1.
Размывание
основ научной
этики. Новые
этические
проблемы
науки в XXI веке. Проблема
гуманитарного
контроля в
науке и
высоких
технологиях.
Этические
нормы в науке как
в любой др.
деят.
возникают и
развиваются
при развитии
самой науки:
1)
общечеловеч
моральн.
требования и
запреты.
Плагиат и
фальсификация.
2)
бескорыстный
поиск и
отстаивание
истины.
3)
ответственность
за
исследования.
ученый не
может
предотвратить
использование
его открытий
в негуманных
целях. а)
вопрос
ответственности
за качество
научной
продукции, б)
ответственность
за
использование
достижений.
ученый не
может
остановить
исслед.. кот.
аморально, но
обязан
предупредить
об-во об этом.
Здесь
создание
международн.
организ. об
ответственности
ученого.
Нормы
этики
передаются
от
учителей-ученых
к ученикам.
Мертон.
Ценности
науки: 1)
универсализм,
любые учения
можно
подвергнуть
критике; 2)
общность,
знание
доступно
всем; 3)
бескорыстность,
поиск истины
без личной
выгоды; 4)
скептицизм, верная
оценка
достижений
др. ученого
Проблема
социальной
ответственности
ученого.
Генная
инженерия,
биотехнология,
биомедицинские
и
генетические
исследования
человека.
В
Генетика
может помочь
в борьбе с
наследственными
болезнями,
генетич.
эффекты.
Генная
инженерия
прошла от
фундаментальных
исследований
до
промышленного
применения своих
результатов.
Но здесь
угроза для
чел-ва.
Использование
в военных
целях, возникновение
мутаций без
естественного
отбора,
клонирование.
Экологич.
и
соц-гуманитарн.
экспертиза
исследований.
Гуманистич.
сущность
развития
науки. Цели науки
об-ва
различны,
этич. нормы
науки противоречат
общечеловеч.
соц.-этич. и
гуманистич.
нормам, научн.
поиск вышел
из-под
морального
контроля.
Экологическая
этика –
отношение
«чел-к -
природа»
перекрыв. экономич.,
политич.
проблемы.
Глав. идея космизма – мотив дела. Уделяет внимание: 1. овладение природой, 2. переустройство чел. организма, 3. управление космич. процессами, 4. возвращение людям жизни, отнятой людьми или природой в процессе войн, бедствий. Истоки чел. бытия коренятся во Вселенной. Косимзм – р-ция на опустошение Земли, произойдет истощение ресурсов и мы на другие планеты. Федоров(основ-ль космизма) и Циолковский – гибель чел-ва предотвратить через освоение космоса.
В.И.Вернадский.
Биосфера –
биологич.
оболочка
Земли, ускорила
процесс
развития.
Ноосфера –
сфера разума,
веществ.-энергетич.
составл.,
связ. с потенциалом
нашей
д-ности. Мы влияем
на эволюцию
Земли, опред.
новую энергию
–
культурообразующ.,
научной
мысли. Границы
нсф. –
различны и
зависят от
мыслит. процессов.
Признак нсф.
–
преобразование
геологич.
облика Земли.
2 сценария
нсф. процессов:
1)
апокалипсис,
разум сам
себя разрушит;
2) коэволюция,
этап
согласован.
существ. чел-ка
и природы.
Запреты на
д-ность,
новая разумная
нравственность,
перестройка
взгляда на
мир.
В
запад.
философии Б.
Калликот, О.
Леопольд, Р. Аттфильд.
Калликотт (1941)
в США в
Индейцы
живут в
гармонии с
природой: 1)
утилитарная
охрана; 2)
религиозн.
поклонение; 3)
экологич.
осведомленность
(традиции,
приметы); 4)
экологич.
этика –
истинное
уважение к
природе,
право на
благополучие
всех др. форм
жизни и этот
подход нужно
распространить
во все
культуры.
Природоохран.
эстетика. Леопольд(1948).
осонователь
об-ва дикой
природы.
Распрост.
этики на все
виды и
эколог.
сооб-ва.
Этика
касалась
отношений
между индивидами,
нет этики
чел-ва и
Земли.
Отношения
потребит.,
есть права,
нет обязан.
Принципы
этики: нельзя
1) уничтожать
или
способствовать
умиранию
видов; 2)
смешивать
виды; 3) добывать
много
энергии из
недр.
Забота
о животных,
эстетич.
решение экол.
проблем (не
эконом.), чел-к
–
равноправный
член гармоничн.
сооб-ва. Экол.
проблемы –
филос., нужен
и такой
подход.
Понятие
этоса науки.
Связыв.2
обособл.сферы:объективную
и безличную
з-сть,открываемую
наукой,с
миром оценок
и
цен-стей,предписыв.чел-ку
императивы его
повед.в с-ме
добро-зло.Науч.этос-пересечение
свобод.науч.поиска
с ответ-ю за
последствия
откр-й и их
примен-я.В
этом плане
этос предполаг.императив-сть.
Императивы
универс.пользы:
· продукт,получ.от
реализации технологии
д.б. возм.
· новые
альтернативы
и
возм.напр-ния
деят.,получ.в
рез-те
примен-я
этого пр-та
д.б.возм.
· матер.,псих.,соц.
и культ.
условия,треб
для успешной
реализации
тех-гии,д.б.желаемы
и возм.