1.
Феноменологическая
философия
науки. Работа
Э. Гуссерля
«Кризис
европейских
наук и трасцендентальная
феноменология».
Э.
Гуссерль. «Кризис
евр.наук и
трансцендентальная
феноменология».
Феноменология
-
учение о
феноменах,
понимаемых
им как возникающ.
в сознании
смыслы
предметов и
событий. Фен.
–наука факта
–предельно
обобщенного
и идеализированного.
Для Г. это
описательная
наука. Науки
о природе и
об-ве
непрерывно
нуждаются в
опред. ф.
обосновании.
Объект ф. - научное
знание и
познание, ее
цель – построить
науку о
науке, т.е.
«наукоучение».
Решающ.
проблема
теор.
познания –
проблема объективности
познания. Ф.
исследование
дополняет
науч. работы
математика и
завершает
чисто
подлинное
теоретическое
познание. Ф. –
наука о
феномене
сознания.
Фен. должна служить
связующ.
звеном между
суб. и об.
1.трансцендентализм,
попытка
защитить рац-зм,переживающий
кризис,в
состав новой
европ.гуманистич.культ.рац-зм
мог войти
только
обратившись
к значимости
эмоц-чувств.жизни.Поэтому
рац-е
поним-ся у
Г.не как
объективное
всеобщее,а
как
трансц.суб-зм.
2.попытка
феноменологически
обосновать этически-религиоз.вопросы
чел.бытия.
3.попытка
совместить
рационалистич.базовую
установку
европ.культ.с
разв.индивидуалистич.тенденциями.
4.транс.фен-гия-не
метафизика в
трад.понимании,ее
обл.исслед-ния
располаг-ся
м-ду
естествозн.и
историей(эмп.реалии)
и
метафизикой(пробл.бытия).
5.предмет
«вне
сознания»
для Г.в том
смысле,что он
нах-ся вне
акта созн.
6.фен-гия
хочет быть
описанием
чистых сущностей,априорного
опыта.
7.У Г.и
этика,и
религия,и
метафизика
предстают в
подлин.свете
лишь в рез-те
методич.самоосмысления
чел-ка.Такое
самоосм.позволило
бы понять
главный
мотив евр.истории
и вывести
Европу из
цивилиз.кризиса.
8.герменевтика-попытка
интерпретир.смысл
опред.феноменов.
9.попытка
обнаружить
сущност.,объектив.
или абс.
стр-ры,к-ые в
против.случае
б.бы лишь
субъектив.феноменами.
Фен.подход
необх.рассм
как единое
целое,сост.изслед.этапов(Шпильберг):
· исслед.частных
феноменов;
· исслед.общих
сущностей;
· схватывание
сущност.отнош-й
м-ду сущностями;
· наблюд.типов
явственности;
· наблюд.конституирования
феноменов
сознания;
· истолкование
значений
феноменов.
Исходный
пункт и
единственная
предпосылка
Ф. как филос.
учения —
возможность
обнаружения
и описания
интенциональной
жизни сознания
(Гуссерль),
возможность,
укорененная
в самом
сознании и
человеческом
бытии. Отказ
от любых
непроясненных
предпосылок
— существенная
черта
феноменологического
метода.
Основная
идея Ф. —
неразрывность
и в то же
время
взаимная
несводимость
сознания,
человеческого
бытия,
личности и
предметного
мира,
психофизической
природы,
социума, духовной
культуры.
Гуссерлевский
лозунг «К самим
вещам!»
ориентирует
на
отстранение
от причинных
и
функциональных
связей между
сознанием и
предметным
миром. Тем
самым сознание
как
смыслообразование
(интенциональность)
отъединяется
от
основывающихся
на этих связях
мифологических,
научных,
идеологических
и
повседневно-обыденных
установок и
схем.
Движение к
предметам —
это воссоздание
непосредственного
смыслового
поля, поля
значений
между
сознанием и
предметами.
Обнаружение
и выявление
чистого
сознания, или
сущности
сознания,
предусматривает
как методологическую,
так и
собственно
феноменологическую
работу,рефлексивную
работу с сознанием,
реально
вовлеченным
в вышеперечисленные
установки и
схемы.
У
Гуссерля
взаимная
несводимость
сознания и
мира
выражается в
различии
трех видов
связей: между
вещами
(предметами и
процессами
внешнего
мира), между
переживаниями
и между
значениями.
Сознание в своей
сущности
принципиально
непредметно,
оно не может
быть
представлено
как объект,
причинно
определяемый
или
функционально
регулируемый.
Сознание
обнаруживает
себя как
направленность
на предмет
(это и есть значение),
как бытие
осознанности,
но не как осознанная
предметность.
У
Гуссерля
связующей
смысловой
структурой
является
интенциональность
сознания:
открытие
непосредственного
смыслового
поля
предполагает
рефлексивную
работу с
сознанием.
Феномен,
напр. самодостаточное
и самоценное
произведение
искусства, не
указывает на
нечто,
скрытое за ним.
Тем не менее
феномен не
лежит на
поверхности
— произведение
искусства
доступно не
всякому, кто
находится
рядом с ним.
Самораскрытие
феномена
первичнее,
чем
отношения
субъекта и
объекта, оно
подобно
проявлению
уже предоформленного
светом
изображения
на фотопластине:
очертания
уже есть, но
они невидимы,
и требуются
реактивы,
выявляющие
то, что скрыто.
Средства
реактивации
сознания,
позволяющие
многократно
воспроизводить
горизонты
значений, —
рефлексия и
феноменологическая
редукция как
ее исходный
пункт.