1.
Концепции
информационного
общества: от
Питирима
Сорокина до
Эмануэля
Кастельса.
Информационное
общество -
социологическая
и
футурологическая
концепция,
полагающая
главным фактором
общественного
развития производство
ииспользование
научно-технической
и другой
информации.
Концепция
информационного
общества
является
разновидностью
теории
постиндустриального
общества,
основукоторой
положили З.Бжезинский,
Д.Белл,
О.Тоффлер.
Рассматривая
общественное
развитие как
“смену
стадий”,
сторонники
теории
информационного
общества
связывают
его
становление с
доминированием
“четвертого”,
информационного
сектора
экономики,
следующего
за сельским
хозяйством,
промышленностью
и экономикой
услуг. При
этом
утверждается,
что капитал и
труд как
основа
индустриального
общества
уступают
место
информации и
знанию в
информационном
обществе.
Революционизирующее
действие
информационной
технологии
приводит к
тому, что в
информационном
обществе классы
заменяются
социально
недифференцированными
“информационными
сообществами”.
П.Сорокин.
Все
имевшие
место в
истории
человечества
культурные
системы
философ
делит на три
основных
типа,
которые, по
его мнению, и
образуют три
суперсистемы:
две
противоположные
друг другу —
идеациональную
и
чувственную
(или - сенситивную)
и третью —
смешанную,
промежуточную
между ними —
идеалистическую.
В основу различия
двух
противоположных
суперсистем
культуры
Сорокин
полагает
главный критерий:
представления
о природе
реальности.
Идеациональная
суперсистема
имеет
сверхчувственную
природу,
божественное
начало. Чувственная
— реальна,
адекватна
восприятию наших
органов
чувств.Сорокин
подчеркивает,
что в «чистом
виде» в
конкретном
обществе
идеациональная
и
чувственная
суперсистемы
культуры никогда
полностью не
реализуются.
Речь может
идти лишь о
доминировании
и об определенном
господстве
каждой из них
в тот или иной
исторический
период.
Предложенную
типологию
суперсистем
культуры
философ наполняет
фактическим
содержанием,
выделяя основные
ее
составляющие
— искусство,
истину,
мораль, право
— и давая им
характеристики.
Идеациональная
культура, по
своей сути,
религиозна.
Она основана
«на принципе
сверхчувственности
и сверхразумности
Бога, как
единственной
реальности и
ценности».
«Это не
искусство
одного
профессионального
художника, а творчество
безымянного
коллектива
верующих,
общающихся с
Богом и со
своей
собственной
душой».
Высшей
идеациональной
истиной у
Сорокина
является
«истина
веры». «Она непогрешима
и дает
адекватное
знание о подлинно
реальных
ценностях».
Божественное
откровение
идеациональной
истины
постигается
с помощью
мистического
опыта,
божественной
интуиции и
вдохновения.
Идеациональные
этические
ценности и
нормы
строятся на
единении со
сверхчувственным
Главным
является
безупречное
исполнение
людьми своих
обязанностей
между Богом и
обществом.
Чувственная
(или
сенситивная)
культура
является
антиподом
идеациональной.
Сенситивное
искусство
живет и
развивается
в мире
чувств. Его
темами и
персонажами
являются
реальные
события и
представители
различных
социальных
групп. Задача
искусства —
доставить
удовольствие
реципиенту
(т. е. зрителю,
слушателю,
читателю),
снискать у
него успех,
признание и
славу. Стиль
сенситивного
искусства
натуралистичен,
свободен от
любого
символизма.
Создателями
этого
искусства
являются
профессиональные
художники.
Однако
«рядом с
этими
великолепными
достижениями,
—
подчеркивает
Сорокин, —
наше
чувственное
искусство
заключает в
себе самом
вирусы
разложения и
распада...»,
которые «и
обращают
многие
добродетели
чувственного
искусства в
его же
пороки» (там
же. С. 450). По мысли
философа,
искусство
становится
«музеем
социальной
патологии». И
все же Сорокин
далек от
пессимизма:
на смену
разрушительным
тенденциям
чувственного
искусства он
ожидает
приход
нового, и
скорее всего
идеационального,
искусства.
Серьезные
проблемы, по
мысли
философа, существуют
и в
функционировании
истины. Если период
становления
чувственной
культуры
сопровождался
гармонизацией
правовых отношений,
укреплением
нравственных
основ
общества, то
в период упадка
западной
культуры
наблюдается
крах всего
образа жизни
и поведения
людей. Мораль
и право
девальвируются
и перестают
выполнять
свои
объединительные
функции внутри
общества.
Третьей
суперсистемой, по
мысли
Сорокина, является
идеалистическая
культура.
Она
связывает
сверхчувственный
и сверхрациональный
аспекты,
выступая как
промежуточная
и переходная
между
вышеназванными
суперсистемами.
П.А.
Сорокин
пришел к
выводу, что в
истории развития
человечества
наблюдается
циклическая
смена
суперсистем
культуры в
последовательности:
идеациональная,
идеалистическая,
чувственная.
П.А.
Сорокин
утверждал,
что
суперсистемам
культуры
присуща своя
внутренняя
динамика
жизни,
охватывающая
длительные
исторические
фазы:
генезиса
(происхождения)
— роста —
созревания —
увядания — упадка
и, наконец,
распада. В то
же время философ
был убежден в
том, что так
называемая «смерть»
культуры не
имеет
тотального и
необратимого
характера.
Более того,
эта «мнимая
смертная
агония была
не чем иным.
как острой
болью
рождения
новой формы
культуры,
родовыми
муками,
сопутствующими
высвобождению
новых
созидательных
сил».
Новейшие
концепции в
русле
постидустриализма
связаны,
прежде всего,
с
исследованиями
Питера
Дракера и
Мануэля
Кастельса.
П.Дракер
«Посткапиталистич.об-во»
1.В своей
концепции
Дракер соотносит
прогресс с
тремя
этапами
изменения
роли знания в
обществе:
- первый этап
связан с
применением
знаний для
разработки
орудий труда,
технологий и
организации
промышленного
производства;
- второй этап
- применение
знаний к
процессам
организованной
трудовой
деятельности;
- третий
(современный)
этап
характеризуется
тем, что
знание
становится
основным
условием
производства
и "знание
теперь используется
для
производства
знания".
2.В настоящее
время,
считает
Дракер, наше
общество
находится в
процессе трансформации
от
капиталистического
в посткапиталистическое.
Это создает
новые движущие
силы
социально-экономического
развития и
влечет за
собой новые
процессы в политической
сфере.
3.Основным
политологическим
выводом из концепции
Дракера
является то,
что переход к
"обществу
построенному
на знании"
принципиально
меняет
властную
структуру
общества -
власть и
контроль
постепенно
переходят от
обладателей
капитала к тем,
кто обладает
знанием и
информацией
и эффективными
технологиями
его
использования.
Причем этот
переход не
отменяет
значения
капитала - как
правило
капитал
перераспределяется,
а точки
концентрации
знания и
информационных
технологий
становятся
одновременно
и точками
управления
финансовыми
потоками.
М.Кастельс
«Информац.эра:эк-ка,об-во
и культура»
1.осуществляет
развернутый
анализ
современных
тенденций,
приводящих к
формированию
основ
общества,
которое он
называет "сетевым".
Исходя из
постулата,
что
информация
по своей
природе
является
таким
ресурсом,
который
легче других
проникает
через
всяческие преграды
и границы, он
рассматривает
информационную
эру как эпоху
глобализации.
При этом
сетевые
структуры
являются
одновременно
и средством и
результатом
глобализации
общества.
2.власть
структуры
оказывается
сильнее структуры
власти а
принадлежность
к той или
иной сети,
наряду с
динамикой
развития одних
сетей по
отношению к
другим,
выступает, по
Кастельсу, в
качестве
важнейшего
источника
власти.
3.Кастельс,
в отличие от
Дракера не
говорит о закате
капитализма,
а даже
наоборот,
утверждает,
что общество
сетевых
структур
является
буржуазным
обществом.
Однако эта
разновидность
капитализма
существенно
отличается
от своих
предшественников
двумя
основными
признаками:
глобальный
характер
(наступивший
после распада
соцлагеря) и
базирование
на сети финансовых
потоков.
4.Кастельс
как и Дракер
подчеркивает
определяющее
значение
знания для
новой экономики
которая
опирается на
"капиталистическую
форму
производства"
и имеет
"информационную
форму
развития".
Трансформационные
процессы в
экономике
вызывают
серьезные
изменения на
рынке труда.
Индивидуализация
условий найма
работников
фактически
делит рабочую
силу на две
категории -
тех, кто
является высококвалифицированным
специалистом
и/или
обладает
способностями
к обучению и
тех, кто
может
выполнять
только
определенные
операции.
Таким
образом
происходит
расчленение
труда в
глобальных
масштабах -
капитал и
труд оказываются
разнесены в
разное
пространство
и время.
5.Процессы
преобразований
существенно
меняют и
политические
процессы.
Лидерство становится
все более
персонифицированным,
а путь к
власти лежит
через
создание имиджа
-
политические
деятели
оказываются
вовлеченными
в игру,
ведущуюся
через средства
массовой
информации и
самими СМИ.
6.В
условиях
глобализации
рынков и
капиталов
постепенно
изменяется
роль
национального
государства,
которое из-за
противоречия
между глобальным
характером
деятельности
транснациональных
корпораций и
локальным
налогообложением
лишается
пространства
для маневра
и,
следовательно,
реальных
рычагов
управления.
7.В
обществе
сетевых
структур
наряду с государством,
глобальными
сетями и
индивидуумами
существуют
сообщества,
которые объединились
вокруг
самобытности
сопротивления.
Это
сопротивление
направлено
против
основной
тенденции
развития
современного
общества -
глобализации.
Важной
чертой этих
сообществ является
минимальная
включенность
в структуры
традиционного
гражданского
общества и
их, в большей
части,
протестный
характер.
Однако, в
перспективе,
часть из этих
сообществ от
сопротивления
сможет
перейти к самобытности
устремленной
в будущее и
тем самым будет
способна
создать
нечто
подобное
"новому
гражданскому
обществу" и
новому государству.
8.Новая
самобытность,
устремленная
в будущее,
подчеркивает
Кастельс,
возникает не
из былой
самобытности
гражданского
общества,
которой
характеризовалась
индустриальная
эпоха, а из
развития
сегодняшней
самобытности
сопротивления.
Это, прежде
всего, религиозные,
национальные
и
территориальные
сообщества.
Кастельс
подчеркивает
необходимо
учета
этнического
фактора,
который выступает
в качестве
важного
компонента как
угнетения,
так и
освобождения
и
привлекается
в поддержку
других форм
самобытности
сообщества
(религиозной,
национальной,
территориальной).
Территориальная
самобытность
и рост ее
общемировой
активности
ведет к возвращению
на
историческую
сцену
"города-государства",
как
характерной
черты века
глобализации.
Женские
сообщества и
движения
экологистов
также, по
мнению
Кастельса,
имеют потенциал
для
формирования
самобытности,
устремленной
в будущее.
Признаком
соответствия
этих
сообществ
новой
архитектуре
сетевого
общества
является их
сетевая,
децентрализованная
форма
организации
и
самоорганизующиеся
системы
циркулирования
информации
внутри
сообщества.
"Именно этот
децентрализованный,
неуловимый
характер
сетевых структур
социальных
изменений,
заключает Кастельс,
столь затрудняет
восприятие и
идентификацию
новой самобытности,
устремленной
в будущее,
которая
складывается
сегодня".