1.      Проблемы философии и методологии науки в работе М. Фуко «Археология знания».

М.Фуко «Археология знания»

1.Основ.понятиядискурс» и «дискурсивные практики». Это то, что создано из совокупностей знаков, и совокупность актов формулировки, ряд предложений или суждений. Дискурс создан совокупностью последовательностей знаков, представляющих собой высказывание. Дискурс представляет собой совокупность высказываний, которые подчиняются одной и той же системе формирования. Эти высказывания зависят от одной и той же дискурсивной формации.

Дискурсивная формация, в свою очередь, является принципом рассеивания и размещения высказываний.

Дискурс создан ограниченным числом высказываний. Он историчен. Его можно назвать фрагментом истории, её единством и прерывностью.

2.Прерывность является результатом самоописания, в процессе ей придаются всё новые спецификации. Это понятие парадоксальное, поскольку оно одновременно выступает и в роли инструмента анализа, и в роли объекта исследования.

По словам Фуко, классический исторический анализ всячески стремился избегать темы прерывности и строил образ непрерывной истории. В истории мы не находим достаточной непрерывности преданий, — напротив, мы наблюдаем смещения и трансформации.

3.Фуко рассматривает понятие «архива», как системы формации и трансформации высказываний, определяющей их функционирование и сочетание. Архив содержит в себе закон функционирования высказываний («историческое априори») и ограниченное поле высказываний («позитивность»).

Историческим априори называется совокупность правил, характеризующих дискурсивную практику. Историческое априори — это совокупность условий, которые делают позитивность возможной на уровне реальности высказываний, а не на уровне истинности суждений.

4.Фуко критикует классический подход к истории. Он вводит понятия глобальной (собирающей все феномены вокруг единого центра) и тотальной (разворачивающейся в виде рассеивания) истории, чтобы показать различия между классической и современной исторической наукой. Самое главное различие между ними заключается в отношении к проблеме документа. Для классической истории документ — это умолкший язык. Для современной традиции документ — это некое пространство, которое открыто для освоения. Сам по себе документ уже не является свидетелем прошлого. Таковым раньше его делала история.

5.Между археологией знания и традиционной историей идей существует, как минимум, четыре различия:

·              В представлении о новизне.

·              В анализе противоречий.

·              В сравнительных описаниях.

·              В ориентации трансформаций.

6.Фуко видит назначение археологии знания в новом способе анализа дискурса.

7.Археология знания основывается на четырёх принципах.

·  Археология рассматривает дискурс не как документ, а как памятник; не как знак другой вещи, а как вещь в её собственном объеме.

·  Археология стремится определить дискурс в самой его специфичности и показать, в чём именно заключается игра правил, которые он использует.

·  Археология стремится к определению типов и правил дискурсивной практики, пронизывающих индивидуальные произведения. Она чужда инстанции создающего субъекта в качестве причины возникновения и бытия произведения.

·  Археология не обращена к истоку дискурса, она даёт систематическое описание дискурса-объекта.

 

Hosted by uCoz