1.      Проблемы философии и методологии науки в работе Т. Куна «Структура научных революций».

Томас Кун(постпоз-зм,классич.школа) «Стр-ра научных рев-ций».

·  Чтобы понять приращение знаний,необх.изучить историю данной науки.Это позвол.уловить логику знания,устан.з-сти разв.знания.

·  Ввел понятие парадигмы-совокуп-сть науч.достиж-й,признаваемых всем науч.сооб-вом в опред.время.Наука нач-ся,когда формир-ся парадигма:понятия,з-ны,факты…Ученые сформулир.нек-ые проблемы и дали образцы их решения в рамках парадигмы.Эти образцы очищ.,соверш. и входили в учебники.Мы учимся на этих образцах,овладевая техникой.Парадигма дает набор образцов науч.исслед-ния.Она служит для определения круга проблем,им.смысл→в рамках данной парадигмы им.реш.Она устан. допустимые методы реш.→тип фактов,к-ые м.б. получены в эмп.исслед-нии.

·  Науч.сооб-во-ученые,к-ые верят в эту парадигму.В парадигме Кун объедин.теор.и эмп.уровни.

·  У любой науки есть философ.основания.

·  Наука-явление соц.,это сооб-во.Судьба теории опред-ся не экспер-том,не фальс-ром,а сооб-вом.Это экстернализм-признание влияния внеш.ф-ров на науку.

·  Новое в науке связ. с возник-нием не гип.,а парадигмы.

·  Схема разв.науки:

1.предпарадигмальная стадия-много разных теорий,нет единой с-мы,методов,сред-в,споры м-ду стор-ками разных теорий.Стан-ся парадигмой,когда в соответ. с ней излаг-ся учебники.К-то теория стан-ся приоритетной.Формир-ся парадигма.

2.«Норм.наука»-убеждение науч.сооб-ва в непогреш-сти парад.,ее способ-сти решить проблемы науки.На этом этапе ничего принц-но нового не возникнет.Все,что вытекает из парад.,-ненаучное.Общенауч.парад.-науч.рац-сть(знание д.излагаться непротивор.,любое знание треб.систематич.проверки,науч.знание объективно).Кун гов.,что не сущ.чистых фактов,они истолк-ся через призму теор.понятий и з-нов парад.Но факт близок опыту.Парадигмы несоизмеримы.На этом этапе уточн-ся формул-ки,конст-ты и …НО!Накапл-ся факты,к-ые нельзя объяснить с пом.этой парад.Аномальные факты нач. обсужд-ся науч.сооб-вом.Внутри сооб-ва возник.сомнения.Критика парад.Зреет кризис.

3.рождение новой парад.

Науч.рев-ция.Переход от одной парад. к др.не явл. прогрессом.

НО!Как связ.парад.?

Смену парад. вызыв.соц-человеч.ф-ры.Сторон-ки новой парад.проводят пропаганду.Разв.означ.прогресс не только колич.,но и качеств.(с т.зр.диалектики).У Куна-лишь смена парад.А прежнюю теорию надо рассм. Как частный случай новой.

 

Hosted by uCoz