1.      Рационально-теоретические и технические достижения древневосточных цивилизаций.

Древний Китай.

·  первые точные календари и учебники математики. Во II в. до н. э. опубликованы наиболее древние из дошедших до нас сочинений — математико-астрономический «Трактат об измерительном шесте» и фундаментальный труд «Математика в девяти книгах»

·  Цифры обозначались специальными иероглифами, которые появились во II тысячелетии до н. э., и начертание их окончательно установилось к III в. до н. э. Эти иероглифы применяются и в настоящее время. Китайский способ записи чисел изначально был мультипликативным. Однако на практике расчёты выполнялись на счётной доске, где запись чисел была иной — позиционной, как в Индии, и, в отличие от вавилонян, десятичной.

·  Китайская счётная доска по своей конструкции аналогична русским счётам. Нуль сначала обозначался пустым местом, специальный иероглиф появился около XII века н. э. Для запоминания таблицы умножения существовала специальная песня, которую ученики заучивали наизусть.

·  В это время китайцам уже было известно многое, в том числе:

-вся базовая арифметика (включая нахождение наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного);

-действия с дробями и пропорции;

-действия с отрицательными числами (фу), которые трактовали как долги;

-решение квадратных уравнений.

·  утверждается, что употребление чая в Китае зафиксировано по летописям в 2737 году до н.э.,

·  Изобретение бумаги одни источники приписывают учёному–евнуху Цай Луню (то есть, «Способному Луню»), якобы в 105 г. н.э

·  Астрономические и географические представления Древнего Китая выражаются в сохранявшихся до самого недавнего времени представлениях о своём государстве, как о Серединной Империи, Поднебесной, занимающей основную и центральную часть суши.

Древняя Индия

Открытия древних индийцев в области точных наук повлияли на развитие арабской и ирано-персидской науке. Почетное место в истории математики занимает ученый Арьяпхата, живший в Vначале VI века н.э. Ученый знал значение “пи” , предложил оригинальное решение линейного уравнения.

·  Кроме того именно в Древней Индии впервые система счисления стала десятичной (т.е. с нуля) . Эта система легла в основу современной нумерации и арифметики. Более развита была алгебра; о понятие “цифра” ,” синус” , “корень” впервые появились именно в древней Индии.

·  Древнеиндийские трактаты по астрономии свидетельствуют об очень высоком развитии этой науки. Независимо от античной науки индийский ученый Арьяпхата высказал идею о вращении Земли вокруг своей оси, за что был гневно осужден жрецами. Введение десятичной системы способствовала точным астрономическим расчетам, хотя обсерваторий и телескопа у древних индийцев не было.

·  До сих пор в Индии большим почетом пользуется аюрведа-наука о долголетии. Она зародилась еще в глубокой древности. Древнеиндийские врачи изучали свойства трав, влияние климата на здоровье человека. Большое внимание уделялось личной гигиене и диете. На высоком уровне находилась и хирургия; известно о трехсот операциях, которые были способны сделать древнеиндийские врачи. Популярная сегодня тибетская медицина основана на древнеиндийской науке аюрведа.

·  Древнеиндийские медики считали, что в основе человеческого организма лежат три главных жизненных сока: ветер, желчь и флегма- их отождествляли с принципами движения, огня и размягчения. Индийская медицина особе внимание уделяла влиянию на человеческий организм природных условий, а также - наследственности. Существовали и трактаты по врачебной этики.

·  Обобщая все эти факты следует заметить, что почитание знаний- это отличительная черта индо-буддийской культуры. Учиться в Индию приезжали специалисты из многих стран. В ряде городов Индии функционировали университеты, в которых изучались религиозно- философские тексты, астрономия, астрология, математика, медицина и санскрит. Но характерно то, что в евклидовой геометрии в индийской науке не появилось. И это не случайно. Индо-буддийская культурная традиция не отличалась особым рационализмом. индийских ученых не интересовала логика научных знаний, их больше волновали тайны вселенной и практические вопросы калькуляции, составление календаря и измерения пространственных форм.

Философия Древней Индии была глубоко традиционалистской, она  сформировалась как результат обособления интеллектуальной стороны религиозно-мифологического ритуала и практически всегда сохраняла тесную связь с религиозно-мифологическими элементами культуры Древней Индии.

  Важнейшими элементами древнеиндийской философии являются категории “карма”, “нирвана”.  “Карма” указывает на наличие причинно-следственной связи между нравственным поведением личности и характером его перевоплощений: это закон этической причинности, движущая сила сансары. Понятие "нирвана" фиксирует цель усилий личности по преодолению кармы, сансары, которая состоит в достижении состояния успокоения, переживания единства всего сущего.  Центральным догматом этики буддизма стало учение о страдании, а главной целью учения - указание человеку восьмеричного пути самосовершенствования, ведущего его к освобождению от мирского страдания и обретению конечного успокоения, к состоянию единства с космическим сознанием. Влиятельными философскими школами древнего Китая являлись даосизм и конфуцианство. Пара категорий "инь-ян" обозначает противоположные, циклически доминирующие во взаимодействии силы. Идеал конфуцианства - сильное государство и процветающее общество. Философия Конфуция была ориентирована на поиск таких этических, социальных, политических ценностей, которые способствовали бы сохранению целостности и стабильности госуарства.

Древняя Греция много уделяла времени и сил науки, научным исследованиям, не удивительно, что именно появлялись всё новые и новые научные достижения.  Астрономические, математические, физические и биологически понятия и догадки, сконструировали первые простейшие научные приборы (гномон, солнечные часы, модель небесной сферы, и многое другое), основываясь на наблюдениях, они  первые предсказали астрономические и метеорологические явления. Собранные и самостоятельно добытые ими знания были для них не только основой практического действия и применения, но, прежде всего, элементами цельного мировоззрения. Мировоззрение это в своем существе материалистическое.

 

Hosted by uCoz