1.
Понятие
«научный факт»,
фактуальное
знание и
проблема его
интерпретации.
Наблюдение и
эксперимент
как методы
научного
исследования.
Любое
научное
исследование
начинается со
сбора,
систематизации
и обобщения
фактов.
Понятие «факт»
имеет
следующие
основные значения:
1. Некоторый
фрагмент
действительности,
объективные
события,
рез-ты,
относящиеся
либо к
объективной
реальности
(«факты
действительности»),
либо к сфере
сознания и
познания
(«факты сознания»).
2. Знание о
каком-либо
событии, явлении,
достоверность
кот-го
доказана, т.е.
синоним
истины. 3.
Предложение,
фиксирующее
эмпирическое
знание, т.е.
полученное в
ходе
наблюдений и
экспериментов.
В
научном
познании
факты играют
двоякую роль:
во-первых,
совокупность
фактов
образует
эмпирическую
основу для
выдвижения
гипотез
и построения
теорий;
во-вторых,
факты имеют решающее
значение в подтверждении
теорий (если
они
соответствуют
совокупности
фактов) или
их опровержении
(если тут нет
соответствия).
Полученные
факты не
завершают, а
лишь начинают
процесс
научного
исследования,
они
подвергаются
классификации,
обобщению,
систематизации,
анализу. Наблюдение
—
целенаправленное
изучение
предметов, опирающееся
в основном на
данные
органов
чувств (ощущения,
восприятия, представления).
В ходе
наблюдения
мы получаем
знание не только
о внешних
сторонах
объекта
познания, но
— в кач-ве
конечной
цели — о его
существенных
свойствах и отнош-х.
Наблюдение
может быть
непосредственным
и
опосредованным
различными
приборами и
техническими
устройствами
(микроскопом,
телескопом,
фото- и
кинокамерой).
Основные
требования к
научному
наблюдению: однозначность
замысла;
наличие
системы
методов и
приемов; объективность,
т. е. возможность
контроля
путем либо
повторного наблюдения,
либо с помощью
других
методов
(напр,
эксперимента).
Обычно
наблюдение
включ-ся в
кач-ве
составной
части в
процедуру
эксперимента.
Важным
моментом
наблюдения
явл-ся интерпретация
его рез-в —
расшифровка
показаний
приборов. Особую
трудность
наблюдение
представляет
в
социально-гуманитарных
науках, где
его рез-ты в
большей мере
зависят от
личности наблюдателя,
его
жизненных
установок и
принципов
его
заинтересованного
отношения к
изучаемому
предмету. В
ходе
наблюдения
исследователь
всегда руководствуется
определенной
идеей,
концепцией
или
гипотезой. Он
не просто
регистрирует
любые факты,
а
сознательно
отбирает те
из них, кот-е
либо подтверждают,
либо
опровергают
его идеи. При
этом очень
важно отобрать
наиболее
репрезентативную,
т. е. наиболее
представительную
группу
фактов в их
взаимосвязи.
Интерпретация
наблюдения
также всегда
осуществляется
с помощью
определенных
теоретических
положений.
Эксперимент—
активное и
целенаправленное
вмешательство
в протекание
изучаемого
процесса, соответствующее
изменение
объекта или
его воспроизведение
в специально
созданных и контролируемых
условиях. Т об, в
эксперименте
объект или
воспроизводится
искусственно,
или ставится
в определенным
образом
заданные
усл-я,
отвечающие
целям исследования.
В ходе эксперимента
изучаемый
объект
изолируется
от побочных
влияний,
затемняющих
его сущность,
и представляется
в «чистом
виде». При
этом
конкретные
усл-я
эксперимента
не только
задаются, но
и
контролируются,
модернизируются,
многократно
воспроизводятся
и изменяются.
Тем самым эксперимент
осуществляется,
во-первых,
как
взаимодействие
объектов, протекающее
по естественным
законам,
во-вторых,
как
искусственное,
чел-м организованное
действие. Всякий
научный
эксперимент
всегда направляется
какой-либо
идеей,
концепцией,
гипотезой. Основные
особенности
эксперимента: а)
более
активное (чем
при
наблюдении)
отнош-е к
объекту, вплоть
до его
изменения и
преобразования;
б) многократная
воспроизводимость
изучаемого
объекта по желанию
исследователя;
в) возможность
обнаружения
таких
свойств явл-й,
кот-е не наблюдаются
в
естественных
усл-х; г)
возможность
рассмотрения
явл-я в
«чистом
виде» путем
изоляции
его от
усложняющих
и
маскирующих
его ход
обстоятельств
или путем
изменения,
варьирования
усл-й эксперимента;
д) возможность
контроля за
«поведением»
объекта
исследования
и проверки
рез-в. Основные
стадии
осуществления
эксперимента:
планирование
и построение
(его цель, тип,
средства,
методы проведения);
контроль;
интерпретация
рез-в. Структура
эксперимента (т.
е. что и кто
необходим,
чтобы он
состоялся): а)
экспериментаторы
(напр,
физики-экспериментаторы); б)
объект
эксперимента
(т. е. явл-е, на
кот-е
осуществляется
воздействие);
в) система
приборов и
другое
научное
оборудование;
г)
методика
проведения
эксперимента;
д) гипотеза
(идея), кот-я
подлежит
подтверждению
или
опровержению.
Эксперимент
имеет 2
взаимосвязанные
функции:
опытная проверка
гипотез и
теорий, а
также
формирование
новых
научных концепций.
В
зависимости
от этих
функций
выделяют эксперименты:
исследовательские
(поисковые),
проверочные (контрольные),
воспроизводящие,
изолирующие.
История
науки показала,
что научное открытие
(особенно
фундаментальное)
сразу же
приводит к
совершенствованию
экспериментальной
техники. По хар-ру
объектов
выделяют
физические,
химические,
биологические,
соц-е
эксперименты.