1.
Проблема
истины в
науке и
философии.
Классическая
концепция
истины.
Относительная
и абсолютная
истина.
Истина - это
адекватная
информ об
объекте,
получаемая
посредством
его
чувственного
или интеллектуального
постижения
либо сообщения
о нем и
характеризуемая
с точки
зрения ее
достоверности. Т.о.
истина сущ
как субъективная
реальность в
ее информ и
ценностном
аспектах.
Ценность
знания
определ
мерой его
истинности.
Истина есть
свойство
знания, а не
объекта познания.
Т.о.
истину
определяют
как
адекватное
отражение
объекта
познающим
субъектом,
воспроизводящей
реальность
такой, какая
она есть сама
по себе, вне и
независимо
от сознания.
Истина есть
адекватное
отражение
реальности в
динамике ее
развития. Это
придает ей
особ
ценность,
связанную с
прогностическим
измерением.
Истинные
знания дают
людям
возможность
разумно
организовывать
свои практ
действия в
настоящем и
предвидеть
будущее.
Но
человечество
редко
достигает
истины иначе,
как через
крайности и
заблуждения. Заблуждение
- это
содержание
сознания, е
соответствующее
реальности,
но
принимаемое
за истинное. Заблуждения
тоже
отражают,
правда,
односторонне,
объективн
действительность,
имеют
реальный
источник. В
любом вымысле
содержатся
нити
реальности.
Заблуждения
обусловлены
и
относительной
свободой выбора
путей
познания,
сложностью
решаемых
проблем,
стремлением
к реализ
замыслов в
ситуации неполной
информации.
Итак
заблуждения
имеют и
гносеолог. и
психологические,
и соц
основания. Но
их следует отличать
от лжи как
нравственно-психологического
феномена. Ложь
- это
искажение
действительного
состояния
дел, имеющее
целью ввести
кого-то в обман.
Ложью м.б как
измышление о
том чего не
было, так и
сознательное
сокрытие
того, что
было. Источником
лжи м.б. и
логически
неправильное
мышление.
Научное
познание по
своей сути
невозможно
без
столкновения
различных
мнений, убеждений,
также как
невозможно и
без ошибок.
Ошибки
нередко
совершаются
в ходе
наблюдения,
измерения,
расчетов,
суждений,
оценок. До
тех пор пока
чел
стремится вперед
он блуждает,”
- говорил
Гете.
Гораздо
сложнее все в
обществ
науках в частности
в истории.
Тут и
доступность
источников и
их
достоверность
и политика.
Истина
исторична.
Понятие
конечной или
неизменной
истины -
всего лишь
призрак.
Любой объект
познания -
неисчерпаем,
он меняется, облад
множеством
свойств и
связан
бескон числом
связей с
окруж миром.
Каждая
ступень
познания
ограничена
уровнем
развития
общества,
науки... Научные
знания
поэтому нсят
относительный
характер.
Относит
знаний закл в
их неполноте
и
вероятностном
характере.
Истина поэтому
относительна,
ибо она отраж
объект не полностью,
не
исчерпывающим
образом.
Относительная
истина есть
ограничено-верное
знание о чем-либо.
Вопрос
о научной
истине - это
вопрос о
качестве
знаний. Науку
интересует
лишь истинное
знание.
Проблема
истины
связана с
вопросом о
существовании
объективной
истины, то есть
истины,
которая не
зависит от вкусов
и желаний, от
человеческого
сознания
вообще.
Истина
достигается
во взаимодействии
субъекта и
объекта: без
объекта знание
теряет свою
содержательность,
а без субъекта
нет самого
знания.
Поэтому в
трактовке
истины можно
выделить
объективизм
и субъективизм.
Субъективизм
- наиболее
распространённая
точка зрения.
Её
сторонники
отмечают, что
истина не
существует
вне человека.
Из этого они
делают вывод,
что
объективной
истины не
существует.
Истина
существует в
понятиях и
суждениях,
следовательно,
не может быть
знания не
зависящего
от человека и
человечества.
Субъективисты
понимают, что
отрицание
объективной
истины
ставит под сомнение
существование
любой истины.
Если истина
субъективна,
то
получается:
сколько людей,
столько и
истин.
Объективисты
абсолютизируют
объективную
истину. Для
них истина
существует
вне
человека и
человечества.
Истина и есть
сама
действительность,
не зависящая
от субъекта.
Но
истина и
действительность,
- разные понятия.
Действительность
существует
независимо
от
познающего
субъекта. В самой
реальности
истин нет, а
есть лишь предметы
со своими
свойствами.
Она
появляется в
результате
познания
людьми этой
реальности.
Истина
объективна.
Объект
существует,
не зависимо
от человека,
и любая
теория
отражает
именно это
свойство. Под
объективной
истиной
понимают
знание,
продиктованное
объектом.
Истина не
существует
без человека
и
человечества.
Поэтому
истина- есть
человеческое
знание, но не
сама
реальность.
Истина
никогда не
даётся сразу
и целиком. Существуют
понятия
абсолютной и
относительной
истины.
Абсолютная
истина - это
знание,
совпадающее
с
отображающим
объектом.
Достижение
абсолютной
истины - это
идеал, а не
реальный
результат.
Относительная
истина - это
знание,
характеризующееся
относительным
соответствием
своему
объекту.
Относительная
истина
представляет
собой более
или менее истинное
знание.
Относительная
истина может
уточняться и
дополняться
в процессе
познания,
поэтому она
выступает
как знание,
подлежащее
изменению.
Абсолютная
истина—знание
неизменное. В
ней нечего
менять, так как
её элементы
соответствуют
самому
объекту.
Существует
мнение, что
Абс. истина
не достижима.
Эта точка
зрения
усиливает
позиции агностицизма.
В
любой момент
развития
науки
остаются вещи,
не познанные
людьми.
Познание
зависит от
сложности
познаваемого
объекта. Познание
идёт от
простого к
сложному:
ВЫВОД: Абс.
истина о мире
в целом
существует
лишь в качестве
предела и
идеала, к
которому
стремится
человечество