1.      Общие черты и специфика научного познания. Преднаука и наука. Наука и паранаука.

Как отлич.н.знание от ненауч.?

Стр-ра н.знания:

1.основ-ния н.:проблемы;гипотезы;факты;понятия;теории;з-ны;науч.картина мира;цен-сти;

2.эмп.исслед-ния;

3.теор.исслед-ния.

Признаки н-сти:

·  н.-рац.деят.;

·  обоснов-сть,доказательность(отличие от мнений);

·  интерсуб-сть,внеличност.х-р знания(н.факт всегда м.воспроизвести в опред.условиях);

·  системность-связ-сть н.знания и его орг-сть;

·  истин-сть,а именно стремл.к истине;

·  методич-сть→возм-сть получ.нового знания;

·  предметность;

·  наличие собств.яз.и категор.ап-та;

·  функц.эф-сть-способ-сть на прогноз;

·  проблем-сть-не д.б.догматич.

Идеалы н.

1.дедуктивно-рац.-исторически перв.(Евклид «Начала»)-не дает нового знания,подводит частное к общему;

2.индуктив.-появ.в Новое время с разв.эксперим.естествознания.Поиск универс.метода(Бекон).НО!Инд-ция не им.логич.оправд-ния.В к.19в. нашли оправдание:инд.рассуждения основ. на выводимости,не на логич.следовании.

3.гипотетико-инд.-соед-ние инд и дед.Выдв-ние гип.,работа с ней по дед-ции.Проблема критериев подтв-ния гип.:верифик.и фальсиф.

Эмп.и теор. знание отлич.:

·  гносеологич.направл.(теор.-вглубь,эмп.-поверхност.);

·  познават.ф-ции(э-описание,т-объяснение);

·  х-р получ.рез-тов(т-формул-ка з-нов,э-накопление фактов для получ.обобщения);

·  различные методы;

·  различ.соотношение логич.и чувств.НО!Нельзя отрывать эти уровни;

·  различ.языки(эмп.язык (Вингинштейн)-яз.проток.предложений,фиксация ощущений).Он отлич. от теор.:абс.достоверностью,не нужд-ся в истол-нии,логически.

Наука и паранаука. Познание осущ. и за пределами науки. Науч. познание – процесс получения объектив, истин. знания. Оно описывает, объясняет и предсказывает что-то. Научн. знания объективны, универсальны, общезначимы. Вненауч. знание в соответствии с другими нормами и законами, иногда раньше научного. Эзотеризм – формы знания, отличающ. от класич. научн. стандарта.

Формы: 1) ненаучное, разрозненное, несистематич. знание, которое не формализ. и не описыв. законами, находится в противоречии с существ. научной картиной мира; 2) донаучное, предпосылка научного; 3) паранаучное, не совместно с имеющ. гносеологич. стандартом; 4) лженаучное, домыслы и предрассудки. Здесь нетерпимость к доводам против,  лишние претензии; 4) квазинаучное, осовано на методах насилия и принуждения для поиска сторонников; 5) антинаучное, утопич., искажающ. представления о действит.; 6) псевдонаучное; 7) паранорм. (мистика), учения о тайных природных и психич. силах, на рубеже веков, кризиса в об-ве.

Эзотеризм – не нужны доказательства, все принимаем на веру.

Сейчас идет диалог между различными вида паранаучного и научного. Ученые принимают паранаучное (гипноз, предсказания), но оно не обладает св-вами научного: повторение независимо от времени.

Наука 2 стадии становлен.: преднаука и наука в собствен. смысле. Преднаука:опирается на результаты практич. опыта, обыденное знание, наблюдения и приметы. Оперирование реальн. предметами-основа для возникновен. идеальн. плана познан., д-вий с идеальн. объек. Знан.-суммарный исход практики. Обобщен. эмпирич. ситуаций на практике, обобщен. практич. опыта. Четкое выполнение д-вий по рецепту(алгоритмы).

Собсвенно наука: исслед. идеальн. объект., а не реальн. вещей. Эмпирич. зависимости выводятся теор. Знан.-рецепт д-вий с т.з. необходим. и всеобщ. Конструировнаие теор. моделей, кот. обеспеч. выход за рамки сложивш. обыден. знания и форм произ-ва. Возникновение научн. метода. Возможность объяснить и предвидеть

 

Hosted by uCoz