1.      Философские основания науки. Прогностическая роль философского знания. Научная картина мира.

Стр-ра н.знания:

1.основ-ния н.:проблемы;гипотезы;факты;понятия;теории;з-ны;науч.картина мира;цен-сти;

2.эмп.исслед-ния;

3.теор.исслед-ния.

Основания науч. знания: 1) влияют на целостность науч. знания; 2) опред. стратегию науч. поиска и обеспеч. включ. его в культуру эпохи.

У оснований сложн. структура. Три главных блока:

·  идеалы и нормы познания выражают ценностные и целевые установки науки, отвечая на вопросы: для чего нужны те или иные познавательные действия, какой тип продукта (знания) должен быть получен в результате их осуществления и каким способом получить это знание.Основные формы: доказательности и обоснования знания, объяснения и описания, построения и организации знания.

Содержание идеалов и норм исследования по уровням

1. норматив. структуры, общ. для всякого науч. позн. Инвариант, отлич. наук и от др. форм позн. В историч. развитии конкретизируется посредством установок данной эпохи; 2. стиль мышления данной эпохи

В идеалах и нормах выражена 1) обобщенная схема метода. Поэтому новый тип исследования требует новых идеалов и норм. 2) опред. образ познават. д-ности, представление об обязат. процедурах получения истины. Этот образ – социокультурная обусловленность. Он формируется в науке, испытывая влияние мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры той или иной исторической эпохи.

·  Научн. картина мира - широкая панорама знаний о природе, включ.  наиболее важные теории, гипотезы и факты. Научная картина мира — это обоснованное конкретно-историческое представление о мире, обусловливающее стиль и способ научного мышления.

Структура: центральное теоретич. ядро – устойчиво, длит. срок сущ., это совокупнсть конкретно-науч. констант; фундаментальн. допущения – спец. хар-р, приминаются условно неопроверж., это теоретич. постулаты; частн. теоретич. модели образуются при столкновении картины мира с контрпримерами или аномалиями.

Хар-ки и функции: 1. системность. Ее назначение в обеспеч. систеза знаний – интегративная ф. 2. парадигмальность (задает систему установок) Нормативная и психологич. ф. т.к. обославливает способ видения мира, формирует нормы науч. исслед.

Историч. формы: 1) классическая. Галилей и Ньютон, однознач. причинно-следственн. зависимость, объекты сущ. сами по себе в строго заданной ск, желание найти некое общее правило или метод,

2) неклассическая, 1-ые теории термодинамики рубеж 19-20в., изменения осущ. по теории вероятностей закону больших чисел, нет детерминизма;

3) постнеклассическая, И. Пригожин древовидный ветвящийся график, будущее неопределенно, исследование открытых нелинейных систем, возможность перехода с одной траектории на др.

философ.основания науки- дают самые общие ориентиры о познават. д-ности, обосновыв. как идеалы и нормы науки, так и содержат. представл. науч. картины мира, а также обеспеч. включ. науч. знания в культуру.

Любая идея для становления постулатом картины мира или принципом нового идеала науч. познания проходит процедуру ф. обоснования.

Функции:

1) обоснование уже добытых знаний

2) эвристическая. Ф. осн. участв. в построении новых теорий, направляя перестройку нормативных структур науки и картин реальности. Используемые в этом процессе ф. идеи и принципы могут применяться и для обоснования полученных результатов (новых картин реальности и новых представлений о методе). Но совпадение ф. эвристики и философского обоснования не обязательны. Может быть, что при формиров. новых представлений используются одни ф. принципы, а затем эти представления получают др. интерпритац., и только на этой основе они обретают признание и включаются в культуру.

3) методологическая. Ф. осн. способствуют формированию новых методов научного исследования.

Ф. осн. науки разнородны и историчны: при переходе от одного этапа развития науки к другому в ходе научных революций один их «набор» сменяется другим, но определенная преемственность при этом сохраняется.

Роль ф. идей.

1) Ученый пытается истолковать науки как отражение объект. реальности, котор. лежит за наблюдаемым.

2) Теория превращается в знание тогда, когда все ее понятия получают онтологическую и гносеологическую интерпретацию.

3) В науке существует уровень ф. предпосылок.

4) В зависимости от науки, ф. осн. выявляют себя в разной степени.

5) В науке сущ. теории, кот. не имеют споров по поводу ф. осн. Это связано с их базированием на ф. представления, поэтому воспринимаются как должное.

6) Уровень ф. предпосылок связан со стилем мышления опред. историч.эпохи.

7) Сущ. совокупность ф. представлений, пронизывающ. эмпирич. и теоретич. уровни науч. знания.

Прогностич. роль ф. знан. Ф. основ. не все ф. знан., а их часть. Ф.-не рефлексия над наукой, она рефлексия над основан. всей культуры. Решая обществ. пробл., ф. вырабат. категориал. ст-ры, используем. в наук. У ф. избыток знан. по отношен. к науке данн. эпохи. В ф. могут присутств. те катерогии, кот. играют роль в науке через время. В этом прогностич. роль ф. Источник ф-ции в особенн. ф. познан.: обобщен. широкого материал. историч. развит. культур., это обобщен. обусловл. внутритеор. задачами ф. Ф. не только осмыслив. мировоззрен. ст-ры культуры и проектир. нов. способы пониман. реальн., но и выполняет основн. ф-цию в социокульт. динамике: готовит обобщет. теор. схемы возможн. мировоззрен. ст-р, возможн. основан. культуры будущ.

Ф.-эвристика науч. поиска и ср-во адаптац. науч. знан. к мировоззрен. установкам.

Ф. прогностика затрагив. основ. культуры, но и историч. тип об-ва задает границы ф. тв-ва.

 

Hosted by uCoz