1.      Теоретическое и практическое знание в философской концепции Платона.

Платон (427 - 347 г. д н э) - философ Др Греции, ученик Сократа, основоположник идеалистического направ-я в ф-ии.  П является основателем идеализма. Гл-ми положениями его идеалистического учения явл-ся след-е: 1)материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое сущест-ие; 2) окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не сущест-т как самостоятельная субстанция; 3) реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы); 4) чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны; 5) любая существующая вещь явл-ся всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (напр, кони рождаются и умирают, но они лишь явл-ся воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна); 6) весь мир явл-ся отображением чистых идей (эйдосов). Также П выдвигает ф-ое учение о триаде, согл кот-му все сущее состоит из 3-х субстанций: 1) "единого"; 2) "ума"; 3) "души". "Единое ": 1. явлся основой всякого бытия; 2. не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содерж-я);  3. есть ничто; 4. выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения; 5.первоначало всего — всех идей, всех вещей, всех явл-й, всех свойств (как всего хорошего с т зрения ч-ка, так и всего плохого). "Ум": 1. происходит от "единого"; 2. разделен с "единым";  3. противоположен "единому"; 4. Явл-ся сущностью всех вещей; 5.есть обобщение всего живого на Земле. "Душа": 1. подвижная субстанция, кот-я объединяет и связывает "единое — ничто" и "ум — все живое", а также связывает между собой все вещи и все явл-я; 2. душа может быть мировой и душой отдельного ч-ка; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа; 3. душа ч-ка (вещи) есть часть мировой души;  4. душа бессмертна; 5. при смерти ч-ка умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку; 6. постоянство души и смена телесных форм — естественный закон Космоса. Касаясь гносеологии (учения о познании), П исходит из созданной им идеалистической картины мира: 1) поскольку материальный мир явл-ся всего лишь отображением "мира идей", то предметом познания должны стать прежде всего "чистые идеи"; 2) "чистые идеи" невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение — "докса"); 3) "чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деят-ти (идеалистическому познанию); 4) высшей духовной деят-ю могут заниматься только люди подготовленные — образованные интеллектуалы, ф-фы, следовательно, только они способны увидеть и осознать "чистые идеи".  Особую роль в своей ф-ии П уделил проблеме гос-ва. П выделяет 7 типов гос-ва: идеальное "гос-во будущего", кот-го пока не сущ-т и в кот-м отпадет необходимость в гос--ой власти и законах, и 6 типов ныне существующих гос-в. Среди 6 существующих типов П указываются: 1)  монархия - справедливая власть одного ч-ка;  2) тирания - несправедливая власть одного ч-ка; 3) аристократия - справедливая власть меньшинства; 4) олигархия  - несправедливая власть меньшинства; 5) демократия - справедливая власть большинства; 6) тимократия — несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии. Поскольку тирания, олигархия и тимократия явл-ся несправедливыми формами гос-ва, а демократия — власть большинства — редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами гос-ва могут быть только аристократия и монархия. Также П выдвигает собственный план гос-го устройства, согл данному плану: 1) все население гос-ва (полиса) делится на 3 сословия — ф-фы, воины, работники; 2) работники (крестьяне и ремесленники) заним-ся грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью; 3) воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в гос-ве порядок, в случае необходимости — участвуют в военных действиях; 4.ф-фы (мудрецы) — разрабатывают фил-ие теории, познают мир, учат, управляют гос-м;  5) ф-фы и воины не должны иметь ч. с.; 6) жители гос-ва вместе проводят свободное время, вместе едят, вместе отдыхают; 7) не сущ-т брака, все жены и дети общие; 8) допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен. В дальнейшем П пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую ч. с. и личное имущество для всех сословий, однако др положения данного плана были сохранены. Ист-е значение ф-ии П в том, что: 1) впервые оставлено целое собрание фундаментальных произведений; 2) положено начало идеализму как крупному фил-му направлению (так наз-я "линия Платона" — противоположность материалистической "линии Демокрита"); 3) впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общ-ва — гос-во, законы; 4) были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить фи-ие категории (бытие — становление, вечное — временное, покоящееся — движущееся, неделимое — делимое); 5) была создана фил-я школа (Академия)— религиозно-фил-ая школа, созданная П в 387 г . в пригороде Афин и просуществовавшая около 1000 лет. Наиболее знаменитыми воспитанниками Академии явл-сь: Ксенокрит, Кратет, Аркесилай, Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы. Академия была закрыта в 529 г . византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и "вредных" идей, однако за свою ист-ю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европ-й ф-ии.

 

Hosted by uCoz