Философия техники

 

Тема:    Философия техники.

1. Возникновение философии техники. 2.Этапы развития техники

3. Социальные проблемы философии техники.

-1.-

Человеку свойственно стремиться к улучшению своей жизни, приспосаб¬ливать мир под свои нужды и техника ему в этом добрый друг, соратник, по¬мощник и в некотором роде даже господин. Техника всегда привлекала внима¬ние философов, и это легко объяснить. Дело в том, что деятельность человека технична по своей природе. Выделившись благодаря труду из мира животных, человек, по существу, превратил трудовую деятельность и связанные с нею представления, навыки, способы и средства производства в фундаментальные основания, базис своего бытия.

Техника (от греческого techne - искусство, мастерство) в качестве понятия имеет два смысла. В первом смысле под техникой понимаются орудия и инст¬рументы труда и любые искусственные устройства (артефакты), созданные че¬ловеком и используемые для преобразования окружающей среды. Во втором смысле понятие «техника» обозначает систему навыков, уровень мастерства в реализации того или иного вида деятельности.

В философском анализе деятельности используется, как правило, второй смысл; философия техники преимущественно оперирует первым смыслом. Техника - совокупность артефактов, т.е. сделанных искусственно. Понятие «философия техники» появилось в конце 19 века. Самостоятельное направле¬ние философии техники развивается в 60-70-е годы 20 века. В этот период техника стала самостоятельной силой, и уже не рассматривалось, как составная часть науки. Возникают проблемы требующие изучения:

1.         глобальный характер технологического развития;

2.         проблема количественного роста развития;

3.         проблема военных катастроф;

4.         проблема гуманизации технического роста.

Интерес к исследованию техники как к философской проблеме отчетливо проявляется уже у Аристотеля. Новая волна интереса к технике связана с раз¬витием инженерного мышления эпохи Возрождения, а позднее с бэконианской и картезианской традициями. Рационалистическая философия, особенно в лице просветителей, была склонна видеть в технике и техническом прогрессе ре¬шающее средство разрешения всех социальных противоречий и достижение общего благополучия.

Современная человеческая жизнь невозможна без использования самой разнообразной техники. С помощью машин человек обрабатывает землю, до¬бывает нефть, руду, прочие полезные ископаемые, передвигается, производит различные блага, организует свой досуг и т. д. Основным свойством техники является её способность совершать полезную работу и соответственно позво¬лять не совершать эту работу человеку.

В технике человечество аккумулировало свой многовековой опыт, приёмы, методы, познания и преобразования природы, воплотило все достижения куль¬туры. В формах и функциях технических средств, своеобразно отразились фор¬мы воздействия человека на окружающий его мир. Все более возрастающая роль техники в обществе привела к выделению в философии относительно са¬мостоятельной области знания — философии техники. Хотя термин был введен еще в 1877 году немецким мыслителем Э.Каппом в работе «Основания фило¬софии техники», статус особой философской дисциплины философия техники

приобрела в 60-70 годы XX века. Философия техники тесно связана с филосо¬фией науки, с одной стороны, и философской антропологией, с другой.

-2.-

История техники - это объективная предпосылка человеческой деятель¬ности. Есть несколько концепций исторического развития техники. В классиче¬ском марксистском видении её история выражена цепочкой последовательных ступеней: ручные орудия, ремесленно-мануфактурный период, машинная тех¬ника, автоматизированные системы. Изменения в этой истории обусловлены переносом на техническое устройство тех функций, которые ранее осуществля¬лись самим действующим человеком. «Естественное» заменяется «искусствен¬ным», созданным, расширяя тем самым возможности освоения человеком внешнего мира и глубин собственной жизнедеятельности. Меняется тип связи между человеком и техническими рабочими органами.

Современный мир - это «технизированное» пространство и «технологизи-рованное» время. Исчезни сегодня техника - исчезнет и человек. Мы живем и действуем не в первозданном мире, а в «техносфере».

Привлекательны и актуальны идеи о периодизации развития техники, вы¬сказываемые американским философом и социологом Льюисом Мамфордом. Он полагал, что точкой отсчета современной (а не древней) техники можно считать начало второго тысячелетия нашей эры. Опираясь на опыт европейской истории, Л. Мамфорд выделяет три технических эпохи. Первая «палеотехни-ческая» имеет в основе технологию «воды и дерева». Вторая «эотехническая» опирается на комплекс «угля и железа». И, наконец, третья, «неотехничекая» (ныне длящаяся) использует комплекс «электричества и сплавов». Как видим, в основу периодизации положен используемый в технике основной вид энергии и то «вещество», которое занимает центральное место в создании технических устройств.

Интересную схему этапов технического развития предложил отечествен¬ный исследователь Г. Ф. Сунягин. По предложенной им исторической типоло¬гии этапы изменения техники заданы определенным типом труда. Древнейшая

техника с её «разрушительным» характером (в рамках охоты и собирательства) отражает «присваивающий» способ отношения к природе. Земледельческая практика, утвердившаяся в ходе неолитической революции, выявила моменты конструктивности, собственно технические черты. Однако наиболее полно ка¬чественные грани в истории техники обнаружились с появлением машинного производства. По его мнению, выразительную роль в воссоздании «технизиро¬ванного» воззрения на мир сыграли такие технические новшества позднего ев¬ропейского средневековья, как часы, стекло и книгопечатание. Часы позволили выйти из природных циклов, из органического времени. Они дали возможность человеку «сгустить» время, подчинить его ритмам собственной деятельности, позволили осознать его необходимость. С тех пор время стало «богатством», а его нехватка - «бедствием». «Не хватает времени» - эта жалоба слышна повсю¬ду и поныне. Стекло привело к осознанию однородности пространства. Про¬изошла его «десакрализация», снятие с него покрывала «священности». Воз¬никли предпосылки для утверждения обычного зрительного опыта как основы видения реальности, помимо символических ассоциаций. Печатный станок изменил всю систему коммуникации, унифицировал знаково-обозначенную ре¬альность. Приведенная типология интересна в том отношении, что она показы¬вает технические новшества как факты, способствующие масштабным измене¬ниям в человеческой ментальное™ и всей системе общественных отношений от экономик до высших идеологий.

Один их крупнейших физиков XX века Макс Борн прибегнул к смелому образу, стремясь показать главные рубежи развития техники. По его мнению, высказанному в книге «Моя жизнь и взгляды», законно считать, что один их решающих фактов истории является тот вид энергии, которым человечество располагает в данный момент. Вся история человечества распадается на два великих периода:

1)         от Адама до наших дней;

2)         с появлением атомной энергии, отныне и на все будущие времена.

Переход от первого периода ко второму знаменуется окончанием потреб¬ления солнечной энергии и также использование чисто земных источников энергии.

Отметим, что все теории периодизации развития техники дополняют друг друга и достойны права на существование. Этапы развития техники:

1.         техника - как орудие труда. Орудия труда дополнили функции человече¬

ского организма. В этот период техника не противостоит человеку, но

любое новшество воспринимается с радостью.

2.         техника - это машина. Человек существует как придаток машины.

(Включить станок и т.д.) Технизация приводит к конфликту между чело¬

веком и машиной.

3.         техника - как технология.

технология - совокупность операций, по целенаправленному использованию техники. Человек освобождается от основного производства и является ру¬ководителем. Конфликт между человеком и машиной на данном этапе лик¬видирован.

-3.-

В философии техники существуют разные подходы к оценке техники:

1.         Натуралистический подход в технике. Человек создаёт технику, чтобы

компенсировать свои недостатки.

2.         Концепция волевой интерпретации техники. Человеку свойственно под¬

чинять себе другого. Поэтому человечество стало подчинять себе технику.

3.         Концепция естественно-рационального подхода. Техника как результат

деятельности человека.  Труд отличительная черта человека. В ходе труда

человек создаёт технику.

Техника нейтральна, а ее использование зависит от человека.

Hosted by uCoz