1.      Размывание основ научной этики. Новые этические проблемы науки в XXI веке. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях.

Этические нормы в науке как в любой др. деят. возникают и развиваются при развитии самой науки:

1) общечеловеч моральн. требования и запреты. Плагиат и фальсификация.

2) бескорыстный поиск и отстаивание истины.

3) ответственность за исследования. ученый не может предотвратить использование его открытий в негуманных целях. а) вопрос ответственности за качество научной продукции, б) ответственность за использование достижений. ученый не может остановить исслед.. кот. аморально, но обязан предупредить об-во об этом. Здесь создание международн. организ. об ответственности ученого.

Нормы этики передаются от учителей-ученых к ученикам.

Мертон. Ценности науки: 1) универсализм, любые учения можно подвергнуть критике; 2) общность, знание доступно всем; 3) бескорыстность, поиск истины без личной выгоды; 4) скептицизм, верная оценка достижений др. ученого

Проблема социальной ответственности ученого. Генная инженерия, биотехнология, биомедицинские и генетические исследования человека.

В 1975 г. из-за буйного развития генной инженерии принят мораторий, приостанавливающий все исследования.

Генетика может помочь в борьбе с наследственными болезнями, генетич. эффекты. Генная инженерия прошла от фундаментальных исследований до промышленного применения своих результатов. Но здесь угроза для чел-ва. Использование в военных целях, возникновение мутаций без естественного отбора, клонирование.

Экологич. и соц-гуманитарн. экспертиза исследований.

Гуманистич. сущность развития науки. Цели науки об-ва различны, этич. нормы науки противоречат общечеловеч. соц.-этич. и гуманистич. нормам, научн. поиск вышел из-под морального контроля.

Экологическая этика – отношение «чел-к - природа» перекрыв. экономич., политич. проблемы.

Глав. идея космизма – мотив дела. Уделяет внимание: 1. овладение природой, 2. переустройство чел. организма, 3. управление космич. процессами, 4. возвращение людям жизни, отнятой людьми или природой в процессе войн, бедствий. Истоки чел. бытия коренятся во Вселенной. Косимзм – р-ция на опустошение Земли, произойдет истощение ресурсов и мы на другие планеты. Федоров(основ-ль космизма) и Циолковский – гибель чел-ва предотвратить через освоение космоса.

В.И.Вернадский. Биосфера – биологич. оболочка Земли, ускорила процесс развития. Ноосфера – сфера разума, веществ.-энергетич. составл., связ. с потенциалом нашей д-ности. Мы влияем на эволюцию Земли, опред. новую энергию – культурообразующ., научной мысли. Границы нсф. – различны и зависят от мыслит. процессов. Признак нсф. – преобразование геологич. облика Земли. 2 сценария нсф. процессов: 1) апокалипсис, разум сам себя разрушит; 2) коэволюция, этап согласован. существ. чел-ка и природы. Запреты на д-ность, новая разумная нравственность, перестройка взгляда на мир.

В запад. философии Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд. Калликотт (1941) в США в 1971 г. курс «ЭЭ» в универе. Основоположник Леопольд. ЭЭ – строг. ф. или метафиз. обоснование, опора на теории ценности, вкл. внутрен. ценность не только людей, но и природ. сущ-в и природы как целого. Вещи ценятся и за их полезность, и сами по себе. Инструментарн. ц. – ц., кот. нечто обладает как ср-во достижения целей другого. Внутр. ц. – ц., полезная обладающ. ею. Реки, леса как родители ценят ребенка.

Индейцы живут в гармонии с природой: 1) утилитарная охрана; 2) религиозн. поклонение; 3) экологич. осведомленность (традиции, приметы); 4) экологич. этика – истинное уважение к природе, право на благополучие всех др. форм жизни и этот подход нужно распространить во все культуры.

Природоохран. эстетика. Леопольд(1948). осонователь об-ва дикой природы. Распрост. этики на все виды и эколог. сооб-ва. Этика касалась отношений между индивидами, нет этики чел-ва и Земли. Отношения потребит., есть права, нет обязан. Принципы этики: нельзя 1) уничтожать или способствовать умиранию видов; 2) смешивать виды; 3) добывать много энергии из недр.

Забота о животных, эстетич. решение экол. проблем (не эконом.), чел-к – равноправный член гармоничн. сооб-ва. Экол. проблемы – филос., нужен и такой подход.

Понятие этоса науки.

Связыв.2 обособл.сферы:объективную и безличную з-сть,открываемую наукой,с миром оценок и цен-стей,предписыв.чел-ку императивы его повед.в с-ме добро-зло.Науч.этос-пересечение свобод.науч.поиска с ответ-ю за последствия откр-й и их примен-я.В этом плане этос предполаг.императив-сть.

Императивы универс.пользы:

·  продукт,получ.от реализации технологии д.б. возм.

·  новые альтернативы и возм.напр-ния деят.,получ.в рез-те примен-я этого пр-та д.б.возм.

·  матер.,псих.,соц. и культ. условия,треб для успешной реализации тех-гии,д.б.желаемы и возм.

 

Hosted by uCoz