Проблемы философии и методологии науки в работе К. Поппера «Предположение и опровержение. Рост научного знания».

Карл Поппер(постпоз-зм,критич. рац-зм)«Предположение и опровержение. Рост научного знания», «Открытое об-во и его враги».

Принципы учения:

·  Истина имеет объектив. и абс. х-р.Антискептич. учение. Наше знание не совершенно и д. постоянно пересм-ся,критик-ся (критич. рац-зм).Теория не д.б. обоснована большим кол-вом фактов.Нельзя треб. от научного знания,чтобы оно б. подтвержд.Поппер главным счит. не то, как мы подтвердим теории,а то, в какой мере они способны подвергнуться критике.

Основной принцип:Я могу ошибаться, а вы м. б. правы, сделаем усилие,и мы, возможно, приблизимся к истине.

·  Если гипотеза не вызыв. Желание поспорить-это не научная теория.

·  Если вы считаете себя правым, вы не правы.

·  Поппер не счит. метафизич. Высказывания бессмысленными.Верифик-зм не м.б. критерием осмысл. знания и бессмысл-сти.Ни одна теория не обход-ся без опоры на философ.учения.

·  Показал, что из наблюд.никогда не вытекает истинность строго универс.утв-ний(теорий).Поэтому теории не м.б.верифицированы с пом.опыта(мы не можем исслед.все об-ты).Роль опыта-теорию может опровергнуть 1 факт.

·  Логич.принципы:

modus ponens(до-во гипотезы)-если есть причина, то обяз-но будет следствие. Причина есть, есть и следствие.

Modus tollens(опроверж.гип.)-отрицание след-вия приводит к отриц-ю посылки.

Это дедуктивные правила.

Принцип обратной дед-ции:есть прич.,есть след-вие.Есть следствие,значит прич.

Это индуктивное правило-усиливает правдоподобие гип.,но не доказ.ее.

·  Поппер показал, что рост науки носит одновременно и эмп.(т.к. мы проверяем решения с пом. наблюд.,опыта) и рац.(т.к. мы используем дедуктив.сред-ва опровержения гип. и никогда не заключаем из успешности проверки теории,что она истинна) х-р.Любое знание погрешимо,любая гип.с ошибками.Ростзнания-не за счет оправд-я гип.,а в ходе критики гип.

·  Схема роста знания:формулировка проблемы→формулир.неск.пробных решений→критически провер.каждую пробную гип.(если какую-то не опровергли опытом,она ост-ся)→в конеч.итоге нах-ся фальсификатор и возврщ-ся к проблеме.

Нам не дано выделить истину,нет критериев опр-ния ист-сти теории.Фалливилизм-кач-во научного знания в погрешимости.Рост знания-мы переходим к более глубокой проблеме.Высказ-ние не явл.научным, если оно не приходит в противоречие с реальным или возможным(в уме)опытом.

·  Интернализм-нет отнош.гип. и об-ва,не рассм.влияние внеш.ф-ров на науку.

·  Идея эволюции в логике науч.познания:естеств.отбор,генерирование новаций посред-вом мутаций.Новое появ-ся как рез-т проб и ошибок.Если в рез-те мутации возникло что-то неудобное,оно отсеив-ся в ходе естеств.отбора.рождение гип.-случайность.Чтобы ей занялись,надо ее немного подтвердить.До фальсификации она счит. истинной.Под воздей-вием ф-ров гип.измен-ся,либо выжив.,либо нет.Ее автор берет новую гип.

НО!

1.Эта модель не работает в реальной науке,т.к.ни в одной науке гип.не отбрас-ся,если лишь неск.фактов ей противор.

2.Нельзя отбрас.старые теории.

3.Как связ. Старые и новые теории?

 

Hosted by uCoz