1.      Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы. Подготовка научных кадров и формы общения в современной науке.

Бурж.рев-ции дали толчок разв.н.Как соц.инст-т она д.выполн.ф-цию:отвечать за пр-во теор.знания.

Наука как соц. институт-это ученые с их знан., квалификац. и опытом; разделен. и кооперац. научн. труда; четко действующ. сис-ма научн. информации; научн. организ. и научн. сообщества(НС);  оборудование и приборы.

            Понятие науки как соц. института стало формиров. начин. с 20 в., когда наука стала мощн. разветвлен. соц. организмом, «большой наукой».

            Сейчас наука представляет собой опред. сис-му взаимосвяз. между научн. организац., членами НС, сис-му норм и ценностей.

Мертон:понятие соц.ин-т отраж.степень закреп-стиопред.вида чел.деят.Институц-сть предполаг.формализ-ю всех типов отнош-й и переход от неорганиз.деят. и неформ.отнош.по типу соглаш.и переговоров к созданию организ.стр-р,предполаг.иерархию,власт.регулир-ние и регламент.

Процесс инстит-ции н.свидетельств.о ее сам-сти,об офиц.признании роли н.в с-ме обществ.разделения труда.Н.как соц.ин-т включ.:

1.совокуп-сть знаний и их нос-лей;

2.специфич.познават.цели и задачи;

3.опред.ф-ции;

4.специфич.сред-ва познания;

5.формы контроля,экспертизы,оценки н.достиж-й;

6.опред.санкции.

По Куну:наука-не сис-ма знан., а д-ность научн. сообществ(НС). После работы «Ст-ра научн. р-ций» наука не как развит. сис-мы идей, а как результат д-ности НС.

НС- это исслед-тели с опред. спец-ностью и общ. научн. подготовк. У них идентич. профессионал. навыки и опред. научн. кругозор. Сущ. НС всех ученых, национал. НС, НС спец-стов одной обл., группа исслед-телей, изуч. опред. науч. проблему.

Роль НС в развит. науки: 1. члены НС едины в пониман. целей науки и задач своей обл., они упорядочив. сис-му знан. своей обл.; 2.универсализм, общ. критерии обоснованности и доказательности знан.; 3. коллективн. х-р накоплен. знан. НС создает и поддержив. внутрен. нормы и идеалы науки(ее этос). Внутри НС широка коммуникац. ученых. Ученый будет понят, если он принадлеж. опред. НС; 4. члены НС следуют опред. парадигмы-модели постановки и решен. научн. задач. По Куну парадигма управляет НС, но учен. чаще говорят о теории или множестве теорий.

НС направлено на опред. предмет, поэтому связь между НС трудна, говорят на разн. языках. НС не единая ст-ра, а гранулирован. среда. Внутри гранулы(сплочен. группа) создается нов. элемент знан.

Наличие систематич.образ-ния-предпосылка инст-ции н.В Сред.века появ.первые ун-ты,монастыри.Свет.влияние в ун-ты проникло лишь в 15-16в.,до этого-религ.

Историч. НС связаны со сменой научн. парадигм и установивш. типа науч. развития:

1. классич. модель, республика ученых 17 в.(на базе ун-тов);

2. неклассич.,  НС по дисицплинам, научн. исслед. институты, академии;главное-плановые исслед-ния;

3. постнеклассич., НС на стыках дисциплин, проблемн. группы.Размыв-ся строгие границы м-ду дисц.,обеспечение откр-тий на стыке различ.обл.знания,синтез знания.Промышл.лаб-рии-синтез фунд.и приклад.н.,интеграция спец-стов различ.профиля для реш.одной задачи.

Этос.н.универсализм,отраж.объектив.природунауч.знания,содержание к-го не зав. от его получ-ля;коллективизм;гласность н.рез-тов;бескорыстие.

Внутри науки научные школы(НШ)-организ. и управляем. науч. ст-ра, объединен. исследоват. программой, един. стилем мышлен., во главе выдающ. ученый.

Различают классич. НШ и современные. Классич.: возникли на базе университетов, конец 19 в. Современн.(дисциплинарн.):  так как НИИ и лаборатории в нач. 20 в. стали ведущей формой организац. научн. труда, то изменились и НШ. Нет ф-ции обучения, а ориентированы на плановые, формирующиеся вне НШ программы.

Затем если д-ность ориентированна лишь на поставлен. цель без опред. руководителя, то НШ превращается в научн. коллекив(НК). НК занимался и междисцип. исслед. Для решен. задачи разделение на проблемн. группы, где у ученых могут быть различн. теор. убежден. и интересы. Члены НШ объединены общ. идеями и убеждениями, генератор идей-научн. руководитель.

НШ могут сливаться в научн. направлен., а научн. направл. начинаются д-ностью НШ.

НШ и НК-порождающ. сис-мы, опеспеч. процесс формирован. и развит. научн. знан.

НШ имеют опред. георгафич. положение. Это связано с важностью коммуникации в НШ, огромную роль играет опыт, передаваем. от учителя ученику, от одного члена НШ др.

Сейчас наука обладает специфич. нормами и целями познават. д-ности, ср-вами и методами исслед., поэтому необх. целенаправлен. формирован. ученых специалистов. Потребность в этом приводит к академич. составляющ. науки-организации и учрежден., ведущ. подготовку науч. кадров. Будущие ученые здесь усваивают не только спец. знан., приемы и методы науч. д-ности, но и основн. ценностн. ориентиры науки, этич. нормы и принципы.

Рост кадров науки имеет границы: около 6-8% населения могут заниматься наукой.

Сейчас наука повышает свою эффективность. Компьютеризац. науки, появлен. современн. технич. ср-в повышают производительн. труда ученного, поэтому рост научн. кадров и необязателен. Можно технич. оснашать науч. д-ность, автоматизировать ее, расширять методы обшения и обмена инфор-цией.

Соответственно и перемены в подготовке науч. кадров. Возрастет оснащенность ВУЗов, вводятся интенсивные методики обучен., индивидуализац. учебн. процесса. Усиление фундаментальной подготовки, спец. образование соединено с общекультурн., индивидуальн. режим и график обучения, развит. непрерывного образования.

Ученый по интел-ту д.превосх.ост-х.Многие ученые ост-ся на достиг-м,др.стрем-ся вперед.

Труд ученого сост.из этапов:

1.выдв-ние гип.

2.до-во,факты;

3.экспер.проверка.

Теория элит:

незав.мышление

участие в раб.интел.сооб-в

лауреаты премий

члены-корресп-ты …

Совр.исслед-ли отмеч.,что в деят.научного раб-ка все больше прояв-ся подчин-сть соц.заказу,уменьшение креативности,личност.саоотдача и инд.стрем-ния в основном с ориентацией на карьеру.Инст-ция н. не оставляет места для личной инициативы,она предполаг.встроенное,функц.использ-ние труда ученого.Мотивация приобретает эк.форму(доход).В идеальной модели ученого огром.место заним.компетент-сть-проф.осознание глубин.стр-рысвоей дисципл.области,спектра проблем и способов их разреш.

 

Hosted by uCoz