1.
Баденская
школа
неокантианства
(В. Виндельбанд
и Г. Риккерт):
науки о
природе и
науки о культуре
(духе).
Неокантианство–
фил-е
течение 2 пол 19
– нач 20 в.
Возникло в
Германии и
ставило
своей целью
возрождение
ключевых
кантовских
идейных и
методологических
установок в
новых
культурно-ист-х
и познавательных
усл-х. Лидеры
баденской
школы
неокантианства
Вильгельм
Виндельбанд
(1848-1915) и Генрих
Риккерт (1863-1936)
выдвинули
тезис о наличии 2
классов наук:
1) ист-х («наук о
культуре»)
явл-ся
идиографическими,
т. е. описывающими
индивидуальные,
неповторимые
события, ситуации
и процессы. 2)
естественных
номотетическими:
они
фиксируют
общие, повторяющиеся,
регулярные
свойства
изучаемых
объектов, абстрагируясь
от несущественных
индивидуальных
свойств. Номотетические
науки
(физика,
биология) в
состоянии
формулировать
законы и
соответствующие им
общие
понятия. Оба
мыслителя предложили
исходить в
подразделении
научного
познания не
из различий
предметов
наук, а из
различий их
основных
методов. Можно
различать
2 вида эмпирической
научной
деят-ти. На
одной
стороне стоят
науки о
природе, или
естествознание. Цель их -
изучить
общие абстрактные
отнош-я, по
возможности,
законы. Они
отвлекаются от
всего
индивидуального
как несущественного,
и включ-т в
свои понятия
то, что
присуще
известному
множеству объектов.
Природа есть
совок-ть всей
действительности,
понятой
генерализирующим
образом и без
всякого
отнош-я к
ценностям. На др
стороне
стоят ист-е
науки о
культуре. Названные
науки изучают
объекты,
отнесенные ко
всеобщим
культурным ценностям;
как ист-е
науки они
изображают их
единичное
развитие
в его
особенности
и
индивидуальности
- это и есть
индивидуализирующий
метод. Этим
2 видам наук и
их методам
соответствуют
и 2 способа образования
понятий: 1) при
генерализирующем
образовании
понятий
из
многообразия
данности
выбираются лишь
повторяющиеся
моменты,
подпадающие под
категорию
всеобщего; 2)
при
индивидуализирующем
образовании
понятий
отбираются
моменты,
составляющие
индивидуальность
рассматриваемого
явл-я. Р.
обращает
внимание на след-е
моменты: 1. Культура
как духовное
формообразование
«не может
быть подчинена
исключительно
господству
естественных
наук». Естественнонаучная
т зрения
подчинена культурно-ист-й,
хотя бы
потому, что
естествознание
- «ист-й
продукт
культуры». 2. В явл-х и
процессах
культуры
исслед-й
интерес
направлен на
особенное и
индивидуальное,
«на их
единственное
и неповторимое
течение». 3.Если
явл-я природы
мыслятся вне
связи с ценностями,
то все явл-я
культуры
воплощают какие-нибудь
признанные
людьми ценности,
кот-е
заложены в
них
изначально. Естествознание
устанавливая
законы,
игнорирует
культурные
ценности и
отнесение к
ним своих
объектов. Но
это не относится к
совр-му
естествознанию.
Метод отнесения
к ценностям
и выражает
сущ-ть ист-х
наук о
культуре, позволяя
отличить
здесь важное
от незначительного.
4.Важная
задача наук о
культуре
состоит в том,
чтобы с
помощью индивидуализирующего
метода и
ист-х понятий
«представить
ист-е явл-я
как стадии
развития», а
не как нечто
неизменное,
раз навсегда
данное.
Подойти к ним
именно
как к
«процессам
культуры», а
не только как
к ее рез-ам,
т. е.
конкретно -
исторически.
5. Поскольку
ист-я жизнь
не поддается
строгой
системе, то у наук о
культуре не
может быть
основной науки,
аналогичной
механике. Но
это не
означает, что
у них отсутствует
«возможность
сомкнуться
в одно единое
целое».
Возможность
такого
единства общей
связи этих
наук
обеспечивает
им понятие
культуры. 6.
По сравнению
с
естествознанием
ист-е науки
отличаются
большей
субъективностью
и важную роль
в них играют
такие феномены, как
интерес,
ценность,
оценка, культура