1.
Проблемы
философии и
методологии
науки в работе
М. Фуко
«Археология
знания».
М.Фуко
«Археология
знания»
1.Основ.понятия-«дискурс»
и
«дискурсивные
практики».
Это то, что
создано из
совокупностей
знаков,
и
совокупность
актов
формулировки,
ряд предложений
или суждений.
Дискурс
создан
совокупностью
последовательностей
знаков,
представляющих
собой высказывание.
Дискурс
представляет
собой
совокупность
высказываний,
которые
подчиняются
одной и той
же системе
формирования.
Эти
высказывания
зависят от
одной и той
же
дискурсивной
формации.
Дискурсивная
формация, в
свою очередь,
является
принципом
рассеивания
и размещения
высказываний.
Дискурс создан
ограниченным
числом
высказываний.
Он историчен.
Его можно
назвать
фрагментом
истории, её
единством и
прерывностью.
2.Прерывность
является
результатом самоописания,
в процессе ей
придаются
всё новые
спецификации.
Это понятие
парадоксальное,
поскольку оно
одновременно
выступает и в
роли инструмента
анализа, и в
роли объекта
исследования.
По
словам Фуко,
классический
исторический
анализ
всячески
стремился
избегать темы
прерывности
и строил
образ
непрерывной истории.
В истории мы
не находим
достаточной
непрерывности
преданий, —
напротив, мы
наблюдаем
смещения и
трансформации.
3.Фуко
рассматривает
понятие «архива»,
как системы
формации и
трансформации
высказываний,
определяющей
их
функционирование
и сочетание.
Архив содержит
в себе закон
функционирования
высказываний
(«историческое
априори») и
ограниченное
поле
высказываний
(«позитивность»).
Историческим
априори
называется
совокупность
правил,
характеризующих
дискурсивную
практику.
Историческое
априори —
это
совокупность
условий,
которые
делают позитивность
возможной на
уровне
реальности
высказываний,
а не на
уровне
истинности
суждений.
4.Фуко
критикует
классический
подход к истории.
Он вводит
понятия глобальной
(собирающей
все феномены
вокруг
единого центра)
и тотальной
(разворачивающейся
в виде
рассеивания) истории,
чтобы
показать
различия
между
классической
и
современной
исторической
наукой. Самое
главное
различие
между ними
заключается
в отношении к
проблеме
документа.
Для классической
истории
документ —
это умолкший
язык. Для
современной
традиции
документ —
это некое
пространство,
которое
открыто для
освоения. Сам
по себе
документ уже
не является
свидетелем
прошлого.
Таковым раньше
его делала
история.
5.Между
археологией
знания и
традиционной
историей
идей
существует,
как минимум,
четыре
различия:
·
В
представлении
о новизне.
·
В
анализе
противоречий.
·
В
сравнительных
описаниях.
·
В
ориентации
трансформаций.
6.Фуко
видит
назначение
археологии
знания в
новом
способе
анализа дискурса.
7.Археология
знания
основывается
на четырёх
принципах.
· Археология
рассматривает
дискурс
не как
документ, а
как памятник;
не как знак другой
вещи, а как
вещь в её
собственном
объеме.
· Археология
стремится
определить дискурс в
самой его
специфичности
и показать, в
чём именно
заключается
игра правил,
которые он
использует.
· Археология
стремится к
определению
типов и
правил
дискурсивной
практики,
пронизывающих
индивидуальные
произведения.
Она чужда
инстанции
создающего
субъекта в качестве
причины
возникновения
и бытия произведения.
· Археология
не обращена к
истоку дискурса,
она даёт
систематическое
описание дискурса-объекта.