1.      Понятие «научный факт», фактуальное знание и проблема его интерпретации. Наблюдение и эксперимент как методы научного исследования.

Любое научное исследование начинается со сбора, систематиза­ции и обобщения фактов. Понятие «факт» имеет следующие основные значения: 1. Некоторый фрагмент действительности, объективные со­бытия, рез-ты, относящиеся либо к объективной реальности («фак­ты действительности»), либо к сфере сознания и познания («факты сознания»). 2. Знание о каком-либо событии, явлении, достоверность кот-го доказана, т.е. синоним истины. 3. Предложение, фиксирую­щее эмпирическое знание, т.е. полученное в ходе наблюдений и экс­периментов. В научном познании факты играют двоякую роль: во-первых, сово­купность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипо­тез и построения теорий; во-вторых, факты имеют решающее значение в подтверждении теорий (если они соответствуют совокупности фактов) или их опровержении (если тут нет соответствия). Полученные факты не завершают, а лишь начинают процесс научного исследования, они подвергаются классификации, обобщению, систематизации, анализу. Наблюдение — целенаправленное изучение предметов, опирающе­еся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). В ходе наблюдения мы получаем знание не толь­ко о внешних сторонах объекта познания, но — в кач-ве конеч­ной цели — о его существенных свойствах и отнош-х. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным раз­личными приборами и техническими устройствами (микроскопом, те­лескопом, фото- и кинокамерой). Основные требования к научному наблюдению: однозначность за­мысла; наличие системы методов и приемов; объективность, т. е. воз­можность контроля путем либо повторного наблюдения, либо с по­мощью других методов (напр, эксперимента). Обычно наблюде­ние включ-ся в кач-ве составной части в процедуру эксперимента. Важным моментом наблюдения явл-ся интерпретация его рез-в — расшифровка показаний приборов. Особую трудность наблюдение представляет в социально-гумани­тарных науках, где его рез-ты в большей мере зависят от личности наблюдателя, его жизненных установок и принципов его заинтересо­ванного отношения к изучаемому предмету. В ходе наблюдения исследователь всегда руководствуется опреде­ленной идеей, концепцией или гипотезой. Он не просто регистрирует любые факты, а сознательно отбирает те из них, кот-е либо под­тверждают, либо опровергают его идеи. При этом очень важно ото­брать наиболее репрезентативную, т. е. наиболее представительную группу фактов в их взаимосвязи. Интерпретация наблюдения также всегда осуществляется с помощью определенных теоретических по­ложений. Эксперимент активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и конт­ролируемых условиях. Т об, в эксперименте объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенным об­разом заданные усл-я, отвечающие целям исследования. В ходе эксперимента изучаемый объект изолируется от побочных влия­ний, затемняющих его сущность, и представляется в «чистом виде». При этом конкретные усл-я эксперимента не только задаются, но и контролируются, модернизируются, многократно воспроиз­водятся и изменяются. Тем самым эксперимент осуществляется, во-первых, как взаимодействие объектов, протекающее по есте­ственным законам, во-вторых, как искусственное, чел-м орга­низованное действие. Всякий научный эксперимент всегда направляется какой-либо иде­ей, концепцией, гипотезой. Основные особенности эксперимента: а) более активное (чем при наблюдении) отнош-е к объекту, вплоть до его изменения и преобразования; б) многократная воспроизводимость изучаемого объекта по же­ланию исследователя; в) возможность обнаружения таких свойств явл-й, кот-е не наблюдаются в естественных усл-х; г) возможность рассмотрения явл-я в «чистом виде» путем изо­ляции его от усложняющих и маскирующих его ход обстоя­тельств или путем изменения, варьирования усл-й экспери­мента; д) возможность контроля за «поведением» объекта исследования и проверки рез-в. Основные стадии осуществления эксперимента: планирование и построение (его цель, тип, средства, методы проведения); кон­троль; интерпретация рез-в. Структура эксперимента (т. е. что и кто необходим, чтобы он состоялся): а) экспериментаторы (напр, физики-экспериментато­ры); б) объект эксперимента (т. е. явл-е, на кот-е осуществляется воздействие); в) система приборов и другое научное оборудование; г) методика проведения эксперимента; д) гипотеза (идея), кот-я под­лежит подтверждению или опровержению. Эксперимент имеет 2 взаимосвязанные функции: опытная про­верка гипотез и теорий, а также формирование новых научных кон­цепций. В зависимости от этих функций выделяют эксперименты: ис­следовательские (поисковые), проверочные (контрольные), воспроиз­водящие, изолирующие. История науки показала, что научное открытие (особенно фундаментальное) сразу же приводит к совершен­ствованию экспериментальной техники. По хар-ру объектов выделяют физические, химические, био­логические, соц-е эксперименты.

 

Hosted by uCoz