1.      Особенности современного этапа развития науки. Система образования и наука в XX веке. Неклассическая и постнеклассическая наука.

Наука — это совокупность те­оретических представлений о мире, ориентированная на вы­ражение в понятиях и математических формулах объективных характеристик действительности, то есть тех, которые не за­висят от сознания.

Главные хар-ки: 1. Широкое распространение идей и методов синергетики — теории самоорганизации и развития систем любой природы. В этой связи становится все более укрепляющееся представление о мире не толь­ко как о саморазвивающейся целостности, но и о как нестабильно­го, неустойчивого, неравновесного, хаосогенного, неопределенностного. Эти фундаментальные хар-ки мироздания сегодня выступают на первый план. 2. Укрепление парадигмы целостности, т. е. осознание необходи­мости глобального всестороннего взгляда на мир. Парадигма целостности проявляется: а) В целостности общ-ва, биосферы, ноосферы, мироздания

Неклассическая наука.

В конце ХIХ - начале XX в. считалось, что научная картина мира практически построена, и если и предстоит какая-либо работа исследователям, то это уточнение некоторых деталей. Но вдруг последовал целый ряд открытий, которые никак в нее не вписывались. В XX веке — веке неклассиче­ской науки в центре внимания и философов, и ученых все бо­лее и более оказываются про­блемы динамики научного зна­ния, трансформации его принципов, понятий, методов, становления и развития научных теорий. В философии науки и теории познания все большее место в последние десятилетия занимают: построение моделей динамики научного знания, выявление механизмов, обеспе­чивающих рост научного знания. Классическая наука связана с эмпирическими методами исследования, акцентировалась на устойчивости «естественных тел» и их отношений. Неклассическая наука связана с рефлексивностью, теоретической нагруженностью опыта, существованием в науке раз­витой теоретической и методологической инфраструктуры, постоян­ным совершенствованием многообразия концептуального и методологического аппарата, принципиально иной ролью субъекта позна­ния.

Физик А. Беккерель открыл явление самопроизвольного излучения урановой соли, природа которого не была понята. В поисках элементов, испускающих подобные "беккерелевы лучи». Физик М. Планк  предложил новый (совершенно не отвечающий классическим представлениям) подход: рассматривать энергию электромагнитного излучения величину дискретную, которая может передаваться только отдельными, хотя и очень небольшими, порциями - квантами. На основе этой гениальной догадки ученый не только получил уравнение теплового излучения, но она легла в основу квантовой теории.

Э. Резерфорд экспериментально устанавливает, что атомы имеют ядро, в котором сосредоточена вся их масса Если в классической науке универсальным способом задания объектов теории были операции абстракции и непосредственной генерализации наличного эмпирического материала, то в неклассической введение объектов осуществляется на пути математизации, которая выступает основным индикатором идей в науке, приводящих к созданию новых ее разделов и теорий.

На основе достижений физики развивается химия. Создаются такие химические дисциплины, как физикохимия, стереохимия, химия комплексных соединений, начинается разработка методов органического синтеза.

Получает дальнейшее развитие генетика, в основе которой лежат законы.

Не менее значительные достижения были отмечены в области астрономии. Астрономы и астрофизики пришли к выводу, что Вселенная находится в состоянии непрерывной эволюции. Звезды, которые образуются из газово-пылевой межзвездной среды, в основном из водорода и гелия, под действием сил гравитации различаются по "возрасту". Причем образование новых звезд происходит и сейчас.

Характерное для классического этапа стремление к абсолютизации методов естествознания, выразившееся в попытках применения их в социально-гуманитарном познании, все больше и больше выявляло свою ограниченность и односторонность. Наметилась тенденция формирования новой исследовательской парадигмы, в основании которой лежит представление об особом статусе социально-гуманитарных наук.

Представители баденской школы неокантианства В. Виндельбанд  и Г. Риккерт считали, что "науки о духе" и естественные науки прежде всего различаются по методу.Предметом социального познания для Вебера является "культурно-значимая индивидуальная действительность". Цель социальных наук - познание жизненных явлений в их культурном значении. Начиная с Вебера намечается тенденция на сближение естественных и гуманитарных наук, что является характерной чертой постнеклассического развития науки.

Современной постнеклассической науки.

Постнеклассическая наука формируется в 70-х годах XX в. Этому способствуют революция в хранении и получении знаний (компьютеризация науки), невозможность решить ряд научных задач без комплексного использования знаний различных научных дисциплин, без учета места и роли чело­века в исследуемых системах. Развиваются генные технологии, основанные на методах молекулярной биологии и генетики, которые направлены на конструирова­ние новых, ранее в природе не существовавших генов. Разработан принци­пиально новый метод, приведший к бурному развитию микро­биологии — клонирование.

Внесение эволюционных идей в область химических ис­следований привело к формированию нового научного направления — эволюционной химии.

Наметилось еще большее усиление математизации есте­ствознания, что повлекло увеличение уровня его абстрактнос­ти и сложности.

Развитие вычислительной техники связано с созданием микропроцессоров, которые были положены также в основание создания станков с программным управлением, промыш­ленных роботов, для создания автоматизированных рабочих мест, автоматических систем управления.

Прогресс в 80 — 90-х гг. XX в. развития вычислительной техники вызван созданием искусственных нейронных сетей, на основе которых разрабатываются и создаются нейрокомпьютеры, обладающие возможностью самообучения в ходе ре­шения наиболее сложных задач.

 По-новому на этапе становления постнеклассической на­уки зазвучали идеи В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере.

Концепция открытой рациональности, развивающаяся в постнеклассической науке, выразилась, в частности, в том, что европейская наука конца XX — начала XXI в. стала ори­ентироваться и на восточное мышление. Без этого, возможно, немыслима современная концепция природы.

естественнонаучного и гуманитарного знания для выявления механизмов этих процессов.

 

Hosted by uCoz