1.
Теоретическое
и
практическое
знание в философской
концепции
Платона.
Платон
(427 - 347 г.
д н э) - философ
Др Греции,
ученик
Сократа, основоположник
идеалистического
направ-я в ф-ии. П
является
основателем
идеализма. Гл-ми
положениями
его
идеалистического
учения явл-ся
след-е:
1)материальные
вещи
изменчивы,
непостоянны
и со временем
прекращают
свое
сущест-ие; 2) окружающий
мир ("мир
вещей") также
временен и
изменчив и в
действительности
не сущест-т
как
самостоятельная
субстанция; 3)
реально
существуют
лишь чистые
(бестелесные)
идеи (эйдосы); 4)
чистые
(бестелесные)
идеи истинны,
вечны и
постоянны; 5)
любая существующая
вещь явл-ся
всего лишь
материальным
отображением
первоначальной
идеи (эйдоса)
данной вещи
(напр, кони
рождаются и
умирают, но
они лишь
явл-ся
воплощением
идеи коня,
которая
вечна и
неизменна); 6)
весь мир
явл-ся
отображением
чистых идей
(эйдосов).
Также П
выдвигает ф-ое
учение о
триаде, согл
кот-му все
сущее
состоит из 3-х
субстанций: 1)
"единого"; 2)
"ума"; 3) "души".
"Единое
": 1. явлся
основой
всякого
бытия; 2. не
имеет никаких
признаков (ни
начала, ни
конца, ни
частей, ни
целостности,
ни формы, ни
содерж-я); 3. есть
ничто; 4. выше
всякого
бытия, выше
всякого
мышления,
выше всякого
ощущения; 5.первоначало
всего — всех
идей, всех
вещей, всех
явл-й, всех
свойств (как
всего
хорошего с т
зрения ч-ка,
так и всего
плохого). "Ум": 1.
происходит
от "единого";
2. разделен с
"единым"; 3.
противоположен
"единому"; 4. Явл-ся
сущностью
всех вещей;
5.есть
обобщение
всего живого
на Земле. "Душа": 1.
подвижная
субстанция,
кот-я
объединяет и связывает
"единое —
ничто" и "ум —
все живое", а
также
связывает
между собой
все вещи и все
явл-я; 2. душа
может быть
мировой и
душой отдельного
ч-ка; при
гилозоическом
(одушевленном)
подходе душу
могут иметь
также вещи и
неживая природа;
3. душа ч-ка
(вещи) есть
часть
мировой души; 4. душа
бессмертна; 5.
при смерти
ч-ка умирает
только тело,
душа же,
ответив в
подземном
царстве за
свои земные
поступки,
приобретает
новую
телесную
оболочку; 6. постоянство
души и смена
телесных
форм — естественный
закон
Космоса.
Касаясь
гносеологии
(учения о
познании), П
исходит из
созданной им идеалистической
картины мира:
1) поскольку
материальный
мир явл-ся
всего лишь
отображением
"мира идей",
то предметом
познания
должны стать
прежде всего
"чистые идеи";
2) "чистые
идеи"
невозможно
познать с помощью
чувственного
познания
(такой тип познания
дает не
достоверное
знание, а
лишь мнение —
"докса"); 3)
"чистые
идеи" можно
познать лишь
разумом,
благодаря
высшей
духовной
деят-ти
(идеалистическому
познанию); 4) высшей
духовной
деят-ю могут
заниматься
только люди
подготовленные
—
образованные
интеллектуалы,
ф-фы,
следовательно,
только они
способны
увидеть и
осознать
"чистые идеи".
Особую роль
в своей ф-ии П
уделил
проблеме
гос-ва. П
выделяет 7
типов гос-ва:
идеальное
"гос-во
будущего",
кот-го пока
не сущ-т и в кот-м
отпадет
необходимость
в гос--ой
власти и
законах, и 6
типов ныне
существующих
гос-в. Среди 6
существующих
типов П
указываются:
1)
монархия -
справедливая
власть
одного ч-ка; 2)
тирания -
несправедливая
власть
одного ч-ка; 3)
аристократия
- справедливая
власть
меньшинства;
4) олигархия -
несправедливая
власть
меньшинства;
5) демократия -
справедливая
власть большинства;
6) тимократия
—
несправедливая
власть большинства,
власть
военных
вождей,
армии. Поскольку
тирания,
олигархия и
тимократия явл-ся
несправедливыми
формами
гос-ва, а демократия
— власть
большинства
— редко бывает
справедливой
и, как
правило,
вырождается
в тиранию,
олигархию
или
тимократию,
двумя стабильными
и
оптимальными
формами гос-ва
могут быть
только
аристократия
и монархия.
Также П
выдвигает собственный
план гос-го
устройства,
согл данному
плану: 1) все
население
гос-ва (полиса)
делится на 3
сословия —
ф-фы, воины,
работники; 2)
работники (крестьяне
и
ремесленники)
заним-ся
грубым физическим
трудом,
создают
материальные
блага, могут
в
ограниченных
размерах
владеть
частной
собственностью;
3) воины
занимаются
физическими
упражнениями,
тренируются,
поддерживают
в гос-ве
порядок, в
случае необходимости
— участвуют в
военных
действиях;
4.ф-фы (мудрецы)
—
разрабатывают
фил-ие
теории, познают
мир, учат,
управляют
гос-м; 5)
ф-фы и воины
не должны
иметь ч. с.; 6)
жители гос-ва
вместе
проводят
свободное
время, вместе
едят, вместе
отдыхают; 7) не
сущ-т брака,
все жены и
дети общие; 8)
допускается
и приветствуется
труд рабов,
как правило,
варваров,
захваченных
в плен. В
дальнейшем П
пересмотрел
некоторые
идеи своего
проекта, допустив
небольшую ч.
с. и личное
имущество для
всех
сословий,
однако др
положения
данного
плана были
сохранены. Ист-е
значение ф-ии
П в том, что: 1)
впервые
оставлено
целое собрание
фундаментальных
произведений;
2) положено
начало
идеализму
как крупному
фил-му направлению
(так наз-я
"линия
Платона" —
противоположность
материалистической
"линии
Демокрита"); 3)
впервые
глубоко исследованы
проблемы не
только
природы, но и
общ-ва —
гос-во,
законы; 4) были
заложены
основы понятийного
мышления,
произведена
попытка
выделить
фи-ие
категории
(бытие —
становление,
вечное —
временное,
покоящееся —
движущееся,
неделимое —
делимое); 5)
была создана
фил-я школа
(Академия)—
религиозно-фил-ая
школа,
созданная П в
387 г
. в пригороде
Афин и
просуществовавшая
около 1000 лет.
Наиболее
знаменитыми
воспитанниками
Академии
явл-сь:
Ксенокрит,
Кратет, Аркесилай,
Клитомах
Карфагенский,
Филон из
Ларисы. Академия
была закрыта
в 529 г
.
византийским
императором
Юстинианом
как
рассадник
язычества и
"вредных"
идей, однако
за свою ист-ю
успела
добиться
того, что
платонизм и
неоплатонизм
стали
ведущими направлениями
европ-й ф-ии.