1.      Феноменологическая философия науки. Работа Э. Гуссерля «Кризис европейских наук и трасцендентальная феноменология».

Э. Гуссерль. «Кризис евр.наук и трансцендентальная феноменология».

Феноменология - учение о феноменах, понимаемых им как возникающ. в сознании смыслы предметов и событий. Фен. –наука факта –предельно обобщенного и идеализированного. Для Г. это описательная наука. Науки о природе и об-ве непрерывно нуждаются в опред. ф. обосновании. Объект ф. - научное знание и познание, ее цель – построить науку о науке, т.е. «наукоучение». Решающ. проблема теор. познания – проблема объективности познания. Ф. исследование дополняет науч. работы математика и завершает чисто подлинное теоретическое познание. Ф. – наука о феномене сознания. Фен. должна служить связующ. звеном между суб. и об.

1.трансцендентализм, попытка защитить рац-зм,переживающий кризис,в состав новой европ.гуманистич.культ.рац-зм мог войти только обратившись к значимости эмоц-чувств.жизни.Поэтому рац-е поним-ся у Г.не как объективное всеобщее,а как трансц.суб-зм.

2.попытка феноменологически обосновать этически-религиоз.вопросы чел.бытия.

3.попытка совместить рационалистич.базовую установку европ.культ.с разв.индивидуалистич.тенденциями.

4.транс.фен-гия-не метафизика в трад.понимании,ее обл.исслед-ния располаг-ся м-ду естествозн.и историей(эмп.реалии) и метафизикой(пробл.бытия).

5.предмет «вне сознания» для Г.в том смысле,что он нах-ся вне акта созн.

6.фен-гия хочет быть описанием чистых сущностей,априорного опыта.

7.У Г.и этика,и религия,и метафизика предстают в подлин.свете лишь в рез-те методич.самоосмысления чел-ка.Такое самоосм.позволило бы понять главный мотив евр.истории и вывести Европу из цивилиз.кризиса.

8.герменевтика-попытка интерпретир.смысл опред.феноменов.

9.попытка обнаружить сущност.,объектив. или абс. стр-ры,к-ые в против.случае б.бы лишь субъектив.феноменами.

Фен.подход необх.рассм как единое целое,сост.изслед.этапов(Шпильберг):

·  исслед.частных феноменов;

·  исслед.общих сущностей;

·  схватывание сущност.отнош-й м-ду сущностями;

·  наблюд.типов явственности;

·  наблюд.конституирования феноменов сознания;

·  истолкование значений феноменов.

Исходный пункт и единственная предпосылка Ф. как филос. учения — возможность обнаружения и описания интенциональной жизни сознания (Гуссерль), возможность, укорененная в самом сознании и человеческом бытии. Отказ от любых непроясненных предпосылок — существенная черта феноменологического метода. Основная идея Ф. — неразрывность и в то же время взаимная несводимость сознания, человеческого бытия, личности и предметного мира, психофизической природы, социума, духовной культуры. Гуссерлевский лозунг «К самим вещам!» ориентирует на отстранение от причинных и функциональных связей между сознанием и предметным миром. Тем самым сознание как смыслообразование (интенциональность) отъединяется от основывающихся на этих связях мифологических, научных, идеологических и повседневно-обыденных установок и схем. Движение к предметам — это воссоздание непосредственного смыслового поля, поля значений между сознанием и предметами.

Обнаружение и выявление чистого сознания, или сущности сознания, предусматривает как методологическую, так и собственно феноменологическую работу,рефлексивную работу с сознанием, реально вовлеченным в вышеперечисленные установки и схемы.

У Гуссерля взаимная несводимость сознания и мира выражается в различии трех видов связей: между вещами (предметами и процессами внешнего мира), между переживаниями и между значениями. Сознание в своей сущности принципиально непредметно, оно не может быть представлено как объект, причинно определяемый или функционально регулируемый. Сознание обнаруживает себя как направленность на предмет (это и есть значение), как бытие осознанности, но не как осознанная предметность.

У Гуссерля связующей смысловой структурой является интенциональность сознания: открытие непосредственного смыслового поля предполагает рефлексивную работу с сознанием. Феномен, напр. самодостаточное и самоценное произведение искусства, не указывает на нечто, скрытое за ним. Тем не менее феномен не лежит на поверхности — произведение искусства доступно не всякому, кто находится рядом с ним. Самораскрытие феномена первичнее, чем отношения субъекта и объекта, оно подобно проявлению уже предоформленного светом изображения на фотопластине: очертания уже есть, но они невидимы, и требуются реактивы, выявляющие то, что скрыто. Средства реактивации сознания, позволяющие многократно воспроизводить горизонты значений, — рефлексия и феноменологическая редукция как ее исходный пункт.

 

Hosted by uCoz