1.      Предмет и основные проблемы современной философии науки.

Жизнь совр-го общ-ва в значительной мере зависит от ус­пехов науки. Попытки найти ответы на вопросы, связанные с пониманием науки как особой сферы че­л-й деят-ти, привели к возникновению особой дисципли­ны — ф-ии науки, кот-я сформировалась в XX в на стыке 3 областей: самой науки, ее ист-и и ф-ии. Фил-ия науки как направление и как фил-ая дисциплина. Фил-я науки сформировалась во 2 пол XX в. Фил-я науки как направление появ-ся во 2 пол XIXв. У истоков рефлексии над развитием науки находились 2 противопо­ложные схемы ее объяснения: 1) Кумулятивная модель основана на представлении о процессе познания как о постоянно пополняющемся и непрерывно приближающемся к универсальному и абстрактному идеалу истины. Этот идеал понимается как логически взаимосвязанная непротиворечивая система, как совок-ть, накопление всех знаний. 2) Антикумулятивная модель предполагает революционную смену норм, канонов, стандартов, полную смену систем знаний. Фил-я науки как дисциплина возникает, сущ-т и развивается в русле целостного фил-го знания. Формир-е фил-ии науки вызвано необходимостью осмысления статуса науки в общ-ве, её роли в развитии чел-ва, границ и возможностей научного познания. Фил-я науки не могла появиться в более ранних обществах - в X или XIVв, п ч сама наука в то время была ещё неразвита. Усиление позиций науки в XIX-XXв, её громадные успехи по объяснению и освоению мира привели к возникновению нового фил-го направления и новой области фил-го знания – ф-ии науки. Фил-я науки как направление представлена различными концепциями, кот-е создают своеобразные модели развития науки и пытаются объяснить роль науки в общ-ве, её значение, особ-ти развития, специфику научной деят-ти. Фил-я науки как дисциплина возникает как ответ на потребности осмысления социокультурных функций науки в условиях совр-го общ-ва, для кот-го характерны быстрые темпы научно-технического прогресса. Предметом ф-ии науки явл-ся общие закономерности и тенденции научного познания как особой деят-ти по производству научных знаний. Опираясь на дословную интерпретацию выражения «фил-я науки», можно сделать вывод, что оно означает любовь к мудрости науки. Если основная цель науки — получение истины, то фил-я науки становится одной из важнейших для чел-ва областей применения его интеллекта, в рамках кот-й ведется обсуждение вопроса, как возможно достижение истины. В рамках ф-ии науки можно встретить сциентистское и антисциентистское отнош-е к феномену науки. Сциентизм (от лат. знание) – направление, кот-е счит, что научное знание явл-ся единственно верным и признаёт за наукой статус абсолютной истины. Сторонники сциентизма утверждают, что подлинность любого знания можно устанавливать только научными средствами, а все остальные виды знания явл-ся крайне субъективными и не могут адекватно отражать действительность. Антисциентизм требует равноправия различных видов познания, критикует науку за то, что она стремится к господству в области познавательной деят-ти, счит, что такая позиция приводит к догматизации мышления. Предметная область ф-ии науки. Фил-я науки имеет статус метатеории - её интересуют общие принципы организации научного знания, его развития и принципы научной деят-ти как таковой независимо от конкретной области науки. Т е фил-я науки изучает не особенности отдельных наук, а те характ-е черты, приёмы, методы, кот-е свойственны всем наукам, то, что отличает науку от ненауки. Фил-я науки – это область общей ф-ии, изучающая методы, кот-е используют учёные для выдвижения гипотез и формулирования законов на основе собранных фактов, а также исходные принципы исследования, отталкиваясь от кот-х учёный может строить доказательство  истинности своей теории. Фил-я науки представляет собой рефлексию над наукой. Задачи этой рефлексии и сущ-ть ф-и науки понимаются по-разному: 1) понимают её как тип философствования, основанный на рез-х и методах науки (Карнап, Бунге); 2) счит, что фил-я науки явл-ся связующим звеном между естественнонаучным и гуманитарным знанием (Франк); 3) говорят о том, что задачей ф-ии науки является методологический анализ научного знания (Лакатос). На разных этапах своего развития фил-я науки сосредотачивала интерес на различных проблемах: 1 этап-1/3 XXв занята: 1) построением целостной научной картины мира; 2) исследованием соотношения причинности и детерминизма; 3) изучением статистических и динамических закономерностей; 4) соотношения различных методов научного мышления: логики и интуиции, индукции и дедукции, анализа и синтеза, теории и факта. 2 этап 2/3 XX в преобладают проблемы: 1) эмпирического обоснования науки и роли эмпирического исследования в научном знании; 2) соотношения эмпирического и теоретического в научном знании. 3 этап кон XX в: 1) обсуждается новое понятие научной рациональности; 2) обостряется конкуренция различных моделей развития науки; 3) предпринимаются попытки реконструкции логики научного поиска; 4) новое содержание приобретают критерии научности; 5) обновлённое звучание получает вопрос о соц-й детерминации научного знания; 6) становятся актуальными проблемы гуманизации и гуманитаризации научного знания. Совр-я фил-я науки представляет собой многоаспектное изучение науки как системы знаний и вида деят-ти ч-ка, т е её объектом явл-ся наука в целом. Наука как объект изучения включ-т в себя широкое предметное поле, состоящее из различных элементов – проблем: 1) каковы критерии научности и чем отличается научное знание от ненаучного; 2) проблемы роста научного знания, смены парадигм, научных революций, изменения научных теорий; 3) структура научного знания; 4) рациональное и интуитивное в науке; 5) научные методы, их классификация и соотношение; 6) соотнош-е эмпирического и теоретического уровней науки; 7) проблемы языка науки; 8) деят-ть учёного, соотношение объективированного и субъектно-личностного знания; 9) алгоритм открытия; 10) социокультурные функции и статус науки в общ-ве. Все проблемы, кот-ми занимается фил-я науки, можно подразделить на 3 вида: 1) группа проблем формируется при движении от фил-ии к науке. 2) группа проблем возникает внутри самой науки, но научными средствами оказывается неразрешимой, поэтому привлекаются возможности фил-го знания. 3) группа -  проблемы взаимодействия науки и ф-ии с учётом их фундаментальных различий и переплетений во всех возможных плоскостях.

 

Hosted by uCoz