1.
Проблемы
философии и
методологии
науки в работе
Т. Куна
«Структура
научных
революций».
Томас
Кун(постпоз-зм,классич.школа)
«Стр-ра
научных рев-ций».
· Чтобы
понять
приращение
знаний,необх.изучить
историю
данной
науки.Это
позвол.уловить
логику
знания,устан.з-сти
разв.знания.
· Ввел
понятие парадигмы-совокуп-сть
науч.достиж-й,признаваемых
всем
науч.сооб-вом
в
опред.время.Наука
нач-ся,когда
формир-ся
парадигма:понятия,з-ны,факты…Ученые
сформулир.нек-ые
проблемы и дали
образцы их
решения в
рамках
парадигмы.Эти
образцы
очищ.,соверш.
и входили в
учебники.Мы
учимся на
этих
образцах,овладевая
техникой.Парадигма
дает набор
образцов
науч.исслед-ния.Она
служит для
определения
круга
проблем,им.смысл→в
рамках
данной
парадигмы им.реш.Она
устан.
допустимые
методы реш.→тип
фактов,к-ые
м.б. получены
в
эмп.исслед-нии.
· Науч.сооб-во-ученые,к-ые
верят в эту
парадигму.В
парадигме
Кун
объедин.теор.и
эмп.уровни.
· У
любой науки
есть
философ.основания.
· Наука-явление
соц.,это
сооб-во.Судьба
теории
опред-ся не
экспер-том,не
фальс-ром,а сооб-вом.Это
экстернализм-признание
влияния
внеш.ф-ров на
науку.
· Новое
в науке связ.
с возник-нием
не гип.,а парадигмы.
· Схема
разв.науки:
1.предпарадигмальная
стадия-много
разных
теорий,нет
единой
с-мы,методов,сред-в,споры
м-ду
стор-ками
разных
теорий.Стан-ся
парадигмой,когда
в соответ. с
ней излаг-ся
учебники.К-то
теория
стан-ся
приоритетной.Формир-ся
парадигма.
2.«Норм.наука»-убеждение
науч.сооб-ва
в
непогреш-сти
парад.,ее
способ-сти
решить
проблемы
науки.На этом
этапе ничего
принц-но
нового не
возникнет.Все,что
вытекает из
парад.,-ненаучное.Общенауч.парад.-науч.рац-сть(знание
д.излагаться
непротивор.,любое
знание
треб.систематич.проверки,науч.знание
объективно).Кун
гов.,что не
сущ.чистых
фактов,они
истолк-ся
через призму
теор.понятий
и з-нов
парад.Но факт
близок опыту.Парадигмы
несоизмеримы.На
этом этапе
уточн-ся
формул-ки,конст-ты
и …НО!Накапл-ся
факты,к-ые
нельзя
объяснить с
пом.этой
парад.Аномальные
факты нач.
обсужд-ся науч.сооб-вом.Внутри
сооб-ва
возник.сомнения.Критика
парад.Зреет
кризис.
3.рождение
новой парад.
Науч.рев-ция.Переход
от одной
парад. к др.не явл.
прогрессом.
НО!Как
связ.парад.?
Смену
парад.
вызыв.соц-человеч.ф-ры.Сторон-ки
новой
парад.проводят
пропаганду.Разв.означ.прогресс
не только
колич.,но и
качеств.(с
т.зр.диалектики).У
Куна-лишь
смена парад.А
прежнюю
теорию надо
рассм. Как
частный
случай новой.