1.
Особенности
современного
этапа
развития
науки.
Система образования
и наука в XX веке.
Неклассическая
и постнеклассическая
наука.
Наука
— это
совокупность
теоретических
представлений
о мире,
ориентированная
на выражение
в понятиях и
математических
формулах
объективных
характеристик
действительности,
то есть тех,
которые не зависят
от сознания.
Главные
хар-ки: 1.
Широкое
распространение
идей и
методов синергетики
— теории
самоорганизации
и развития
систем любой природы.
В этой связи становится
все более укрепляющееся
представление
о мире не только как о
саморазвивающейся
целостности,
но и о как
нестабильного,
неустойчивого,
неравновесного,
хаосогенного,
неопределенностного.
Эти
фундаментальные
хар-ки
мироздания
сегодня выступают
на первый
план. 2. Укрепление
парадигмы
целостности, т. е.
осознание
необходимости
глобального
всестороннего
взгляда на
мир. Парадигма
целостности
проявляется: а) В
целостности
общ-ва,
биосферы,
ноосферы, мироздания
Неклассическая
наука.
В
конце ХIХ -
начале XX в.
считалось,
что научная
картина мира
практически
построена, и
если и
предстоит
какая-либо
работа исследователям,
то это
уточнение
некоторых деталей.
Но вдруг
последовал
целый ряд открытий,
которые
никак в нее
не
вписывались. В XX
веке — веке
неклассической
науки в
центре
внимания и
философов, и
ученых все более и
более
оказываются
проблемы
динамики
научного знания,
трансформации
его
принципов,
понятий, методов,
становления
и развития
научных теорий.
В философии
науки и
теории
познания все
большее
место в
последние
десятилетия
занимают:
построение моделей
динамики
научного
знания,
выявление
механизмов,
обеспечивающих
рост
научного
знания.
Классическая
наука
связана с
эмпирическими
методами исследования,
акцентировалась
на устойчивости
«естественных
тел» и их
отношений. Неклассическая
наука
связана с
рефлексивностью,
теоретической
нагруженностью
опыта,
существованием
в науке развитой
теоретической
и
методологической
инфраструктуры,
постоянным
совершенствованием
многообразия
концептуального
и методологического
аппарата, принципиально
иной ролью
субъекта
познания.
Физик
А. Беккерель
открыл
явление
самопроизвольного
излучения
урановой
соли, природа
которого не
была понята.
В поисках
элементов,
испускающих
подобные
"беккерелевы
лучи». Физик
М. Планк
предложил
новый (совершенно
не
отвечающий
классическим
представлениям)
подход:
рассматривать
энергию электромагнитного
излучения
величину дискретную,
которая
может
передаваться
только
отдельными,
хотя и очень
небольшими,
порциями -
квантами. На
основе этой
гениальной догадки
ученый не
только
получил
уравнение
теплового
излучения, но
она легла в
основу
квантовой
теории.
Э.
Резерфорд
экспериментально
устанавливает,
что атомы
имеют ядро, в
котором
сосредоточена
вся их масса
Если в
классической
науке универсальным
способом
задания объектов
теории были
операции
абстракции и непосредственной
генерализации
наличного
эмпирического
материала, то
в неклассической
введение
объектов
осуществляется
на пути
математизации,
которая
выступает
основным
индикатором
идей в науке,
приводящих к
созданию
новых ее
разделов и
теорий.
На
основе
достижений
физики
развивается химия.
Создаются
такие
химические
дисциплины,
как
физикохимия,
стереохимия,
химия комплексных
соединений,
начинается
разработка
методов
органического
синтеза.
Получает
дальнейшее
развитие
генетика, в
основе
которой
лежат законы.
Не
менее
значительные
достижения
были отмечены
в области
астрономии.
Астрономы и астрофизики
пришли к
выводу, что
Вселенная находится
в состоянии
непрерывной
эволюции.
Звезды,
которые
образуются
из газово-пылевой
межзвездной
среды, в
основном из
водорода и
гелия, под
действием
сил
гравитации
различаются
по
"возрасту".
Причем
образование
новых звезд
происходит и
сейчас.
Характерное
для
классического
этапа стремление
к
абсолютизации
методов
естествознания,
выразившееся
в попытках
применения
их в
социально-гуманитарном
познании, все
больше и
больше выявляло
свою
ограниченность
и односторонность.
Наметилась
тенденция
формирования
новой
исследовательской
парадигмы, в основании
которой
лежит
представление
об особом
статусе
социально-гуманитарных
наук.
Представители
баденской
школы
неокантианства
В.
Виндельбанд и Г.
Риккерт считали,
что "науки о
духе" и
естественные
науки прежде
всего
различаются
по методу.Предметом
социального
познания для
Вебера
является
"культурно-значимая
индивидуальная
действительность".
Цель
социальных
наук -
познание
жизненных явлений
в их
культурном
значении.
Начиная с
Вебера
намечается
тенденция на
сближение
естественных
и
гуманитарных
наук, что является
характерной
чертой
постнеклассического
развития
науки.
Современной
постнеклассической
науки.
Постнеклассическая
наука
формируется
в 70-х годах XX в.
Этому
способствуют
революция в хранении
и получении
знаний
(компьютеризация
науки),
невозможность
решить ряд
научных
задач без
комплексного
использования
знаний
различных
научных
дисциплин, без
учета места и
роли человека
в
исследуемых
системах.
Развиваются генные
технологии,
основанные
на методах молекулярной
биологии и
генетики,
которые
направлены
на
конструирование
новых, ранее
в природе не
существовавших
генов.
Разработан
принципиально
новый метод,
приведший к
бурному развитию
микробиологии
—
клонирование.
Внесение
эволюционных
идей в
область химических
исследований
привело к
формированию
нового
научного
направления
—
эволюционной
химии.
Наметилось
еще большее
усиление
математизации
естествознания,
что повлекло
увеличение
уровня его
абстрактности
и сложности.
Развитие
вычислительной
техники
связано с
созданием
микропроцессоров,
которые были
положены
также в
основание
создания станков
с программным
управлением,
промышленных
роботов, для
создания
автоматизированных
рабочих мест,
автоматических
систем
управления.
Прогресс
в 80 — 90-х гг. XX в.
развития
вычислительной
техники
вызван
созданием
искусственных
нейронных
сетей, на
основе
которых разрабатываются
и создаются
нейрокомпьютеры,
обладающие
возможностью
самообучения
в ходе решения
наиболее
сложных
задач.
По-новому
на этапе
становления
постнеклассической
науки
зазвучали
идеи В. И.
Вернадского
о биосфере и
ноосфере.
Концепция
открытой
рациональности,
развивающаяся
в
постнеклассической
науке,
выразилась, в
частности, в
том, что
европейская
наука конца XX
— начала XXI в. стала
ориентироваться
и на
восточное
мышление. Без
этого,
возможно,
немыслима
современная
концепция
природы.
естественнонаучного
и
гуманитарного
знания для
выявления
механизмов
этих
процессов.