1.
Общенаучные
методы
научного
познания: анализ
и синтез;
индукция и
дедукция; аналогия
и
моделирование;
классификация.
Познание —
это
специфический
вид деят-ти
ч-ка, направленный
на
постижение
окружающего
мира и самого
себя в этом
мире. Анализ (греч.
разложение) –
разделение
объекта на составные
части с целью
их
самостоятельного
изучения. Задача
анализа: из
различного
рода данных
составить
общую
целостную
картину
процесса,
выявить присущие
ему
закономерности,
тенденции. С
позиций
диалектики,
анализ
рассматривается
как
специальный
прием
исследования
явл-й и
выработки
теоретических
знаний об
этих явл-ях.
Основная
познавательная
задача
диалектического
анализа -
чтобы из многообразия
сторон
изучаемого
предмета
выделить его
сущ-ть не
путем
механического
расчленения
целого на
части, а
путем выделения
и изучения
сторон
основного
противоречия
в предмете,
обнаружить
основу,
связывающую
все его
стороны в
единую
целостность,
и вывести на
этой основе
закономерность
развивающегося
целого. Виды
анализа:
механическое
расчленение;
определение
динамического
состава;
выявление
форм в/действия
элементов целого.
Синтез
(греч.
соединение) –
объединение
реальное или
мысленное
различных
сторон,
частей предмета
в единое
целое. Синтез
рассматривают
как процесс
практического
или мысленного
воссоединение
целого из
частей или
соединение
различных
элементов,
сторон предмета
в единое
целое,
необходимый
этап познания.
Для совр-й
науки
характерен
не только
внутри-, но и
междисциплинарный
синтез. Рез-м
синтеза
явл-ся
совершенно
новое образование,
свойства
кот-го не
есть только
внешнее
соединение
свойств
компонентов,
но также и
рез-т их
внутренней
взаимосвязи
и взаимозависимости.
Индукция
) –
логический
метод
исследования,
связанный с
обобщением
рез-в
наблюдений и
экспериментов
и движением
мысли от
единичного к
общему.
Индуктивные
выводы
всегда имеют
вероятностный
хар-р. Виды
индуктивных
обобщений: а) Индукция
популярная,
когда
регулярно
повторяющиеся
свойства, наблюдаемые
у некот-х
представителей
изучаемого
множества
(класса) и
фиксируемые
в посылках
индуктивного
умозаключения,
переносятся
на всех
представителей
изучаемого
множества
(класса) – в
том числе и
на неисследованные
его части.
(напр, факт
наличия черных
лебедей). б) Индукция
неполная –
всем
представителям
изучаемого
множества
принадлежит
свойство “n”
на том основании,
что “n”
принадлежит
некоторым
представителям
этого
множества.
Напр,
некоторые
металлы имеют
свойство
электропроводности,
значит, все
металлы
электропроводны.
в) Индукция
полная, в
кот-й
делается
заключение о
том, что всем представителям
изучаемого
множества принадлежит
свойство “n”
на основании
полученной
при опытном
исследовании
информации о
том, что
каждому
представителю
изучаемого
множества
принадлежит
свойство “n”.
г) Индукция
научная, в
кот-й, кроме
формального
обоснования
полученного
индуктивным
путем
обобщения, дается
содержательное
дополнительное
обоснование
его
истинности, –
в том числе с
помощью
дедукции. Дедукция –
во-первых,
переход в
процессе
познания от
общего к
частному,
выведение
единичного
из общего;
во-вторых,
процесс
логического
вывода, т е
перехода по
тем или иным
правилам
логики от
некот-х
данных
предложений
– посылок к
их заключениям.
Дедукция
мешает
воображению впадать
в
заблуждение,
лишь она
позволяет после
установления
индукцией
новых исходных
пунктов
вывести
следствия и
сопоставить
выводы с
фактами.
Дедукция
может обеспечить
проверку
гипотез. Аналогия –
метод
научного
познания при
кот-м
устанавливается
сходство в
некот-х сторонах,
кач-х и
отнош-х между
нетождественными
объектами.
Умозаключение
по аналогии –
выводы, кот-е
делаются на
основании
такого сходства. Т о, при
выводе по
аналогии
знание,
полученное
из рассмотрения
какого-либо
объекта
переносится
на др, менее
изученный и
менее
доступный
для исследования
объект.
Аналогия не
дает достоверного
знания. Для
повышения
вероятности
выводов по
аналогии
необходимо
стремиться к
тому, чтобы: а)
были
схвачены
внутренние, а
не внешние
свойства
сопоставляемых
объектов; б) эти
объекты были
подобны в
важнейших и
существенных
признаках, а
не в
случайных и
второстепенных;
в) круг
совпадающих
признаков
был как можно
шире; г)
учитывалось
не только
сходство, но
и различия –
чтобы последние
не перенести
на другой
объект. Моделирование
как метод
научного
познания
представляет
собой
воспроизведение
хар-к
некоторого объекта
на другом
объекте,
специально
созданном
для их
изучения. Модель–
объект, кот-й
имеет
сходство в
некоторых
отнош-х с
прототипом и
служит
средством
описания
и/или объяснения,
и/или
прогнозирования
поведения
прототипа.
Потребность
в
моделировании
возникает
тогда, когда
исследование
самого
объекта
невозможно,
затруднительно,
дорого. Между
моделью и
оригиналом
должно сущ-ть
известное
сходство,
кот-е
позволяет
переносить
информацию,
полученную в
рез-те исследования
модели, на
оригинал. При
физическом
(предметном)
моделировании
конкретного
объекта его
изучение
заменяется
исследованием
некоторой
модели,
имеющей ту же
физическую
природу, что
и оригинал
(модели
самолетов). При
идеальном
(знаковом)
моделировании
модели
выступают в
виде схем,
графиков, чертежей.
К идеальному
моделированию
относят “мысленное
моделирование”:
1) Наглядное
моделирование
производится
на базе
представлений
исследователя
о реальном
объекте при
помощи
создания
наглядной
модели,
отображающей
явл-я и
процессы,
протекающие
в объекте. Наглядное
моделирование:
1.1. При гипотетическом
моделировании
закладывается
гипотеза о закономерностях
протекания
процессов в
реальном
объекте,
кот-я
отражает
уровень знаний
исследователя
об объекте и
базируется
на
причинно-следственных
связях между
входом и
выходом
изучаемого
объекта. 1.2 Аналоговое
моделирование
основывается
на
применении
аналогий
различного
уровня. 1.3. Макетированное
моделирование
связано с
созданием
макета
реального
объекта в
определенном
масштабе и
его изучения.
2) Символическое
моделирование
– это
искусственный
процесс
создания логического
объекта,
кот-й
замещает
реальный и
выражает его
основные
свойства с
помощью
определенной
системы
знаков и
символов.
Символическое
моделирование
принято подразделять
на языковое и
знаковое. 3) Математическое
моделирование
основано на
описании
реального
объекта с помощью
математического
аппарата. Классификация
-
разбиение
множества
(класса)
объектов на
подмножества
(подклассы)
по определенным
признакам. В
научной
классификации
свойства
объекта
поставлены в
функциональную
связь с его
положением в
определенной
системе.
Различают
искусственную
и
естественную
классификацию:
в отличии от
искусственной
(в ее основе
лежат не существенные
сходства и
различия
объекта, для
систематизации
предметов
(алфав.
каталог), в
естественной
классификации
по максимальному
количеству
существенных
признаков
объекта,
определяется
его
положение в
системе (напр,
естественная
система
организмов,
периодическая
система
элементов
Менделеева).
Классификацией
обычно наз-т
деление объектов,
кот-е явл-ся
объектами
изучения той
или иной
науки.