1.
Научные
сообщества и
их
исторические
типы. Научные
школы.
Подготовка
научных
кадров
и формы
общения в
современной науке.
Бурж.рев-ции
дали толчок
разв.н.Как
соц.инст-т
она
д.выполн.ф-цию:отвечать
за пр-во
теор.знания.
Наука
как соц.
институт-это
ученые с их
знан., квалификац.
и опытом;
разделен. и
кооперац. научн.
труда; четко
действующ.
сис-ма научн. информации;
научн.
организ. и
научн.
сообщества(НС);
оборудование
и приборы.
Понятие
науки как
соц.
института
стало формиров.
начин. с 20 в.,
когда наука
стала мощн.
разветвлен.
соц.
организмом,
«большой
наукой».
Сейчас
наука
представляет
собой опред.
сис-му
взаимосвяз.
между научн.
организац.,
членами НС,
сис-му норм и
ценностей.
Мертон:понятие
соц.ин-т
отраж.степень
закреп-стиопред.вида
чел.деят.Институц-сть
предполаг.формализ-ю
всех типов
отнош-й и
переход от
неорганиз.деят.
и
неформ.отнош.по
типу соглаш.и
переговоров
к созданию
организ.стр-р,предполаг.иерархию,власт.регулир-ние
и регламент.
Процесс
инстит-ции
н.свидетельств.о
ее сам-сти,об
офиц.признании
роли н.в с-ме
обществ.разделения
труда.Н.как
соц.ин-т
включ.:
1.совокуп-сть
знаний и их
нос-лей;
2.специфич.познават.цели
и задачи;
3.опред.ф-ции;
4.специфич.сред-ва
познания;
5.формы
контроля,экспертизы,оценки
н.достиж-й;
6.опред.санкции.
По Куну:наука-не
сис-ма знан., а
д-ность
научн.
сообществ(НС).
После работы
«Ст-ра научн.
р-ций» наука
не как
развит.
сис-мы идей, а
как
результат
д-ности НС.
НС-
это
исслед-тели с
опред.
спец-ностью и
общ. научн.
подготовк. У
них идентич.
профессионал.
навыки и
опред. научн.
кругозор.
Сущ. НС всех
ученых,
национал. НС,
НС спец-стов
одной обл.,
группа
исслед-телей,
изуч. опред.
науч.
проблему.
Роль НС в
развит.
науки: 1. члены
НС едины в
пониман.
целей науки и
задач своей
обл., они упорядочив.
сис-му знан.
своей обл.;
2.универсализм,
общ. критерии
обоснованности
и
доказательности
знан.; 3.
коллективн.
х-р накоплен.
знан. НС создает
и поддержив.
внутрен.
нормы и
идеалы науки(ее
этос). Внутри
НС широка
коммуникац. ученых.
Ученый будет
понят, если
он принадлеж.
опред. НС; 4.
члены НС
следуют опред.
парадигмы-модели
постановки и
решен. научн.
задач. По
Куну
парадигма
управляет НС,
но учен. чаще
говорят о
теории или
множестве
теорий.
НС
направлено
на опред.
предмет,
поэтому связь
между НС
трудна,
говорят на
разн. языках.
НС не единая
ст-ра, а гранулирован.
среда. Внутри
гранулы(сплочен.
группа)
создается
нов. элемент
знан.
Наличие
систематич.образ-ния-предпосылка
инст-ции н.В
Сред.века
появ.первые
ун-ты,монастыри.Свет.влияние
в ун-ты
проникло
лишь в 15-16в.,до
этого-религ.
Историч.
НС связаны со
сменой научн.
парадигм и
установивш.
типа науч.
развития:
1.
классич.
модель,
республика
ученых 17 в.(на
базе ун-тов);
2.
неклассич., НС по
дисицплинам,
научн.
исслед.
институты,
академии;главное-плановые
исслед-ния;
3.
постнеклассич.,
НС на стыках
дисциплин,
проблемн.
группы.Размыв-ся
строгие
границы м-ду
дисц.,обеспечение
откр-тий на
стыке различ.обл.знания,синтез
знания.Промышл.лаб-рии-синтез
фунд.и
приклад.н.,интеграция
спец-стов
различ.профиля
для реш.одной
задачи.
Этос.н.универсализм,отраж.объектив.природунауч.знания,содержание
к-го не зав. от
его
получ-ля;коллективизм;гласность
н.рез-тов;бескорыстие.
Внутри
науки
научные
школы(НШ)-организ.
и управляем.
науч. ст-ра,
объединен.
исследоват. программой,
един. стилем
мышлен., во
главе выдающ.
ученый.
Различают
классич. НШ и
современные.
Классич.:
возникли на
базе
университетов,
конец 19 в.
Современн.(дисциплинарн.): так
как НИИ и лаборатории
в нач. 20 в. стали
ведущей
формой организац.
научн. труда,
то
изменились и
НШ. Нет ф-ции
обучения, а
ориентированы
на плановые,
формирующиеся
вне НШ
программы.
Затем
если д-ность
ориентированна
лишь на поставлен.
цель без
опред.
руководителя,
то НШ
превращается
в научн.
коллекив(НК).
НК занимался
и междисцип.
исслед. Для
решен. задачи
разделение
на проблемн.
группы, где у
ученых могут
быть различн.
теор.
убежден. и
интересы.
Члены НШ
объединены
общ. идеями и
убеждениями,
генератор
идей-научн.
руководитель.
НШ
могут
сливаться в
научн.
направлен., а
научн.
направл.
начинаются
д-ностью НШ.
НШ и
НК-порождающ.
сис-мы,
опеспеч.
процесс
формирован. и
развит.
научн. знан.
НШ
имеют опред.
георгафич.
положение.
Это связано с
важностью
коммуникации
в НШ, огромную
роль играет
опыт,
передаваем.
от учителя
ученику, от
одного члена
НШ др.
Сейчас
наука
обладает
специфич.
нормами и целями
познават.
д-ности,
ср-вами и
методами
исслед.,
поэтому
необх.
целенаправлен.
формирован.
ученых
специалистов.
Потребность
в этом
приводит к
академич.
составляющ.
науки-организации
и учрежден.,
ведущ.
подготовку
науч. кадров.
Будущие
ученые здесь
усваивают не
только спец.
знан., приемы
и методы
науч. д-ности,
но и основн.
ценностн.
ориентиры науки,
этич. нормы и
принципы.
Рост
кадров науки
имеет
границы:
около 6-8% населения
могут
заниматься
наукой.
Сейчас
наука
повышает
свою
эффективность.
Компьютеризац.
науки,
появлен.
современн.
технич. ср-в
повышают
производительн.
труда
ученного,
поэтому рост
научн. кадров
и
необязателен.
Можно технич.
оснашать
науч. д-ность,
автоматизировать
ее, расширять
методы
обшения и
обмена
инфор-цией.
Соответственно и перемены в подготовке науч. кадров. Возрастет оснащенность ВУЗов, вводятся интенсивные методики обучен., индивидуализац. учебн. процесса. Усиление фундаментальной подготовки, спец. образование соединено с общекультурн., индивидуальн. режим и график обучения, развит. непрерывного образования.
Ученый
по интел-ту
д.превосх.ост-х.Многие
ученые ост-ся
на
достиг-м,др.стрем-ся
вперед.
Труд
ученого
сост.из
этапов:
1.выдв-ние
гип.
2.до-во,факты;
3.экспер.проверка.
Теория
элит:
незав.мышление
участие
в
раб.интел.сооб-в
лауреаты
премий
члены-корресп-ты
…
Совр.исслед-ли
отмеч.,что в
деят.научного
раб-ка все
больше
прояв-ся
подчин-сть
соц.заказу,уменьшение
креативности,личност.саоотдача
и
инд.стрем-ния
в основном с
ориентацией
на
карьеру.Инст-ция
н. не
оставляет
места для
личной
инициативы,она
предполаг.встроенное,функц.использ-ние
труда
ученого.Мотивация
приобретает
эк.форму(доход).В
идеальной
модели ученого
огром.место
заним.компетент-сть-проф.осознание
глубин.стр-рысвоей
дисципл.области,спектра
проблем и
способов их
разреш.