1.
Культура
античного
полиса и
становление первых
форм
теоретической
науки.
Натурфилософия
древней
Греции.
Такого рода цивилизацией, создавшей предпосылки для первого шага по пути к собственно науке, была демократия античной Греции. Именно здесь происходит мутация традиционных культур и здесь социальная жизнь наполняется динамизмом, которого не знали земледельческие цивилизации Востока с их застойно-патриархальным круговоротом жизни. В противоположность восточным обществам, греческий полис принимал социально значимые решения, пропуская их через фильтр конкурирующих предложений и мнений на народном собрании.
Периодиз-ция:
1.досократич.(натурф-фия). 7-5 вв.до н.э.
· одноврем.зарождение универс.мышления:философ. и научного.
· трудно отличить миф,ф-фию и науку.
· глав.об-т познания-прир.
·
способ
мышления-синкретизм
(и ф-фы, и
ченые в
одинак.степени )
· период генезиса, рождения науки
· натурф-фия-знание о видимом,созерцат.
· разделили теор.и практич.знания;
· человеч.тело-модель Космоса(теор.моделир-е).Оно гармонично,симметр.
· Боги созд.мир,а Боги получ.при разделении из хаоса Неба и Земли.Поиск первоначал.
· Ищут первонач.прир.из самой прир.
· 4 основ.начала:огонь,вода,воздух и земля (иногда +дерево,металл).Что-то доминир.:огонь(Гераклит),вода(Демокрит).
· почти все ф-фы были врачами,пыт.понять суть чел-ка из Космоса.
· разв.проблему бесконечно малых величин,число-первоначало(Пифагор). Этой школой была создана картина мира, которая хотя и включала мифологические элементы, но по основным своим компонентам была уже философско-рациональным образом мироздания. З-ны бытия целостно исчислимы,устойч.
· прорыв в теор.мышл.,дискрет.ф-фия. Применение образцов теоретического рассуждения к накопленным на этапе преднауки знаниям математики постепенно выводили ее на уровень теоретического познания. Уже в истоках развития античной философии были предприняты попытки систематизировать математические знания, полученные в древних цивилизациях, и применить к ним процедуру доказательства.
2.классич.период.5-3-2 вв.до н.э.
· теперь глав.об-т познания-чел-к.Протагор: «Чел-к есть мера всех вещей:сущ-х то,что они сущ-т и не сущ-щих то, что они не сущ-т».
· мера-это оценка и ум.Чел-к меряет вещи умом.
· глав.ценност.категория-добродетель: это1.свобод.человеч.ум,к-ый ценится как главное в чел-ке и 2.способ-сть красноречия,излагать свои мысли. Добродетельный чел-к –способный управ.своим разумом.
Софисты-с греч.мудрецы,платные уч-ля мудрости.
· ввели в учеб.курс логику-науку рассужд.
· все,что делали греки,д.б.служить гос-ву.Спос-сть мыслить-не инд.дело, а обяз-сть каждого.
· софисты сформир.идеалы полисной жизни,они на собраниях,обществ.
· софисты:чел.ум-инструмент,с пом. к-го м.не только познавать мир, но и измен.его.
· задача грека-благ.своему разуму стать богат,своб.,культ.,политич.лидером.
Достиж-я
софистов:
1.созд.эвристику-иск-во спора, логич.,аргументац.В основе рассужд.-всегда противоречие.Видеть против.-найти проблему.Антиномизм познания-дв-ние через против.,одноврем.до-во тезтса и антитезиса.
2.разраб.теорию ошибок-все им.право на науч.сущ-ние,быть в науке.
3.ум м. разв-ся только благ.агонистистике-соревнование.состязание умом.
4.др.направ.софистов-скептицизм(Горгий).Парадокс-невозм-сть познания мира,скептики выраб.арг-ты для непозн-сти мира.Способ-сти мысли огранич.
5.софисты сделали рац.организ.знание приклад.наукой(заслуга-мыслить выгодно,негатив-за деньги). Из разума сделали выгод.проф.
6.шк.образ-нию
придали
практич.направ.Узуальный
способ
познания(выраб-ка
схем мышл.
через
рецепт,схемы
усвоения+личные
отнош.м-ду
людьми(нет
книг)).
7.заложили основу университет.образ-ния(2 ступени образ-ния),ввели музич.востпитание.Групповое обуч.-идея класса.
8.ввели понятие энциклопедич.образ-ние обющераспр.для всех.7 наук,к-ые позвол.чел-ку стать универс.образ.Самое глав.-оротор.иск-во,к-ое опир-ся на дед-цию-рац.метод познания,представ.в чистом виде.Тренир.ум на основе мат.док-в и выраб.рац.стиль мышл.
9.высшая точка обуч.-ф-фия.Она доступна только в 18-20 лет,когда сформир.здор.тело,а ф-фия-это здор.душа.
3.эллинистич.период.2 в. до н.э.-2-3 в.н.э.
· измен-ся тип препод-ния.Новый тип школ-стоики.
· появ.книги в обуч.
· эпоха комментаторов.
· теперь не спорят: истина-Арист.,ост-ложь.
· ввели понятие-мировой разум.Прир.,мир разв. по воле мирового разума. Все обуслов.судьбой.
· субъектив.начало-воля. Фатализм в науке.
Эпикур.
1.Приняв стоич.ф-лу,наслажд-ся жизнью.Боги про нас забыли.
2.Мир как целое не создан божеств.сущ-вами ил волей,мир вечен,он никогда не был небытием.Это совокуп-сть 2-х началЖатомов и пустоты.Атом своб-но дв-ся в пустоте-это жизнь.
3.Атом
своб-но
отклон-ся от
зад.пути→в
мире есть
своб.,выбор.В
науке появ-ся
принцип
вероятн.
4.Наслажд.≡познанию.
цель науки-изучение прир.,настоящий ученый облад.абс.безмятеж-стью,спокой-м.
Эллинизм отделен от миф-гии.Миф-мозги греков,но теперь он уводит от истины.Необх.все умств.конструкции приклад. к реальности,а знания о реальн.м.добыв.из различ.источ-в:логики,чувств,здравого смысла.Их мифа нельзя черпать знания.
Отказ от мифа-критика многобожия,а отказ от политеизма приводит к монотеизму→христ-во.