1.
Разработка
метода
научного
исследования
в философии
Ф. Бэкона и Р.
Декарта.
Центральная
часть ф-ии
Бэкона — учение
о методе. Метод
для Бэкона— величайшая
преобразующая
сила,
поскольку правильно
ориентирует
теоретическую
и практическую
деят-ть ч-ка,
максимально
поднимает ее
эффективность.
Бэкон был
родоначальником
английского эмпиризма.
Его метод
основывался
на признании ведущей
роли в
познании
опыта. Познание,
по Бэкону,
является
ничем иным,
как
изображением
внешнего
мира в сознании
ч-ка. Оно
начинается с
чувственных
познаний, с
восприятий
внешнего
мира, но последние,
в свою
очередь,
нуждаются в
экспериментальной
проверке, в
подтверждении
и дополнении.
Самое лучшее
из
доказательств
есть опыт,
если он
коренится в
эксперименте.
Но Бэкон не
был
сторонником
крайнего
эмпиризма. Об
этом
свидетельствует
проведенное
им
разграничение
опыта на опыт
плодоносный
и опыт
светоносный. Он
придает
большое
значение
плодоносным опытам,
практической
пользе исследования.
Бэкон не
абсолютизирует
роль
практической
пользы. В
связи с этим
он указывает
на важность
светоносных
опытов, непосредственных
теоретических
исследований
в целях более
глубокого
познания
предмета.
Развитию
науки, —
пишет Бэкон,
— способствуют
только те
опыты, кот-е
сами по себе
не приносят
пользы, но
содействуют
открытию
причин и
аксиом.
Опыты, по Бэкону,
должны
ставиться по
определенному
методу. Таким
методом в
ф-ии Бэкона
выступает индукция. На
пути человек
сталкивается
с многочисленными
препятствиями
("идолами"
или
"призраками"),
мещающими
его
продвижению
к истине.
Причем, эти
"призраки"
являются
атрибутами
самой человеческой
природы, т.е.
сам наш разум
ставит себе
эти преграды
и ловушки. Б.
выделяет
четыре
группы таких
"идолов": 1) "призраки
рода",
обусловленные
несовершенством
устройства
наших
органов
чувств; 2)
"призраки пещеры",
связанные с
узостью
взглядов отдельных
людей; 3)
"призраки
рынка", или
подверженность
людей
общераспространенным
заблуждениям,
которые
возникают в
силу дезориентирующего
воздействия
семантики
(слов) языка на
их мышление,
т.е.
связанные со
штампом обыденного
словоупотребления;
4) "призраки
театра",
обусловленные
догматической
приверженностью
людей к
односторонним
концепциям.
Своеобразным
противоядием
всему этому
становится,
по Б., мудрое
сомнение и
правильный метод.
Б. обосновал
эмпирический
метод в качестве
единственно
правильного
метода исследования
законов
природных
явлений. этом Рационализм
Р. Декарта.
Основные
правила дедуктивного
метода. Иным,
отличным от
Бэкона, путем
в разработке
проблем
методологии
научного
исследования
пошел
французский мыслитель,
ученый и
фил-ф Р.
Декарт (1596 — 1650).
Главное, что
сближало
Бэкона и
Декарта, —
это разработка
проблем
методологии научного
исследования.
Как и у Бэкона
методология
Декарта
носила
антисхоластическую
направленность.
Эта
направленность
проявлялась,
прежде всего,
в стремлении
к достижению
таких знаний,
кот-е
усиливали бы
власть ч-ка
над природой,
а не явились
бы самоцелью
или
средством
доказательства
религиозных
истин. Другой
важной
чертой
декартовской
методологии,
также
сближающей
ее с
бэконовской, явл-ся
критика
схоластической
силлогистики.
Схоластика,
как известно,
считала силлогизм
главным
орудием
познавательных
усилий ч-ка. И
Бэкон, и Декарт стремились
доказать несостоятельность
такого
подхода. Оба
они отказывались
от
применения
силлогизма
как способа
рассуждения,
средства
сообщения
уже открытых
истин.
Поэтому они
стремились к
разработке
такого
метода, кот-й
был бы эффективен
в отыскании
нового
знания. Однако
путь,
разработанный
Декартом,
весьма
отличался от
пути,
предложенного
Бэконом.
Метод Декарта
можно
назвать рационалистическим.
Декарт
отдавал
должное
опытно-экспериментальным
исследованиям
в
естественных
науках, он
неоднократно
подчеркивал
значение
опыта в научном
познании. Но
научные
открытия, по
мнению
Декарта,
совершаются
не
вследствие
опытов, сколь
искусными бы
они не были, а
вследствие
деят-ти ума,
кот-й
направляет и
сами опыты.
Преимущественная
ориентация
на деят-ть
челов-го ума
в процессе
познания и
делает
методологию
Декарта
рационалистической.