1.
Общие
черты и
специфика
научного
познания.
Преднаука и
наука. Наука
и паранаука.
Как
отлич.н.знание
от ненауч.?
Стр-ра
н.знания:
1.основ-ния
н.:проблемы;гипотезы;факты;понятия;теории;з-ны;науч.картина
мира;цен-сти;
2.эмп.исслед-ния;
3.теор.исслед-ния.
Признаки
н-сти:
· н.-рац.деят.;
· обоснов-сть,доказательность(отличие
от мнений);
· интерсуб-сть,внеличност.х-р
знания(н.факт
всегда
м.воспроизвести
в
опред.условиях);
· системность-связ-сть
н.знания и
его орг-сть;
· истин-сть,а
именно стремл.к
истине;
· методич-сть→возм-сть
получ.нового
знания;
· предметность;
· наличие
собств.яз.и
категор.ап-та;
· функц.эф-сть-способ-сть
на прогноз;
· проблем-сть-не
д.б.догматич.
Идеалы
н.
1.дедуктивно-рац.-исторически
перв.(Евклид
«Начала»)-не
дает нового
знания,подводит
частное к
общему;
2.индуктив.-появ.в
Новое время с
разв.эксперим.естествознания.Поиск
универс.метода(Бекон).НО!Инд-ция
не
им.логич.оправд-ния.В
к.19в. нашли оправдание:инд.рассуждения
основ. на
выводимости,не
на
логич.следовании.
3.гипотетико-инд.-соед-ние
инд и
дед.Выдв-ние гип.,работа
с ней по
дед-ции.Проблема
критериев
подтв-ния
гип.:верифик.и
фальсиф.
Эмп.и
теор. знание отлич.:
· гносеологич.направл.(теор.-вглубь,эмп.-поверхност.);
· познават.ф-ции(э-описание,т-объяснение);
· х-р
получ.рез-тов(т-формул-ка
з-нов,э-накопление
фактов для
получ.обобщения);
· различные
методы;
· различ.соотношение
логич.и
чувств.НО!Нельзя
отрывать эти
уровни;
· различ.языки(эмп.язык
(Вингинштейн)-яз.проток.предложений,фиксация
ощущений).Он
отлич. от
теор.:абс.достоверностью,не
нужд-ся в
истол-нии,логически.
Наука и
паранаука.
Познание
осущ. и за
пределами
науки. Науч. познание
– процесс
получения
объектив, истин.
знания. Оно
описывает,
объясняет и
предсказывает
что-то. Научн.
знания
объективны,
универсальны,
общезначимы.
Вненауч.
знание в
соответствии
с другими
нормами и
законами,
иногда
раньше научного.
Эзотеризм –
формы знания,
отличающ. от
класич.
научн.
стандарта.
Формы:
1) ненаучное,
разрозненное,
несистематич.
знание, которое
не формализ.
и не описыв.
законами, находится
в
противоречии
с существ.
научной
картиной
мира; 2)
донаучное,
предпосылка научного;
3)
паранаучное,
не совместно
с имеющ.
гносеологич.
стандартом; 4)
лженаучное, домыслы
и
предрассудки.
Здесь
нетерпимость
к доводам
против,
лишние
претензии; 4)
квазинаучное,
осовано на
методах насилия
и
принуждения
для поиска
сторонников;
5)
антинаучное,
утопич.,
искажающ.
представления
о действит.; 6)
псевдонаучное;
7) паранорм. (мистика),
учения о
тайных
природных и
психич.
силах, на
рубеже веков,
кризиса в
об-ве.
Эзотеризм
– не нужны
доказательства,
все принимаем
на веру.
Сейчас
идет диалог
между
различными
вида паранаучного
и научного.
Ученые
принимают
паранаучное
(гипноз,
предсказания),
но оно не
обладает
св-вами научного:
повторение
независимо
от времени.
Наука
2 стадии
становлен.: преднаука
и наука в
собствен.
смысле.
Преднаука:опирается
на
результаты
практич.
опыта,
обыденное
знание,
наблюдения и
приметы.
Оперирование
реальн.
предметами-основа
для возникновен.
идеальн.
плана
познан., д-вий
с идеальн.
объек. Знан.-суммарный
исход
практики.
Обобщен. эмпирич.
ситуаций на
практике,
обобщен.
практич.
опыта. Четкое
выполнение
д-вий по
рецепту(алгоритмы).
Собсвенно
наука:
исслед.
идеальн.
объект., а не
реальн.
вещей. Эмпирич.
зависимости
выводятся
теор.
Знан.-рецепт
д-вий с т.з.
необходим. и
всеобщ.
Конструировнаие
теор.
моделей, кот.
обеспеч.
выход за рамки
сложивш.
обыден.
знания и форм
произ-ва.
Возникновение
научн.
метода.
Возможность
объяснить и
предвидеть