1.
Научное
знание как
сложная
развивающаяся
система.
Многообразие
типов
научного знания.
Структура
эмпирического
и теоретического
знания.
Наука
-
это форма
духовной
деятельности
людей, направленная
на
производство
знаний о природе,
обществе и о
самом
познании,
имеющая
непосредственной
целью
постижение
истины и
открытие
объективных
законов на
основе
обобщения
реальных
фактов в их взаимосвязи.
Наука -
творческая
деятельность
по получению
нового
знания и
результат
этой
деятельности:
совокупность
знаний (преимущественно
в понятийной
форме),
приведенных
в целостную
систему на
основе
определенных
принципов, и
процесс их
воспроизводства.
Т.о.,
основные
стороны
бытия науки -
это, во-первых,
сложный,
противоречивый
процесс получения
нового
знания.
Во-вторых,
результат этого
процесса, т.е.
объединение
полученных
знаний в
целостную,
развивающуюся
органическую
систему (а не
простое их
суммирование).
В-третьих -
социальный
институт со
всей своей
инфраструктурой:
организация
науки,
научные
учреждения и
т.п.
Особенности
научного
познания, или
критерии
научности:
1. Его
основная
задача -
обнаружение
объективных
законов
действительности
- природных,
социальных
(общественных),
законов
самого
познания,
мышления и
др. Понятие
научности
предполагает
открытие
законов,
углубление в
сущность
изучаемых
явл-ий. Это
основной
признак
науки,
основная ее
особенность.
2. На
основе
знания
законов
функционирования
и разв-я
исследуемых
объектов
наука осуществляет
предвидение
будущего с
целью дальнейшего
практического
освоения
действительности.
3.
Существенным
признаком
научного
познания
явл-ся его
сис-мность,
т.е.
совокупность
знаний,
приведенных
в порядок на
основании определенных
теоретических
принципов, которые
и объединяют
отдельные
знания в
целостную
органическую
сис-му.
Знания превращаются
в научные,
когда
целенаправленное
собирание
фактов, их
описание и
обобщение
доводится до
уровня их
включения в
сис-му
понятий, в
состав
теории.
4. Для
науки
характерна
постоянная
методологическая
рефлексия.
Это означает,
что в ней
изучение
объектов,
выявление их
специфики,
свойств и
связей
всегда сопровождается
- в той или
иной мере -
осознанием
методов и
приемов,
посредством
которых
исследуются
данные
объекты.
5.
Непосредственная
цель и высшая
ценность научного
познания -
объективная
истина, постигаемая
преимущественно
рациональными
средствами и
методами, но,
разумеется,
не без
участия живого
созерцания и
внерациональных
средств.
6.
Научное
познание
есть сложный,
противоречивый
процесс
производства,
воспроизводства
новых знаний,
образующих
целостную развивающуюся
сис-му
понятий,
теорий,
гипотез, законов
и других
идеальных
форм,
закрепленных
в языке -
естественном
или
искусственном:
математическая
символика,
химические
формулы и т.п.
7. В
процессе
научного
познания
применяются
такие
специфические
материальные
средства, как
приборы,
инструменты,
другое так
называемое
"научное
оборудование",
зачастую
очень
сложное и
дорогостоящее.
8.
Научному
познанию присущи
строгая
доказательность,
обоснованность
полученных
результатов,
достоверность
выводов.
Вместе с тем
здесь немало
гипотез,
догадок,
предположений,
вероятностных
суждений и
т.п.
Структура
эмпирического
и
теоретического
исследования
Рассмотрим внутреннюю структуру эмп-кого уровня. Его образуют два подуровня: а) непосредственные наблюдения и эксперименты, результатом которых являются данные наблюд.; б) познавательные процедуры, посредством которых осуществляется переход от данных наблюд. к эмп-ким зависимостям и фактам.
Научные
наблюдения
всегда
целенаправленны
и
осуществляются
как
систематические
наблюдения, а
в
систематических
наблюдениях
субъект обязательно
конструирует
приборную
ситуацию.
Осуществление
систематических
наблюдений
предполагает
использование
теоретических
знаний. Это
означает, что
наблюдения
не являются
чистой
эмпирией, а
несут на себе
отпечаток
предшествующего
развития
теорий.
Переход
от данных
наблюдения к
эмпирическим
зависимостям
предполагает
сложные познавательные
процедуры.
Чтобы
получить эмпирический
факт,
необходимо
осуществить,
по меньшей
мере, два
типа
операций. Во-первых,
рациональную
обработку
данных
наблюдения и
поиск в них устойчивого,
инвариантного
содержания, выделить
в них
повторяющиеся
признаки и устранить
случайные
возмущения и
погрешности,
связанные с
ошибками
наблюдателя. Во-вторых,
для
установления
факта
необходимо
истолкование
выявляемого
в
наблюдениях
инвариантного
содержания. В
процессе
такого
истолкования
широко
используются
ранее
полученные
теоретические
знания.
Своеобразной
клеточкой
организации
теоретических
знаний
является
двухслойная конструкция
-
теоретическая
модель и
формулируемый
относительно
нее теорет-кий
закон.
В
качестве
элементов
теор-ких
моделей выступают
абстрактные
объекты
(теор-кие
конструкты),
которые
находятся в
строго
определенных
связях и
отношениях
друг с
другом.
Теор-кие
законы
непосредственно
формулируются
относительно
абстрактных
объектов
теор-кой
модели. Они
могут быть
применены
для описания
реальных
ситуаций
опыта лишь в
том случае,
если модель
обоснована в
качестве
выражения
существенных
связей действительности,
проявляющихся
в таких ситуациях.
Эмпир-кий
и теор-кий
уровни
научного
знания имеют
сложную
структуру.
Взаимодействие
знаний
каждого из
этих уровней,
их объединение
в
относительно
самостоятельные
блоки,
наличие
прямых и
обратных
связей между ними
требуют
рассматривать
их как целостную,
самоорганизующуюся
систему. В
рамках
каждой научной
дисциплины
многообразие
знаний организуется
в единое
системное
целое во многом
благодаря
основаниям,
на которые они
опираются.