Проблемы
философии и
методологии
науки в работе
К. Поппера
«Предположение
и опровержение.
Рост
научного
знания».
Карл
Поппер(постпоз-зм,критич.
рац-зм)«Предположение
и опровержение.
Рост
научного
знания», «Открытое
об-во и его
враги».
Принципы
учения:
· Истина
имеет
объектив. и
абс.
х-р.Антискептич.
учение. Наше
знание не
совершенно и
д. постоянно
пересм-ся,критик-ся
(критич.
рац-зм).Теория
не д.б.
обоснована
большим
кол-вом фактов.Нельзя
треб. от
научного
знания,чтобы
оно б.
подтвержд.Поппер
главным счит.
не то, как мы
подтвердим
теории,а то, в какой
мере они
способны
подвергнуться
критике.
Основной
принцип:Я
могу
ошибаться, а
вы м. б. правы,
сделаем усилие,и
мы, возможно,
приблизимся
к истине.
· Если
гипотеза не
вызыв.
Желание
поспорить-это
не научная
теория.
· Если
вы считаете
себя правым,
вы не правы.
· Поппер
не счит.
метафизич.
Высказывания
бессмысленными.Верифик-зм
не м.б.
критерием осмысл.
знания и
бессмысл-сти.Ни
одна теория не
обход-ся без
опоры на
философ.учения.
· Показал,
что из
наблюд.никогда
не вытекает
истинность
строго
универс.утв-ний(теорий).Поэтому
теории не
м.б.верифицированы
с
пом.опыта(мы
не можем
исслед.все
об-ты).Роль
опыта-теорию
может
опровергнуть
1 факт.
· Логич.принципы:
modus ponens(до-во
гипотезы)-если
есть причина,
то обяз-но
будет
следствие.
Причина есть,
есть и
следствие.
Modus tollens(опроверж.гип.)-отрицание
след-вия
приводит к
отриц-ю
посылки.
Это
дедуктивные
правила.
Принцип
обратной
дед-ции:есть
прич.,есть след-вие.Есть
следствие,значит
прич.
Это
индуктивное
правило-усиливает
правдоподобие
гип.,но не
доказ.ее.
· Поппер
показал, что
рост науки
носит одновременно
и эмп.(т.к. мы
проверяем
решения с пом.
наблюд.,опыта)
и рац.(т.к. мы
используем
дедуктив.сред-ва
опровержения
гип. и
никогда не заключаем
из
успешности
проверки
теории,что
она истинна)
х-р.Любое
знание
погрешимо,любая
гип.с
ошибками.Ростзнания-не
за счет оправд-я
гип.,а в ходе
критики гип.
· Схема
роста знания:формулировка
проблемы→формулир.неск.пробных
решений→критически
провер.каждую
пробную
гип.(если
какую-то не
опровергли
опытом,она
ост-ся)→в
конеч.итоге
нах-ся
фальсификатор
и возврщ-ся к
проблеме.
Нам не
дано
выделить
истину,нет
критериев опр-ния
ист-сти
теории.Фалливилизм-кач-во
научного
знания в
погрешимости.Рост
знания-мы
переходим к
более
глубокой проблеме.Высказ-ние
не
явл.научным,
если оно не
приходит в
противоречие
с реальным
или
возможным(в
уме)опытом.
· Интернализм-нет
отнош.гип. и
об-ва,не
рассм.влияние
внеш.ф-ров на
науку.
· Идея
эволюции в
логике
науч.познания:естеств.отбор,генерирование
новаций посред-вом
мутаций.Новое
появ-ся как
рез-т проб и
ошибок.Если в
рез-те
мутации
возникло
что-то
неудобное,оно
отсеив-ся в
ходе
естеств.отбора.рождение
гип.-случайность.Чтобы
ей
занялись,надо
ее немного
подтвердить.До
фальсификации
она счит.
истинной.Под
воздей-вием
ф-ров гип.измен-ся,либо
выжив.,либо
нет.Ее автор
берет новую
гип.
НО!
1.Эта
модель не
работает в
реальной
науке,т.к.ни в
одной науке
гип.не
отбрас-ся,если
лишь неск.фактов
ей противор.
2.Нельзя
отбрас.старые
теории.
3.Как связ.
Старые и
новые теории?