1.      Общая характеристика средневековой культуры и знания. Западная и восточная средневековая наука (Абеляр, Альберт Великий, Фома Аквинский, Раймонд Великий, Ибн-Рушд).

Эпоху Средневековья относят к началу II в. н.э., а ее завершение к XIVXV вв. Средневековье опирается на теологические ценности. Церковь вмешивается во все сферы чел-й жизнедеят-ти. Фил-я, как и наука, выступают «служанками» богословия. В XIIXIII вв. были известны тексты арабоязычных ученых, посвященные естественнонаучным изысканиям, широко употреблялись арабские цифры. Наиболее важные изобретения компас, порох, часы, хомут лошади, рулевая стойка пришли с Востока. Схоластика (от лат.школьный), оформившаяся в IXXII вв., стремится к обновлению религиозных догматов, приспосабливая их к удобствам преподавания в университетах и школах. Большое значение придается логике рассуждений, в кот-й они видят путь постижения Бога. С расцветом схоластической учености связано оттачивание логического аппарата, рассудочных способов обоснования знания, при кот-х сталкиваются тезис и антитезис, аргументы и контраргументы. Схоластом величает себя всякий, кто занимается преподавательской деят-ю. Абеляр (1079- 1142) стремится к четкому разграничению между верой и знанием и предлагает сначала с помощью разума исследовать религиозные истины, а затем судить, заслуживают они веры или нет. Ему принадлежит ставший знаменитым принцип: «Понимать, чтобы верить». В отличие от веры фил-я, как и знание, опирается на док-ва разума. Для Среднев-я была харак-на борьба между номинализмом и реализмом, кот-я касалась существа общих понятий - «универсалий». Номиналисты отрицали онтологическое (бытийное) значение общих понятий. Универсалии существуют лишь в уме. Реалисты утверждали, что универсалии сущ-т реально и независимо от сознания. Арабский фил-ф, ученый и врач Ибн Рушд (Аверроэс) (1126- 1198) - автор медицинских трудов, был сторонником единого интеллекта и космического детерминизма. Активный интеллект, существуя вне и независимо от индивидуумов, есть вечный коллективный разум рода чел-го, кот-й не возникает, не уничтожается и заключает в себе общие истины в обязатель­ной для всех форме. Знаменитый ученый Альберт Великий (1193-1207) стремился согласовать богословие (как опыт сверхъестественного) и науку (как опыт естественного). Гл методом научного исслед-я он считал наблюдение и был уверен, что при исследовании природы надо постоянно обращаться к наблюдению и опыту. В учении Фомы Аквинского (1225—1274) есть указания на метод интеллектуального, т.е. постигающего созерцания, кот-й схватывает не образ предмета, дальше кот-го не могут идти ни физика, ни математика, но прообраз этого образа, действительную форму предмета, «которая есть само бытие и от кот-й бытие происходит».

 

 

Hosted by uCoz