1.      Теоретические достижения Пифагора и пифагорейцев. Теоретическая программа Демокрита.

В пифагореизме выделяют две составляющие: практическую ("пифагорейский образ жизни") и теоретическую (определенная совокупность учений).

Основными объектами научного познания у пифагорейцев были математические объекты, в первую очередь числа натурального ряда ("Число есть сущность всех вещей") . Видное место отводилось изучению связей между четными и нечетными числами. Пифагорейцами была построена значительная часть планиметрии прямоугольных фигур; высшим достижением в этом направлении было доказательство теоремы Пифагора. Числа у пифагорейцев выступают основополагающими универсальными объектами, к которым предполагалось свести не только математические построения, но и все многообразие действительности. Физические, этические, социальные и религиозные понятия получили математическую окраску. Математика объявляется философией. Так, математические объекты рассматривались пифагорейцами как первосущность мира. Кроме того, математика превращена пифагорейцами в составляющую религии, в средство очищения души, достижения бессмертия.

В  религиозно-философском   учении   раннего пифагореизма  различаются     две      части:  “акусмата”(услышанное),  т.е.   положения,   устно   и без      доказательства,      преподнесенные учителем  ученику,  и   “математа”  (знание, учение,  наука),  т.е.  собственно  знания. Положения   первого   типа   включали указания       на        смысл   вещей, предпочтительность  тех  или  иных  вещей  и  действий.  Пифагорейцы  имели множество символических   изречений.   Собрание   этих изречений,  называемых  акусмами,   заменяло собой  устав  общества.  Вот  некоторые   из пифагорейских  акусм  и  их  толкования:    - Сердце не   ешь  (т.е.  не   подтачивай душу  страстями  или  горем) -  Огня  ножом   не   вороши  (т.е.  не задевай  гневных  людей)    -  Уходя   не   оглядывайся  (т.е.  перед смертью не цепляйся за жизнь)    - Не  садись  на  хлебную  меру (не живи  праздно) .

   Научное     мировоззрение      пифагорейцев.Космогония  и космология.Космогонию     пифагорейцев     можно описать    так: в    середине    мира находится   огонь,   дом Зевса,  связь и мера  природы.  Далее  идут  Противоземля, Земля,  Луна,  Солнце,  пять планет  и   мир неподвижных  звезд.   Противоземля   введена для    круглого счета,    как десятое небесное тело,  с  ее  помощью  объяснялись   лунные    затмения.  Космические  тела произошли    из    центрального    огня    и вращаются  вокруг  него,   прикрепленные   к хрустальным   сферам. Космология  пифагорейцев  представляет   значительный   шаг   вперед.   Отказ  от геоцентризма, признание шарообразной формы   Земли,   ее   суточного    обращения вокруг   центрального  огня, объяснение солнечных   затмений прохождением Луны между Солнцем и  Землей.

Следующая  идея  пифагорейцев  -  идея  гармонии.  Гармоничны  боги,  гармоничен  космос,  т.к. все  составляющие  его   моменты   абсолютно согласованы   в   единое  и  нераздельное целое.  Гармоничны  государство   и   царь.

Учение  о  переселении  душ.

Высшая    цель    жизни    - освободить  душу  из  телесной   темноты   и не  допустить  переселения   ее   в другое тело. Из   учения  о переселении душ следовали   и    предписания,    запрещающие убивать  животных  и  питаться   их   мясом, так  как  в  животном  могла  обитать   душа умершего  человека.

Философия  числа.

Основная философская  направленность Пифагора  состояла  в философии   числа. Пифагорейцы, предавшись математическим  занятиям,  считали  началами  всего  -  числа,  так  как  в   числах  они  находили  много   сходства   с   тем,   что существует  и   происходит,   и   в   числах первичные   элементы   всех   математических начал. Треугольник-есть первоисточник  рождения  и сотворения различных  видов  вещей.  Квадрат  несет   в себе   образ   божественной   природы,   эта фигура  символизирует  высокое  достоинство,  ибо  прямые  углы  предают  целостность. Числа у пифагорийцев   выступают   основополагающими универсальными объектами,  к которым предполагалось     свести     не только математические  построения,   но   и    все многообразие  действительности. 

 Идеология  пифагоризма   включает   три главных       компонента: религиозно- мифологически-магический; научный, связанный  с  развитием   математики;    и философский  Раскрывавшаяся       пифагорейцами числовая   закономерность   сущего   -   это протяженный    мир    тел,    математические закономерности   движения   небесных    тел, законы    музыкальной    гармонии, закон прекрасного  устройства  человеческого  тела   и   др.   открытия - предстали    как торжество  человеческого   разума,   которым человек  обязан  божеству. Пифагор   был,   видимо,  первым,   кто открыл  человечеству  могущество абстрактного   знания.   Он   показал,   что именно   разум,   а   не    органы    чувств приносят  человеку  истинное   знание.   Вот почему   он   советовал    своим    ученикам переходить    от     изучения     физических объектов     к     изучению      абстрактных математических  объектов.   Так   математика становится  у  Пифагора   орудием   познания мира.   А   за   математикой    следует    и философия,  ибо  философия   есть   не   что иное,   как   распространение   накопленного специального (математического)    знания  на  область мировоззрения.  Так   рождается   знаменитый пифагорейский  тезис:“Все   есть   число”. Так   в    недрах    пифагорейского    союза рождаются  математика  и  философия. Они  считали  возможным   при   помощи математики достигнуть     очищения     и соединения  с  божеством.  Математика   была одной  из  составных  частей   их   религии. “Бог  -  это  единство, а  мир  -  множество    и    состоит    из    противоположностей.

Философия Демокрита как основа атомистической научной программы.

Согласно Демокриту, мир состоит из атомов, и реально существующих пустот, обуславливающих их отдельное существование (т.к. без пустоты не было бы промежуточных объёмов). Атомы могут занимать определенное положение по отношению друг к другу: они двигаются, соединяются и вновь разъединяются. Число количественного соотношения и движения атомов есть основа многообразных изменений явлений мира. Д. различал свойства явлений, представляющих вещи в себе (величина, образ, масса, движение, твердость), и свойства, которые вытекают из взаимодействия с органами чувств человека (цвет, яркость, звук, вкус, запах и т.д.). Мир явлений познаётся через чувственное восприятие. Мир вещей воздействует через истечение "идолов” (образов) на органы чувств и благодаря им на огненные атомы души. Объяснение многообразных качественных явлений мира их сведением к количественным свойствам атомов вовсе не означает их мнимость, (как у Парменаида), Д. признаёт их реальность. Согласно Д., биологические явления и даже мышление можно объяснить материалистически - движением и связями определённых атомов. Напр., души состоят из гладких и круглых атомов, подобных атомам огня. Поскольку атомы движутся, они могут проникать во все тела и воздействовать на все жизненные процессы. Атомы воздействуют друг на друга путем воздействия и толчков.

 

 

Hosted by uCoz