась,
либо
неминуемо
отвергалась,
если свидетельство
эмпирического
факта было
для нее
неблагоприятно.
Члены
общества
отвергали
работы,
выполненные
по другим
нормам.
Эккарду
Лейхнеру, предложившему
работу
философско-теологического
содержания
для
обсуждения на
заседании
общества,
было
официально
отвечено; «Королевское
общество не
заинтересовано
в знании по
схоластическим
и
теологическим
материям, поскольку
единственная
его задача –
культивировать
знание о
природе и
полезных
искусствах с
помощью
наблюдения и
эксперимента
и расширять
его ради
обеспечения
безопасности
и
благосостояния
человечества.
Таковы
границы
деятельности
британской
ассамблеи
философов,
как они
определены
королевской
хартией, и ее
члены не
считают
возможным
нарушать эти
границы».
Отказ другому
автору
звучал столь
же твердо и
даже не так
вежливо:
Отныне
существование
естествознания
(«экспериментальной
философии»)
было нормативно
закреплено, и
в XVII в. появилась
совершенно
новая
социальная
роль – естествоиспытателя,
которая
теперь
должна была
разыгрываться
по
совершенно
определенным
правилам.
Новая
модель
образования
в качестве
важнейшего
последствия
для
остальной
культуры
имела
появление на
рынке таких
товаров, разработка
и
производство
которых
предлагают
доступ к
научному
знанию.
Действительно,
именно с
середины XIX в.
на
мировом
рынке
появляются
удобрения,
ядохимикаты,
взрывчатые
вещества,
электротехнические
товары...
Историки
показывают,
что для
Англии и Франции,
не принявших
поначалу
«немецкой
модели»
образования, это
обернулось
резким культурным
отставанием.
Культ
ученых-любителей,
столь
характерный
для Англии,
обернулся
для нее
потерей
лидерства в
науке.
Процесс
превращения
науки в
профессию завершает
становление
как
современной
науки.
Теперь
научно-исследовательская
деятельность
становится
признанно
важной,
устойчивой
социокультурной
традицией,
закрепленной
множеством
осознанных
норм, —делом
столь
серьезным,
что
государство
берет па себя
некоторые
заботы о
поддержании этой
профессии на
должном
уровне,
причем это
делается в
порядке защиты
общезначимых
национальных
интересов.