1.
Теоретические
достижения
Пифагора и
пифагорейцев.
Теоретическая
программа Демокрита.
В
пифагореизме
выделяют две
составляющие:
практическую
("пифагорейский
образ жизни")
и теоретическую
(определенная
совокупность
учений).
Основными
объектами
научного
познания у
пифагорейцев
были
математические
объекты, в
первую
очередь
числа
натурального
ряда ("Число
есть
сущность
всех вещей") .
Видное место отводилось
изучению
связей между
четными и
нечетными
числами.
Пифагорейцами
была построена
значительная
часть
планиметрии
прямоугольных
фигур; высшим
достижением
в этом направлении
было
доказательство
теоремы Пифагора.
Числа у
пифагорейцев
выступают основополагающими
универсальными
объектами, к
которым
предполагалось
свести не только
математические
построения,
но и все
многообразие
действительности.
Физические,
этические, социальные
и
религиозные
понятия
получили математическую
окраску.
Математика
объявляется
философией.
Так,
математические
объекты
рассматривались
пифагорейцами
как
первосущность
мира. Кроме
того,
математика
превращена пифагорейцами
в
составляющую
религии, в средство
очищения
души,
достижения
бессмертия.
В
религиозно-философском учении
раннего
пифагореизма
различаются
две
части:
“акусмата”(услышанное), т.е. положения,
устно и без
доказательства,
преподнесенные
учителем
ученику, и
“математа”
(знание,
учение,
наука), т.е.
собственно
знания.
Положения
первого типа
включали
указания
на
смысл
вещей,
предпочтительность тех или иных вещей и
действий.
Пифагорейцы имели
множество
символических
изречений.
Собрание этих
изречений,
называемых
акусмами,
заменяло
собой
устав
общества. Вот
некоторые из
пифагорейских акусм и их толкования: -
Сердце не ешь (т.е. не
подтачивай
душу
страстями или горем)
- Огня ножом не
вороши (т.е. не задевай
гневных
людей) - Уходя не
оглядывайся (т.е. перед
смертью не цепляйся
за жизнь) - Не
садись на
хлебную меру
(не живи
праздно) .
Научное
мировоззрение
пифагорейцев.Космогония и космология.Космогонию
пифагорейцев
можно
описать так:
в
середине мира
находится
огонь, дом
Зевса,
связь и мера
природы. Далее идут
Противоземля,
Земля,
Луна,
Солнце, пять
планет
и
мир
неподвижных
звезд.
Противоземля
введена
для
круглого
счета, как
десятое
небесное
тело,
с ее
помощью объяснялись
лунные
затмения.
Космические тела
произошли из
центрального
огня и
вращаются
вокруг него, прикрепленные к
хрустальным
сферам.
Космология пифагорейцев
представляет значительный шаг
вперед.
Отказ
от
геоцентризма,
признание
шарообразной
формы
Земли, ее
суточного обращения
вокруг
центрального огня,
объяснение
солнечных затмений
прохождением
Луны между
Солнцем и
Землей.
Следующая идея
пифагорейцев -
идея
гармонии.
Гармоничны боги, гармоничен
космос, т.к. все
составляющие его моменты
абсолютно
согласованы в
единое и нераздельное
целое.
Гармоничны государство и царь.
Учение о
переселении душ.
Высшая
цель
жизни -
освободить душу из
телесной
темноты и не
допустить
переселения ее в
другое тело.
Из
учения о
переселении
душ следовали и
предписания,
запрещающие
убивать
животных и питаться их
мясом, так как в
животном могла
обитать душа
умершего
человека.
Философия числа.
Основная
философская
направленность
Пифагора
состояла в философии
числа.
Пифагорейцы,
предавшись
математическим
занятиям, считали
началами всего -
числа, так как в
числах они
находили много
сходства с тем, что
существует и
происходит, и в
числах
первичные
элементы всех
математических
начал.
Треугольник-есть
первоисточник
рождения и
сотворения
различных видов вещей.
Квадрат несет в себе
образ
божественной
природы, эта
фигура
символизирует
высокое достоинство, ибо
прямые углы
предают
целостность.
Числа у
пифагорийцев
выступают
основополагающими
универсальными
объектами, к
которым
предполагалось
свести не
только
математические
построения, но и все
многообразие действительности.
Идеология
пифагоризма
включает три
главных
компонента:
религиозно-
мифологически-магический;
научный,
связанный с
развитием
математики; и
философский
Раскрывавшаяся
пифагорейцами
числовая
закономерность
сущего - это
протяженный мир тел,
математические
закономерности
движения
небесных тел,
законы
музыкальной
гармонии, закон
прекрасного
устройства человеческого тела и др.
открытия -
предстали как
торжество
человеческого
разума,
которым
человек
обязан
божеству.
Пифагор был,
видимо,
первым, кто
открыл
человечеству
могущество
абстрактного знания. Он
показал, что
именно
разум, а не
органы
чувств
приносят
человеку
истинное
знание. Вот
почему он советовал
своим
ученикам
переходить от
изучения
физических
объектов к
изучению
абстрактных
математических
объектов. Так математика
становится у Пифагора
орудием
познания мира. А за
математикой
следует и
философия, ибо
философия есть не что
иное,
как
распространение
накопленного
специального
(математического)
знания на
область
мировоззрения. Так
рождается
знаменитый
пифагорейский
тезис:“Все есть
число”. Так в недрах
пифагорейского союза
рождаются
математика и
философия.
Они
считали
возможным при помощи
математики
достигнуть
очищения и
соединения с божеством.
Математика была
одной
из
составных частей их
религии.
“Бог - это
единство, а мир -
множество и
состоит из противоположностей.
Философия
Демокрита
как основа
атомистической
научной
программы.
Согласно
Демокриту,
мир состоит
из атомов, и
реально
существующих
пустот,
обуславливающих
их отдельное
существование
(т.к. без
пустоты не
было бы
промежуточных
объёмов).
Атомы могут
занимать
определенное
положение по отношению
друг к другу:
они
двигаются,
соединяются
и вновь
разъединяются.
Число количественного
соотношения
и движения
атомов есть
основа
многообразных
изменений
явлений мира.
Д. различал
свойства
явлений, представляющих
вещи в себе
(величина,
образ, масса,
движение,
твердость), и
свойства,
которые вытекают
из
взаимодействия
с органами
чувств
человека
(цвет,
яркость,
звук, вкус,
запах и т.д.).
Мир явлений
познаётся
через чувственное
восприятие.
Мир вещей
воздействует
через
истечение
"идолов”
(образов) на
органы
чувств и
благодаря им
на огненные
атомы души.
Объяснение
многообразных
качественных
явлений мира
их сведением
к количественным
свойствам
атомов вовсе
не означает
их мнимость,
(как у
Парменаида),
Д. признаёт их
реальность.
Согласно Д.,
биологические
явления и
даже
мышление
можно
объяснить материалистически
- движением и
связями
определённых
атомов. Напр.,
души состоят
из гладких и
круглых
атомов,
подобных
атомам огня.
Поскольку
атомы
движутся, они
могут
проникать во
все тела и
воздействовать
на все жизненные
процессы.
Атомы
воздействуют
друг на друга
путем
воздействия
и толчков.