1.
Предмет
и основные
проблемы
современной философии
науки.
Жизнь
совр-го
общ-ва в
значительной
мере зависит
от успехов
науки.
Попытки
найти ответы
на вопросы,
связанные с
пониманием
науки как
особой сферы
чел-й деят-ти,
привели к
возникновению
особой
дисциплины
— ф-ии
науки,
кот-я
сформировалась
в XX в на стыке 3
областей:
самой науки,
ее ист-и и ф-ии. Фил-ия
науки как
направление
и как фил-ая
дисциплина. Фил-я
науки
сформировалась
во 2 пол XX в. Фил-я
науки как
направление
появ-ся во 2
пол XIXв. У истоков
рефлексии
над
развитием
науки находились
2 противоположные
схемы ее
объяснения: 1) Кумулятивная
модель
основана на
представлении
о процессе
познания как
о постоянно
пополняющемся
и непрерывно
приближающемся
к
универсальному
и абстрактному
идеалу
истины. Этот
идеал понимается
как
логически
взаимосвязанная
непротиворечивая
система, как
совок-ть, накопление
всех знаний. 2) Антикумулятивная
модель
предполагает
революционную
смену норм, канонов,
стандартов,
полную смену
систем знаний.
Фил-я науки
как
дисциплина
возникает,
сущ-т и
развивается
в русле целостного
фил-го
знания.
Формир-е
фил-ии науки вызвано
необходимостью
осмысления
статуса
науки в
общ-ве, её
роли в
развитии
чел-ва, границ
и
возможностей
научного
познания. Фил-я
науки не
могла
появиться в
более ранних
обществах - в X
или XIVв, п ч
сама наука в
то время была
ещё неразвита.
Усиление
позиций
науки в XIX-XXв,
её громадные
успехи по
объяснению и
освоению
мира привели
к
возникновению
нового фил-го
направления
и новой
области фил-го
знания – ф-ии
науки. Фил-я
науки как
направление
представлена
различными
концепциями,
кот-е создают
своеобразные
модели
развития науки
и пытаются
объяснить
роль науки в
общ-ве, её
значение,
особ-ти
развития,
специфику
научной
деят-ти. Фил-я
науки как
дисциплина
возникает
как ответ на
потребности
осмысления
социокультурных
функций
науки в условиях
совр-го
общ-ва, для
кот-го
характерны
быстрые
темпы
научно-технического
прогресса. Предметом
ф-ии науки
явл-ся общие
закономерности
и тенденции научного
познания как
особой
деят-ти по
производству
научных
знаний.
Опираясь на
дословную
интерпретацию
выражения
«фил-я
науки», можно
сделать
вывод, что
оно означает
любовь к мудрости
науки. Если основная
цель науки —
получение
истины, то
фил-я науки
становится
одной из
важнейших
для чел-ва
областей
применения
его
интеллекта, в
рамках кот-й
ведется обсуждение
вопроса, как
возможно
достижение
истины. В
рамках ф-ии
науки можно
встретить
сциентистское
и
антисциентистское
отнош-е к
феномену
науки. Сциентизм
(от лат. знание)
–
направление,
кот-е счит,
что научное
знание явл-ся
единственно
верным и
признаёт за
наукой
статус
абсолютной
истины.
Сторонники
сциентизма
утверждают,
что подлинность
любого
знания можно
устанавливать
только
научными
средствами, а
все
остальные виды
знания явл-ся
крайне
субъективными
и не могут
адекватно
отражать
действительность.
Антисциентизм
требует
равноправия
различных
видов познания,
критикует
науку за то,
что она
стремится к
господству в
области
познавательной
деят-ти, счит,
что такая
позиция приводит
к
догматизации
мышления. Предметная
область ф-ии
науки. Фил-я
науки имеет
статус
метатеории -
её интересуют
общие
принципы
организации
научного
знания, его
развития и
принципы
научной
деят-ти как
таковой
независимо
от конкретной
области
науки. Т е фил-я
науки
изучает не
особенности
отдельных
наук, а те
характ-е
черты,
приёмы,
методы, кот-е
свойственны
всем наукам,
то, что
отличает
науку от
ненауки. Фил-я
науки – это
область
общей ф-ии,
изучающая
методы, кот-е
используют
учёные для
выдвижения
гипотез и
формулирования
законов на
основе собранных
фактов, а
также
исходные
принципы исследования,
отталкиваясь
от кот-х
учёный может
строить
доказательство истинности
своей теории.
Фил-я науки
представляет
собой
рефлексию
над наукой. Задачи
этой
рефлексии и
сущ-ть ф-и
науки
понимаются
по-разному: 1)
понимают её
как тип
философствования,
основанный
на рез-х и
методах
науки
(Карнап, Бунге);
2) счит,
что фил-я
науки явл-ся
связующим
звеном между
естественнонаучным
и гуманитарным
знанием
(Франк); 3)
говорят о
том, что
задачей ф-ии
науки
является
методологический
анализ
научного
знания
(Лакатос). На
разных
этапах
своего
развития
фил-я науки
сосредотачивала
интерес на
различных проблемах:
1 этап-1/3 XXв
занята: 1)
построением
целостной
научной
картины мира;
2) исследованием
соотношения
причинности
и детерминизма;
3) изучением
статистических
и
динамических
закономерностей;
4)
соотношения
различных
методов
научного мышления:
логики и
интуиции,
индукции и
дедукции,
анализа и
синтеза,
теории и
факта. 2
этап 2/3 XX в
преобладают
проблемы: 1)
эмпирического
обоснования
науки и роли
эмпирического
исследования
в научном знании;
2)
соотношения
эмпирического
и теоретического
в научном
знании. 3 этап кон XX
в: 1)
обсуждается
новое
понятие
научной
рациональности;
2)
обостряется
конкуренция
различных
моделей
развития
науки; 3)
предпринимаются
попытки
реконструкции
логики
научного
поиска; 4)
новое
содержание
приобретают
критерии научности;
5)
обновлённое
звучание
получает
вопрос о соц-й
детерминации
научного
знания; 6)
становятся
актуальными
проблемы
гуманизации
и гуманитаризации
научного
знания. Совр-я
фил-я науки
представляет
собой многоаспектное
изучение
науки как
системы знаний
и вида
деят-ти ч-ка, т
е её объектом
явл-ся наука
в целом.
Наука как
объект
изучения
включ-т в
себя широкое
предметное
поле,
состоящее из
различных элементов
– проблем: 1)
каковы
критерии
научности и
чем
отличается
научное
знание от ненаучного;
2) проблемы
роста
научного
знания, смены
парадигм,
научных
революций,
изменения
научных
теорий; 3)
структура
научного
знания; 4)
рациональное
и
интуитивное
в науке; 5)
научные
методы, их
классификация
и соотношение;
6) соотнош-е
эмпирического
и теоретического
уровней
науки; 7)
проблемы
языка науки; 8)
деят-ть
учёного,
соотношение
объективированного
и
субъектно-личностного
знания; 9)
алгоритм
открытия; 10)
социокультурные
функции и
статус науки
в общ-ве. Все проблемы,
кот-ми
занимается
фил-я науки,
можно подразделить
на 3 вида: 1)
группа
проблем
формируется
при движении от
фил-ии к
науке. 2)
группа
проблем
возникает
внутри самой
науки, но
научными
средствами
оказывается
неразрешимой,
поэтому
привлекаются
возможности
фил-го
знания. 3) группа -
проблемы
взаимодействия
науки и ф-ии с
учётом их
фундаментальных
различий и переплетений
во всех
возможных
плоскостях.