1.      Миф и первичные формы знания и технологий. Преднаука и наука в собственном смысле слова.

МИФ - форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности. Исторически М. возникает как попытка построения на интуитивно-образном уровне восприятия целостной картины мироздания, способной обобщить эмпирический опыт и дополнить его ограниченность. Миф – это первичная форма мышления. Мифологическое знаие не требует доказательства. Древнейшей формой восприятия мира в его целостности, нерасчлененности выступает миф.

Мифологические представления могли быть только образами. Мифотворческий образ - производное именно мифотворческого мышления со всеми законами мифотворческого восприятия пространства, времени и причины, с его слитностью субъекта и объекта" ."Логика мифа" определялась характером мышления: оно, как мы уже сказали, было не абстрактным, а конкретным, не расчленяло, а, напротив, стремилось буквально все объединить в целостном представлении.

Как форма целостного, синтетичного восприятия мира миф является формой сознания, адекватной первобытной эпохе, а следовательно, он не только объясняет мир

Миф как первая историческая форма целостного понимания мира на уровне первобытного сознания был одним из важнейших источников философского знания. Подвергшись определенной рациональной интерпретации, ряд особенностей мифологического сознания перешел в философию. В первую очередь - поэтическое, образное восприятие мира, которое очень важно для любого человека при его стремлении к целостному ощущению бытия.

Сущ-т 2 подхода к развитию науки (парадигмы-набора понятий в исслед-ии предмета): 1) Эволюционисткая парадигма(универсалисткая)- наука присуща ч-ку как таковому. Наука возникает в древних цивилизациях. В античном мире зарождается фил-я (вера Китая в небо, космический принцип, развиты астроном-е и географические принципы, изобрели компас). 2) Европоцентрийская парадигма-это дискретная парадигма. Наука сама по себе универсальный феномен, но она не возникает везде, имеет конкретную точку происхождения в пространстве и времени. Все остальные культуры и цивилизации не способны воспринимать формы знания Евр, не получив образование в европоцентрийских институтах. В Евр возникли концепции 2 книг: Книга Библии(читаем сердцем и верой); Книга природы (читаем разумом). Религия – вторая предпосылка возник-я науки. Как своеобразная форма познания - специфический тип духовного производства и соц-й институт - наука возникла в Евр, в Нов время, в XVI-XVII вв., в эпоху становления капиталистического способа произв-ва и дифференциации единого ранее знания на фил-ю и науку. В античности и средние века имело место филос-е познание мира. Понятия "фил-я", "знание", "наука" фактически совпадали. В рамках фил-ии объединялись сведения и знания и о "первых причинах и всеобщих началах", об отдельных природных явл-х, о жизни людей и ист-ии чел-ва, о самом процессе познания, формулировалась опред-я совок-ть логических (Аристотель) и математических (Евклид) знаний. Все эти знания сущ-ли в пределах единого целого в виде ее отдельных аспектов, сторон. Предпосылки науки создавались в древневосточных цивилизациях в форме эмпирических знаний о природе и общ-ве, в виде отдельных элементов, "зачатков" астрономии, логики, математики. Геометрия Евклида – одна из ветвей математики, кот-я также лишь одна из наук, но не наука как таковая. Причина такого положения коренится в тех реальных общественно-ист-х, социокультурных факторах, кот-е еще не создали объективных усл-й для формирования науки как особой системы знания, своеобразного духовного феномена и соц-го ин-та - в этом "целостном триединстве". В античный и средневековый периоды сущ-ли лишь элементы, предпосылки, "кусочки" науки, но не сама, кот-я возникает только в Нов время, в процессе отпочковывания науки от традиционной фил-ии. Буржуазные революции дали мощный толчок для невиданного развития промыш-ти и торговли, строительства, горного и военного дела, мореплавания. Развитие нового буржуазного общ-ва порождает большие изменения не только в эк-ке, политике и соц-х отнош-х, оно сильно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором этих изменений оказ-ся экспериментально-математ-е естествознание, кот-е в XVII в. переживает период своего становления. Постепенно складываются в самостоятельные отрасли знания - астрономия, механика, физика, химия. Возрастает интерес не только к частнонаучным знаниям, но и к общетеоретическим, методологическим, филос-м проблемам. В Новое время ускоренными темпами развивается процесс размежевания между фил-й и частными науками. Процесс дифференциации не расчлененного ранее знания идет по 3 направлениям: 1. Отделение науки от фил-ии. 2. Выделение в рамках науки как целого отдельных частных наук (механики, астрономии). 3. Вычленение в целостном фил-м знании таких фил-х дисциплин, как онтология, фил-я природы, фил-я истории, гносеология. Этапы. Критерием данной периодизации явл-ся соотношение объекта и субъекта познания: 1. Классическая наука (XVII-XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деят-ти. Такое устранение рассматривалось как необходимое усл-е получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к усл-м его изучения субъектом. 2. Неклассическая наука (1 пол XX в.), разработка релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характ-м средств и операций деят-ти субъекта. Экспликация этих связей рассмат-ся в кач-ве усл-овий объективно-истинного описания и объяснения мира. 3. Постнеклассической науки (2 пол XX - нач XXI в.) - включенность субъективной деят-ти в "тело знания". Она учитывает соотнесенность хар-ра получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деят-ти познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами.

 

Hosted by uCoz