Особенности досократовского периода

античной философии (Фалес, Гераклит, Элиоты, Демокрит)

 

Тема: «АНТИЧНАЯ философия»

1.         Раннегреческая натурфилософия. Онтологизм древнегреческой философии.

2.         Философия человека: софисты и Сократ.

3.         Платон и Аристотель, как систематизаторы древнегреческой филосо¬фии.

-1-

Зарождение европейской философии связано с философией Древней Гре¬ции. Первые философские системы появились в Греции в VIII - VI вв. до н. э.. В этот период можно выделить два направления философствования: а) натур¬философия, т. е. философия природы; б) онтология, т. е. изучение бытия.

Представителем натурфилософии является Фалес, который считается ос¬нователем милетской школы. Он считал, что все в природе взаимосвязано, так как имеет единое начало. Первоначалом природы является вода, из нее все вы¬ходит и в нее все возвращается. Другие представители милетской школы спо¬рили с Фалесом о субстанции мира. Анаксимен считал, что основой всего явля¬ется воздух. Анаксимандр считал, что основой всего является анейрон - некое первовещество, бесконечное во времени и пространстве.

Представителем наивной диалектики был Гераклит, который говорил, что основой всего является огонь и мир находится в постоянном изменении, развитии. Философ неоднократно восклицал: «Все течет, все изменяется!» Подумай¬те, что означают слова Гераклита, что в одну реку невозможно войти дважды. Характерные черты древнегреческой натурфилософии:

1.         изучение природы, космоса в целом;

2.         философы этого времени ищут субстанцию, т. е. первооснову;

Философы являются материалистами, так как первооснова - это, как пра¬

вило, элемент природы;

3.         философы являются наивными диалектиками, т. е. рассматривают мир в

развитии.

Изучение природы логично привело к изучению онтологии. Проблемой бытия занимались философы, получившие название - элеаты (Ксенофон, Пар-менид). Элеаты считали, что бытие вечно, единично, неизменно. По их мнению, небытия не существует, так как оно немыслимо и не выразимо в понятиях. Мир не меняется и всегда был таким каким они его наблюдали. В мире нет движе¬ния, так как все места в этом мире уже заняты, движение это иллюзия. Доводы элеатов против диалектики (особенно, выдвинутые Зеноном «апории» - доказа¬тельства противоречивости движения) сыграли положительную роль в развитии античной диалектики: остро поставив проблему логического выражения диа¬лектических противоречий.

Демокрит создает свое учение о бытие. Мир состоит из атомов, т. е. неде¬лимых частиц, которые никем не созданы и неуничтожимы. Атомы различают¬ся по весу и форме, их соединения создают вещи, существующие в природе. Человек состоит из атомов и его душа тоже есть соединение атомов, только они прозрачны. Между атомами существует пустота - это небытие. Атомы нахо¬дятся в движении, так как они имеют возможность занимать свободные места; движение присуще всему миру. Философ не сумел объяснить, что же заставляет атомы двигаться.

------------

-2- !!!!!!!!!!!!!!!!

В начале IV в. до н. э. объектом философского изучения становится чело¬век, появляется философская антропология. Первыми к проблеме человека об-............

..........

гипотетико-дедуктивный метод - создаём гипотезу и проверим её в кон¬

кретных случаях;

2.         метод аналогии - взаимосвязь между сходными явлениями;

3.         метод моделирования;

4.         метод анализа и синтеза;

5.         метод индукции и дедукции.

...................------------------

Hosted by uCoz