1.
Понятие
метода и
методологии.
Классификация
методов.
Метод—
«путь к
чему-либо»,
способ
деятельности
субъекта в
любой ее
форме.
Понятие «методология»
имеет два
основных
значения: система
определенных
способов и
приемов,
применяемых
в той или
иной сфере
деятельности;
учение об
этой системе,
общая теория
метода,
теория в
действии.
Основная
функция
метода —
внутренняя
организация
и регулирование
процесса
познания или
практического
преобразования
того или
иного
объекта.
Поэтому
метод (в той
или иной
своей форме)
сводится к
совокупности
определенных
правил,
приемов,
способов, норм
познания и
действия. Он
есть система
предписаний,
принципов,
требований,
которые должны
ориентировать
в решении
конкретной задачи,
достижении
определенного
результата в
той или иной
сфере
деятельности.
Он дисциплинирует
поиск истины,
позволяет
(если правильный)
экономить
силы и время,
двигаться к
цели
кратчайшим
цу-тем.
Истинный
метод служит
своеобразным
компасом, по
которому субъект
познания и
действия
прокладывает
свой путь,
позволяет
избегать
ошибок.
Однако
недопустимо
впадать в
крайности: а)
недооценивать
метод и
методологические
проблемы,
считая все
это незначительным
делом,
«отвлекающим»
от настоящей
работы,
подлинной науки
и т. п.
{«методологический
негативизм»)',
б)
преувеличивать
значение
метода,
считая его
более важным,
чем тот
предмет, к
которому его
хотят
применить, превращать
метод в некую
«универсальную
отмычку» ко
всему и вся, в
простой и
доступный
«инструмент»
научного
открытия
(«методологическая
эйфория»).
Каждый
метод
окажется
неэффективным
и даже
бесполезным,
если им
пользоваться
не как
«руководящей
нитью» в
научной или
иной форме
деятельности,
а как готовым
шаблоном для
перекраивания
фактов.
Главное предназначение
любого
метода — на
основе соответствующих
принципов
(требований,
предписаний
и т. п.)
обеспечить
успешное
решение
определенных
познавательных
и
практических
проблем,
приращение
знания,
оптимальное
функционирование
и развитие
тех или иных
объектов.
Следует
иметь в виду,
что вопросы
метода и методологии
не могут быть
ограничены
лишь философскими
или
внутринаучными
рамками, а
должны
ставиться в
широком
социокультурном
контексте.
Это значит,
что
необходимо
учитывать
связь науки с
производством
на данном
этапе
социального
развития,
взаимодействие
науки с
другими
формами
общественного
сознания,
соотношение
методологического
и
ценностного
аспектов,
«личностные
особенности»
субъекта
деятельности
и многие
другие
социальные
факторы. Применение
методов может
быть
стихийным и
сознательным.
Ясно, что
только
осознанное
применение
методов, основанное
на понимании
их
возможностей
и границ,
делает
деятельность
людей, при прочих
равных
условиях,
более
рациональной
и
эффективной.
Методология
как общая
теория метода
формировалась
в связи с
необходимостью
обобщения и
разработки
тех методов,
средств и приемов,
которые были
открыты в
философии,
науке и
других
формах
деятельности
людей. Исторически
первоначально
проблемы
методологии
разрабатывались
в рамках
философии:
диалектический
метод
Сократа и
Платона, индуктивный
метод Ф.
Бэкона,
рационалистический
метод Р.
Декарта,
антитетический
метод Фихте,
диалектический
метод Г.
Гегеля и К.
Маркса,
феноменологический
метод Э. Гуссерля
и т. д. Поэтому
методология
(и по сей день)
тесно
связана с
философией —
особенно с
такими ее
разделами
(философскими
дисциплинами),
как
гносеология
(теория
познания) и
диалектика.
Теснейшая
взаимосвязь
и взаимодействие
философии и
методологии
— важнейшее,
существенное
условие
успешного
плодотворного
развития и
одной, и
другой, и их
единства в
целом.
Из
других
дисциплин
методология
наиболее
тесно
смыкается с
логикой
(формальной),
которая
главное
внимание
направляет
на прояснение
структуры
готового,
«ставшего» знания,
на описание
его формальных
связей и
элементов на
языке
символов и формул
при отвлечении
от
конкретного
содержания
высказываний
и
умозаключений.
Как в этой
связи отмечал
выдающийся
логик
современности
Г. X. фон Вригт,
«с должной
предосторожностью
можно
сказать, что
формальная
логика
традиционно
имела дело с
концептуальными
построениями
статического
мира»*.
Методы
теоретического
познания
Теоретический
уровень
познания
характеризуется
преобладанием
понятий,
теорий, законов.
Чувственное
познание не
устраняется,
а становится
подчиненным
аспектом. На
основе
теоретического
объяснения
осуществляется
научное
предвидение
будущего.
Основные
методы:
1.
Формализация
- отображение
содержательного
знания в
знаково-символическом
виде. При
формализации
рассуждения
об объектах переносятся
в плоскость
оперирования
со знаками
(формулами), что
связано с
построением
искусственных
языков (язык
математики,
логики, химии
и т.п.). Главное
в процессе
формализации
- над формулами
можно
производить
операции. Тем
самым
операции с
мыслями о
предметах
заменяются
действиями
со знаками и
символами.
2.
Аксиоматический
метод -
способ
построения
научной
теории, при
котором в ее
основу кладутся
некоторые
исходные
положения -
аксиомы
(постулаты),
из которых
все
остальные утверждения
этой теории
выводятся из
них чисто
логическим
путем,
посредством
доказательства.
Аксиоматический
метод - лишь
один из методов
построения
уже добытого
научного
знания. Он
имеет
ограниченное
применение,
поскольку
требует
высокого
уровня развития
аксиоматизированной
содержательной
теории.
3.
Идеализация -
мыслительная
процедура,
связанная с
образованием
абстрактных
объектов,
принципиально
не
осуществимых
в действительности
("точка",
"идеальный
газ" и т.п.).
Идеализированный
объект
выступает
как отражение
реальных
предметов и
процессов.
4. Моделирование
- метод
исследования
определенных
объектов
путем
воспроизведения
их характеристик
на другом
объекте –
модели. По
характеру
моделей
выделяют
материальное
и идеальное
моделирование,
выраженное в
соответствующей
знаковой
форме.
5.
Системный
подход -
рассмотрение
объектов как
систем. Ему
характрны:
исследование
механизма
взаимодействия
системы и
среды;
изучение
характера
иерархичности,
присущей
данной
системе; обеспечение
всестороннего
многоаспектного
описания
системы;
рассмотрение
системы как
динамичной,
развивающейся
целостности.
6.
Структурно-функциональный
(структурный)
метод
строится на
основе
выделения в
целостных
системах их
структуры -
совокупности
устойчивых
отношений и
взаимосвязей
между ее
элементами и
их роли
относительно
друг друга.
Структура
понимается
как нечто
неизменное при
определенных
преобразованиях,
а функция как
"назначение"
каждого из
элементов данной
системы
(функции
какого-либо
биологического
органа,
функции
государства,).