1.
Общая
характеристика
средневековой
культуры и
знания. Западная и
восточная
средневековая
наука (Абеляр,
Альберт
Великий, Фома
Аквинский, Раймонд
Великий,
Ибн-Рушд).
Эпоху
Средневековья
относят к
началу II в. н.э., а
ее
завершение к XIV—XV вв.
Средневековье
опирается на
теологические
ценности. Церковь
вмешивается
во все сферы чел-й жизнедеят-ти.
Фил-я, как и
наука,
выступают
«служанками»
богословия. В XII—XIII вв.
были
известны тексты
арабоязычных
ученых,
посвященные
естественнонаучным
изысканиям,
широко
употреблялись
арабские
цифры.
Наиболее
важные
изобретения
компас,
порох, часы,
хомут лошади,
рулевая стойка
пришли с
Востока. Схоластика (от
лат. — школьный),
оформившаяся
в IX—XII вв., стремится
к обновлению
религиозных
догматов,
приспосабливая
их к удобствам
преподавания
в
университетах
и школах.
Большое
значение
придается
логике
рассуждений,
в кот-й
они видят
путь постижения
Бога. С
расцветом
схоластической
учености
связано
оттачивание
логического
аппарата,
рассудочных
способов
обоснования
знания, при кот-х
сталкиваются
тезис и
антитезис,
аргументы и
контраргументы.
Схоластом
величает
себя всякий,
кто занимается
преподавательской
деят-ю. Абеляр (1079- 1142)
стремится к
четкому
разграничению
между верой и
знанием и
предлагает
сначала с помощью
разума
исследовать
религиозные
истины, а
затем судить,
заслуживают
они веры или
нет. Ему
принадлежит
ставший
знаменитым
принцип:
«Понимать,
чтобы
верить». В
отличие от
веры фил-я,
как и знание,
опирается на док-ва разума.
Для Среднев-я
была харак-на
борьба между
номинализмом
и реализмом, кот-я
касалась
существа общих
понятий -
«универсалий». Номиналисты
отрицали
онтологическое
(бытийное)
значение
общих понятий.
Универсалии
существуют
лишь в уме. Реалисты
утверждали,
что
универсалии сущ-т
реально и независимо
от сознания. Арабский
фил-ф,
ученый и врач Ибн Рушд
(Аверроэс) (1126- 1198) - автор
медицинских
трудов, был
сторонником
единого
интеллекта и
космического
детерминизма.
Активный
интеллект,
существуя вне и
независимо от
индивидуумов,
есть вечный
коллективный
разум рода
чел-го, кот-й
не возникает, не
уничтожается
и заключает в
себе общие
истины в
обязательной
для всех
форме. Знаменитый
ученый Альберт
Великий (1193-1207)
стремился
согласовать
богословие
(как опыт сверхъестественного)
и науку (как
опыт естественного).
Гл методом
научного исслед-я
он считал наблюдение
и был уверен,
что при
исследовании
природы надо
постоянно
обращаться к
наблюдению и
опыту. В
учении Фомы
Аквинского (1225—1274)
есть
указания на
метод интеллектуального,
т.е.
постигающего
созерцания, кот-й
схватывает не
образ
предмета,
дальше кот-го
не могут идти
ни физика, ни математика,
но прообраз
этого образа,
действительную
форму предмета,
«которая
есть само
бытие и от кот-й
бытие
происходит».