1.
Научные
революции
как
перестройка
оснований
науки.
Проблемы
типологии
научных
революций. Преемственность
в развитии
науки.
Изобретение
новых
средств
наблюдения и
эксперимента,
открытие
новых
методов
познания,
усовершенствование
методики
обработки
результатов
исследования
и другие
новации
означают значительный
прогресс в
науке. Все
подлинные
научные
революции,
как правило, многоаспектны,
включают
множество
сторон и
факторов, и
поэтому при
анализе
любой
конкретной
научной революции
необходимо
тщательно
исследовать
различные их
аспекты,
выявить и
оценить роль
и влияние
каждого из
них. Нередко,
например,
именно
открытие
новых
средств
наблюдения и
измерения
инициирует
революцию в
соответствующей
отрасли
науки:
изобретение
телескопа
способствовало
революции в
астрономии, а
микроскопа —
в
микробиологии.
Но все
подобные
открытия и
изобретения
в конечном
итоге
привели к
обнаружению
новых, неизвестных
раньше
объектов для
исследования
науки. Эти
новые
объекты
необходимо
было
осмыслить,
выявить их
свойства и
закономерности,
чтобы они
вошли в
содержание и
структуру
науки.
Поэтому
важнейшей
характеристикой
подавляющего
большинства
научных
революций является
не просто
переход к
исследованию
новых объектов,
применение
средств и
методов исследования,
а создание
новых
теоретических
структур для
понимания и
объяснения
новых фактов.
Обычно
началом
революции в
науке служит
фундаментальная
проблемная
ситуация, которая
выражается в
несоответствии
прежних теорий
и методов
вновь
открытым
существенным
фактам, их
неспособности
объяснить эти
факты.
Прежние
понятия,
теории и
методы оказываются
в
противоречии
с новыми
результатами
теоретических
или
эмпирических
исследований.
Таким
образом,
научные
революции
представляют
собой
коренное,
качественное
изменение в
развитии
научного
знания,
перерыв постепенности
в этом
развитии,
сопровождающийся
не только
возникновением
принципиально
нового
знания, но и
перестройкой
оснований прежнего
знания.
Типология
научных
революций
Внутридисциплинарные
механизмы
научных
революций
Междисциплинарные
взаимодействия
как фактор
революционных
преобразований
Выделяют
несколько их
типов,
согласно характеру
их общности,
глубине
раскрытия
сущности изучаемых
явлений и
процессов,
принадлежности
к научной
дисциплине,
тем
последствиям,
которые они
вызвали в
научном мире,
их влиянию на
технический
прогресс и
духовную
культуру
общества и
т.д. Признаки
революций от
других.
1.
Внутридисциплинарные
механизмы
научных
революций.
Наиболее
знакомыми
революциями
такого типа
являются
революции,
которые
происходят в
рамках
отдельных
научных
дисциплин. Революции
подобного
типа связаны
с качественными
преобразованиями
концептуальной
структуры и
изменениями
картины мира,
которые
можно
наблюдать в
истории
отдельных
наук.
Внутридисциплинарными
механизмами
научных
революций
чаще всего
служат
переходы к
изучению
новых объектов
и применение
новых
методов
исследования.
Хотя этому
процессу
может
предшествовать
изобретение
новых
средств
наблюдения,
эксперимента
и измерения,
но подлинные
революционные
преобразования
возникают в
результате
перехода к
исследованию
новых
объектов.
Поскольку же
прежние
методы
объяснения
оказываются
не в
состоянии
объяснить
свойства новых
объектов, то
в связи с
этим
возникают
также и новые
методы их
объяснения
сначала в
форме
гипотез, а
затем теорий
и других
концептуальных
систем.
2.
Междисциплинарные
взаимодействия как
фактор
революционных
преобразований
в науке. В
процессе
развития
науки происходит
постоянное
взаимодействие
между разными
научными
дисциплинами,
которое
находит свое
проявление в
обмене
научными
идеями и
методами
исследования.
На первых
этапах истории
науки такое
взаимодействие
осуществляется
путем
переноса
парадигмы и
научной
картины мира
наиболее
развитой и
сформировавшейся
научной
дисциплины
на новые, еще
складывающиеся
дисциплины.
Такие
процессы
имели место в
XVII—XVIII вв., когда
лидирующей
наукой в естествознании
была
механика.
Поэтому ее теоретические
принципы,
законы и
методы исследования
— короче,
парадигма —
стала переноситься
на другие
немеханические
области,
начиная от
химии и
кончая
биологией и социологией.
Первой была
революция XVII
в.,
ознаменовавшая
собой
становление
классического
естествознания. Его
возникновение
было неразрывно
связано с
формированием
особой
системы
идеалов и
норм
исследования,
в которых с
одной
стороны,
выражались
установки
классической
науки, а с
другой -
осуществлялась
их
конкретизация
с учетом
доминанты
механики в
системе
научного
знания данной
эпохи.
Идеалом было построение абсолютно истинной, картины природы. Объяснение истолковывалось как поиск механических причин явлений.
Радикальные
перемены в
этой
целостной и относительно
устойчивой
системе
оснований
естествознания
произошли в
конце XVIII - первой
половине XIX вв. Вторая
глобальная
научная
революция,
определившая
переход к
новому
состоянию естествознания
-
дисциплинарно
организованной
науке.
В это время механическая картина мира утрачивает статус общенаучной. В биологии, химии и других областях знания формируются специфические картины реальности, не сводимые к механической. Одновременно происходит дифференциация дисциплинарных идеалов и норм исследования.
Первая
и вторая
глобальные
революции в
естествознании
протекали
как формирование
и развитие
классической
науки и ее
стиля
мышления.
Третья глобальная
научная
революция
была связана
с
преобразованием
этого стиля и
становлением
нового,
неклассического
естествознания.
Она
охватывает
период с конца
XIX до середины XX
столетия. В
эту эпоху происходит
своеобразная
цепная
реакция
революционных
перемен в
различных
областях
знания: в физике
- открытие
делимости
атома,
становление
релятивистской
и квантовой
теории, в космологии
- концепция
нестационарной
Вселенной, в
химии -
квантовая
химия, в
биологии - становление
генетики.
Преемственность
в развитии
науки.
При
изучении
развития
научного
знания ученые
обычно
обращают
внимание на
то, что каждый
новый
результат в
науке
возникает на основе
предшествующих
знаний.
Иногда эта связь
между новым и
старым
знанием
принимает
форму кумулятивизма,
при котором
новое знание
оказывается
простым
продолжением
и
расширением
старого знания.
Согласно
такой точке
зрения, развитие
науки
сводится к
чисто
количественному
накоплению
новых истин,
не
затрагивающих
глубинные ее
структуры и
основания.
Другими
словами,
процесс научного
развития
представляется
в виде простого,
количественного
роста
достоверно
истинного
знания, не
сопровождающегося
коренными,
качественными
изменениями в
системе
знания.
Поскольку в
сложившейся науке
ученые
обычно
работают в
рамках узкой
специальной
ее области,
постольку
они скорее
обращают
внимание
именно на
связь своих
результатов
с прежними
знаниями, чем
на глубокие коренные
изменения,
которые
происходят
во всей науке
значительно
реже. В
периоды спокойной
эволюции
науки такой
взгляд на ее
развитие, при
котором
подчеркивается,
прежде всего,
преемственность
между старым
и новым знанием,
кажется
вполне
естественным.
Сами
ученые
неизменно
подчеркивают,
что наука не
может
развиваться
без связи с
теми знаниями,
которые
наработаны
до них, без
тех понятий, концепций
и методов,
которыми
пользовались
их
предшественники.
Новации
поэтому возникают
как
воспроизведение
старых образцов
исследования
в новых
условиях.
Именно новые
условия
заставляют
ученых
критически
пересматривать
прежние
образцы
исследования
и приспосабливать
их к новым
ситуациям.
Поэтому в
рамках этого
процесса
происходит не
просто
воспроизведение
старых
образцов, а
их
существенное
изменение,
связанное с генерированием
новых идей и
открытий. Действительно,
в результате
применения
традиций к
новым ситуациям
обнаруживается
неспособность
старых
методов и
теорий
объяснить
новые факты.
В связи с
этим
возникают
проблемы, для
разрешения
которых
выдвигаются
новые идеи и
гипотезы,
которые,
однако, не
затрагивают
все надежно
проверенные
знания.
Сторонники
узкого
понимания
научной революции
не видят их
связи и
преемственности
с традициями,
рассматривают
революции преимущественно
как
возникновение
новых фундаментальных
теоретических
концепций,
подобных
концепциям
Коперника,
Ньютона, или
Эйнштейна.
При таком
подходе
возникает не
только
противопоставление
друг другу
революций
разного типа
и масштаба,
но и
новаторства
в науке
традициям, революционных
изменений
эволюционным.