Муниципальное управление

 

1. Цели, задачи и направления реформы местного самоуправления в РФ.

2. Территориальная реорганизация муниципалитетов в рамках реформы.

3. Реформа местного самоуправления в Белгородской области

4. Европейская Хартия местного самоуправления – основное содержание и значение для России.

5. Теории местного самоуправления.

6. Модели организации местного самоуправления

7. Особенности организации МСУ в РФ на отдельных территориях

8. Система органов МСУ, порядок ее формирования

9. Система муниципальных правовых актов

10. Особенности устава муниципального образования: порядок принятия и примерная структура.

11. Формы непосредственного осуществления населением мсу.

12. Формы участия населения в осуществлении местного управления.

13. Орг-ция и порядок проведения местного референдума.

14. Виды обращений граждан в органы мсу.

15. Реализация правотворческой инициативы граждан.

16. Территориальное общественное самоуправление

17. Понятие и формы межмуниципального сотрудничества

18. Муниципальная служба в системе органов муниципального управления.

19. Конфликт интересов на муниципальной службе. Способы его разрешения.

20. Порядок поступления на муниципальную службу. Квалификационные требования по должностям.

21. Правовой статус муниципального служащего: права, обязанности, ограничения, запреты и требования к служебному поведению.

22. Управление социально-культурной сферой муниципального образования.

23. Основные принципы и содержание финансово-экономических основ местного самоуправления.

24. Управление мун собственностью.

25. Структура местного бюджета и орг-ция бюджетного процесса.

26. Управление мун предприятиями и учреждениями.

27. Организация взаимоотношений муниципалитета с хозяйствующими субъектами.

28. Организация предоставления муниципальных услуг

29. Территориально-организационная стр-ра мсу в Б.о.

30. Взаимодействие государственной власти и местного самоуправления в Белгородской области.


1. Цели, задачи и направления реформы местного самоуправления в РФ.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установил новые подходы в вопросах организации и полномочий органов местного  самоуправления.

Главная цель реформы местного самоуправления – четко очертить круг вопросов, за которые должен отвечать каждый уровень власти, и наделить его доходными источниками, необходимыми для их качественного решения.

В числе основных задач реформы местного самоуправления:

разграничение полномочий между исполнительными и представительными органами местного самоуправления;

межбюджетные и имущественные отношения;

усиление административной и гражданской ответственности муниципальных органов власти;

определение границ муниципалитетов;

привлечение населения к активному участию в деятельности местного самоуправления.

Направления: территориальная реорганизация, организационные преобразования, формирование нового уровня бюджетных отношений.


2. Территориальная реорганизация муниципалитетов в рамках реформы.

В соответствии с новой редакцией Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Поселение — это сельский, городской населенный пункт или несколько населенных пунктов, объединенных общей территорией.

Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Городское поселение - город или поселок с прилегающей территорией, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В состав городского округа входит один город, и могут входить прилегающие к нему сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями, а также пригородные территории, как и для городского поселения. К городским округам, как правило, относятся и так называемые города областного значения. Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ.

Закон Белгородской области от 20 декабря 2004 года № 159 «Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района» установил:

3 городских округа

19 муниципальных районов

25 городских поселений

260 сельских поселений

 


3. Реформа местного самоуправления в Белгородской области

В 2004 году был принят закон № 159 ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ГРАНИЦ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И НАДЕЛЕНИИ ИХ СТАТУСОМ ГОРОДСКОГО, СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ, ГОРОДСКОГО ОКРУГА, МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

В 2005 году был принят закон № 177 ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ, который определяет:

- Наименования органов местного самоуправления городских и сельских поселений в Белгородской области

- Требования к кандидатам на должность руководителя администрации муниципального района (городского округа)

- Условия контракта для руководителя администрации муниципального района (городского округа)

- Порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений в переходный период

- Порядок финансового обеспечения вновь образованных поселений в переходный период

 

В 2005 году № 179 ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ЧИСЛЕННОСТИ И СРОКОВ ПОЛНОМОЧИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИИ ДАТЫ ВЫБОРОВ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВНОВЬ ОБРАЗОВАННЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

2005 № 198 О НАДЕЛЕНИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЯМИ ПО РАССМОТРЕНИЮ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ


4. Европейская Хартия местного самоуправления – основное содержание и значение для России.

Европейская хартия местного самоуправления была принята Советом Европы 15 октября 1985 г. Ратификация Европейской хартии местного самоуправления и приведение российского законодательства о местном самоуправлении в соответствие с ней являлось одним из условий вступления России в Совет Европы. Европейская хартия местного самоуправления была ратифицирована Российской Федерацией 11 апреля 1998 г.

Местное самоуправление, согласно Хартии, составляет одну из основ любого демократического строя.

принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и по возможности в конституции страны. Кроме того, в Хартии закрепляется, что местное самоуправление осуществляется не только выборными органами, но и через формы прямого участия граждан. Важную роль играют и положения Хартии об общих принципах экономической и финансово-налоговой политики государства применительно к местным органам власти.

Под местным самоуправлением в соответствии с Европейской хартией о местном самоуправлении понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать и управлять значительной частью государственных дел, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти.

Исходя из принципов правового государства, Европейская хартия о местном самоуправлении предусматривает право местных органов самоуправления на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных конституцией и законодательством страны принципов местного самоуправления.

Европейская Хартия местного самоуправления имеет важное значение для законодательства Российской Федерации, являясь международно-правовым источником российского муниципального права.


5. Теории местного самоуправления.

Впервые теория, объясняющая сущность местного самоуправления, возникла в середине XIX в. в Бельгии и во Франции. Это теория свободной (естественной) общины. Ее представители (Гербер, Аренс, Э. Мейер, О. Лабанд, О. Ресслер) считали, что право общины на заведование своими делами является таким же естественным и неотчуждаемым, как права человека, что община является первичной по отношению к государству, поэтому последнее должно уважать свободу общинного управления. Отсюда в понятие самоуправления включили следующие элементы: управление собственными делами общины; общины являются субъектами принадлежащих им прав; должностные лица общинного управления суть органы не государства, а общины. В рамках этой теории наряду с исполнительной, законодательной и судебной властью признавалась четвертая власть - местная (муниципальная, коммунальная, общинная).

Эту теорию сменила хозяйственная теория. Ее представителями были Р. Моль, А. Васильчиков. Сторонники этой теории сделали упор не только на признании самоуправляющейся общины в качестве самостоятельного субъекта права, но и на содержании коммунальной деятельности. Местное самоуправление считалось чуждым политике, но имеющим свою особую сферу хозяйственной деятельности.

Большее распространение получила так называемая юридическая теория. Ее проводили Г. Еллинек, Н. Коркунов, Б. Чичерин. Органы самоуправления, по их мнению, не являются органами государства, но государство уступает им ряд правительственных прав в полном объеме, признавая тем самым их независимость и неприкосновенность.

Иногда выделяют политическую теорию. Сторонники этой теории противопоставляли царским чиновникам - профессионалам и бюрократам выборных от местного населения.

Одновременно появилась государственная теория самоуправления, основные положения которой были сформулированы Л. Штейном, Р. Гнейстом и более подробно развиты в России Н. Лазаревским, А. Градовским, Б. Безобразовым. Сторонники этой теории рассматривали местное самоуправление как часть государства. Всякое управление публичного характера с этой точки зрения есть дело государственное. Происходит не обособление местного сообщества, а привлечение местных жителей на службу государственным интересам и целям.

Теория социального обслуживания (80-е) цель муниципальной деятельности видит в благосостоянии жителей коммуны, для чего муниципальные органы должны предлагать им оказание услуг и заниматься их организацией.

Современная политико-правовая доктрина рассматривает местное самоуправление как фундамент гражданского общества, без укрепления которого грозит рухнуть вся пирамида государственной власти правового государства. Местное самоуправление выступает основой народовластия, на которой соединяются высшие интересы государства с повседневными чаяниями, тревогами и устремлениями людей.

Общественная теория МСУ – признает приоритеты государства, однако муниципальная служба не должна входить в систему государственной службы.

Теория муниципального социализма - построить новое социалистическое общество с помощью создания самостоятельных общин, муниципалитетов, отделенных от государства и граждане общины сами должны решать проблемы, они должны быть самостоятельны.

Суть современных подходов к МСУ состоит в отсутствии противопоставления государственной и общинной теории МСУ. Общественно-государственная теория МСУ - компромиссный характер между государственниками и общественниками. МСУ имеет 2 начала и общественное и государственное начало между ними нет границ. Государственные и муниципальные органы власти имеют одни и те же интересы удовлетворения потребностей населения, повышения качества жизни населения муниципалитетов.


6. Модели организации местного самоуправления

При общем прогрессе и общих тенденциях в развитии местного самоуправления в мире сформировались существенно различные системы (модели) организации местного самоуправления, учитывающие специфику отдельных государств, их религиозные, демографические, природно-климатические и иные особенности. В западных странах наибольшее распространение получили англосаксонская и французская (или континентальная) модели местного самоуправления.

Англосаксонская модель (США) характеризуется четким законодательным закреплением перечня муниципальных полномочий. В рамках этих полномочий органы местного самоуправления действуют самостоятельно, представители государства на местах отсутствуют. Однако имеется перечень вопросов, которые органы местного самоуправления обязаны согласовывать с государственными органами и которые контролируются государством.

Английская модель местного самоуправления характерна для стран с системой общего права (Великобритания, США, Канада, Австралия и др.). Особенностью этой модели является высокая степень автономии различных уровней власти и четкое определение компетенции органов каждого уровня; отсутствие на местах уполномоченных (агентов) центральной власти; выборность ряда должностных лиц органов местного самоуправления; осуществление контроля за деятельностью органов местного самоуправления с использованием косвенных методов управления или через суд; полномочия органов местного самоуправления определяются на основании позитивного принципа правового регулирования (можно делать лишь то, что прямо предписано).

Французская модель характеризуется высокоразвитой системой административного контроля государства за деятельностью местного самоуправления. В странах с этой моделью на местном уровне одновременно с органами местного самоуправления действуют также местные органы государственной власти или их должностные лица. Государственные чиновники на местах — префекты и комиссары — имеют право контролировать, одобрять, отменять, приостанавливать решения органов местного самоуправления, инициировать отставку должностных лиц.

Особую специфику имеет организация местного самоуправления в федеративных государствах. Там, как правило, представителем государства по отношению к местному самоуправлению выступает не федеральная власть, а власть провинции, штата, земли и т. д. В Конституции США вообще нет упоминания о местном самоуправлении, все его правовое регулирование осуществляется на уровне штатов.


7. Особенности организации МСУ в РФ на отдельных территориях

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с уставами указанных субъектов Российской Федерации местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований, их преобразование осуществляются законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий.

Перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.

Состав муниципального имущества внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяется законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях

Закрытые административно-территориальные образования являются городскими округами.

Особенности осуществления местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях устанавливаются федеральным законом.

Закрытым административно-территориальным образованием ( ЗАТО) признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. В настоящее время на территории Российской Федерации таких образований (городов и поселков) около сорока.

Закрытое административно-территориальное образование имеет особый правовой статус. Решение о создании или об упразднении ЗАТО принимается Президентом РФ по представлению правительства РФ в случае невозможности обеспечить иным способом безопасное функционирование предприятий и иных объектов. Его границы устанавливаются Указом Президента РФ и могут не совпадать с границами субъектов Российской Федерации и районов, входящих в их состав. Это вызвано тем, что объекты, находящиеся на территории ЗАТО, представляют как потенциальную угрозу для экологии, так и интерес для спецслужб различных стран.

Органы местного самоуправления ЗАТО имеют ряд дополнительных полномочий. В частности, они:

- координируют деятельность предприятий и (или) объектов, подразделений охраны, милиции, гражданской обороны и иных служб при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

- разрабатывают схемы оповещения и эвакуации населения в случаях аварий на предприятиях и (иных) объектах либо при их угрозе;

- участвуют совместно с руководителями предприятий и (или) объектов, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, и органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, в определении пропускного режима в закрытом административно-территориальном образовании, за исключением режимных территорий предприятий и объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых или запретных зон;

- по согласованию с органами ФСБ имеют право давать разрешение на въезд граждан в закрытое административно-территориальное образование и выезд из него, за исключением режимных территорий предприятий и объектов;

- осуществляется контроль за санитарно-эпидемиологическим, радиационным и экологическим состоянием территорий ЗАТО, за исключением режимных территорий предприятий или объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых или запретных зон, которые подлежат ведению уполномоченных на то государственных контрольных и надзорных органов. Органы местного самоуправления информируются о результатах проверок;

Особенности организации местного самоуправления в наукоградах

Наукограды являются городскими округами. Особенности осуществления местного самоуправления в наукоградах устанавливаются федеральным законом.

Наукоградом признается муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом, т.е. совокупностью организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники.

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается семь наукоградов: Дубна, Королев, Реутов и Фрязино Московской области, Обнинск Калужской области, рабочий поселок Кольцово Новосибирской области, Мичуринск Тамбовской области.

Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда РФ является основанием для финансирования из федерального бюджета в виде субвенций дополнительных расходов наукоградов РФ, которые выделяются в соответствии с Порядком предоставления субвенций из федерального бюджета для финансирования дополнительных расходов наукоградов Российской Федерации.

Особенности организации местного самоуправления на приграничных территориях

Особенности осуществления местного самоуправления на приграничных территориях устанавливаются федеральным законом, определяющим режим приграничной территории.

Особенности организации местного самоуправления на пограничных территориях обусловлены установлением пограничного режима в пограничной зоне и в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во внутренних морских водах и в территориальном море РФ. Пограничная зона устанавливается в пределах территории административного района, города, прилегающей к Государственной границе РФ на суше, по морскому побережью РФ, российским берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, и в пределах территорий островов на указанных водоемах. В пограничную зону могут не включаться территории населенных пунктов, санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан.

Органы местного самоуправления приграничных территорий и их должностные лица:

оказывают помощь органам и войскам Федеральной пограничной службы РФ, Войскам противовоздушной обороны, Военно-Морскому Флоту, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на Государственной границе РФ, исполняют их законные предписания, предоставляют необходимую для их деятельности информацию;

создают условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы РФ в пределах приграничной территории.

Уставами муниципальных образований, расположенных полностью или частично на приграничной территории, могут быть предусмотрены должностные лица местного самоуправления по пограничным вопросам.

Районы крайнего севера.


8. Система органов МСУ, порядок ее формирования

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Представительный орган муниципального образования

Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

Представительный орган муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

 Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

Глава муниципального образования

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:

1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;

Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

5. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Местная администрация

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

 Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Условия контракта для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения, а для главы местной администрации муниципального района (городского округа) - представительным органом муниципального района (городского округа) в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации - в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Местная администрация обладает правами юридического лица.

Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Контрольный орган муниципального образования

Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.


9. Система муниципальных правовых актов

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

 Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Представительный орган принимает решения. Это могут быть решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения. Этими актами могут регулироваться вопросы организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования. Если глава муниципального образования является главой местной администрации, то постановлениями регулируются вопросы местного значения, вопросы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, а распоряжениями регулируются вопросы организации работы местной администрации.

Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения. Этими актами регулируются вопросы организации деятельности представительного органа муниципального образования.

Глава местной администрации издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением от дельных государственных полномочий, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.

Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

Система муниципальных правовых актов

В систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования;

2) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

2. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.


10. Особенности устава муниципального образования: порядок принятия и примерная структура.

Уставом муниципального образования должны определяться:

1) наименование муниципального образования;

2) перечень вопросов местного значения;

3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;

10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек - населением непосредственно на сходе граждан.

Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом.

8. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).


11. Формы непосредственного осуществления населением мсу.

Население города Белгорода непосредственно осуществляет местное самоуправление и участвует в осуществлении местного самоуправления посредством:

- местного референдума (В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум. Местный референдум может проводиться на всей территории муниципального образования)

- муниципальных выборов (Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.);

- голосования по отзыву депутата, главы городского округа (Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом);

- голосования по вопросам изменения границ, преобразования города;

- правотворческой инициативы граждан (С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.);

- территориального общественного самоуправления (Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.);

- публичных слушаний (Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.);

- собраний, конференций, опросов граждан (Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан. В случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов). Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.);

- обращений граждан в органы местного самоуправления, а также в иных формах в соответствии с законодательством (Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.).

Сход граждан. В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.


12. Формы участия населения в осуществлении местного управления.

Народная правотворческая инициатива

Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).

Обращения граждан в органы местного самоуправления

 Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца.

Территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. В соответствии с уставом муниципального образования указанные органы могут являться юридическими лицами.

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Наряду с предусмотренными настоящим Федеральным законом формами участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации,


13.  Орг-ция и порядок проведения местного референдума.

Местный референдум - голосование по наиболее важным вопросам местного значения.

Порядок организации и проведения местного референдума во многом похож на организацию и проведение местных выборов - те же требования к избирателям, по таким же принципам составляются списки участников референдума, комиссии референдума, одинаковые правила действуют при проведении предвыборной агитации и т. п.

на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

а)       о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б)      о персональном составе органов местного самоуправления;

в)      об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении,

о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

г)       о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

д)      о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

1-й этап. Инициатива. С инициативой о проведении местного референдума могут выступить:

граждане Российской Федерации, имеющие право на участие в местном референдуме;

избирательные объединения, иные общественные объединения уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;

совместно представительный орган муниципального образования и глава местной администрации.

2-й этап. Назначение местного референдума. Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов о выдвижении инициативы проведения местного референдума.

3-й этап. Подготовка к голосованию. Регистрации (учету) подлежат Все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, правом на участие в референдуме. Основанием для регистрации (учета) участников референдума является факт нахождения Места жительства гражданина Российской Федерации в границах терри-т°рии муниципального образования. Регистрация (учет) избирателей, участников референдума осуществляется главой муниципального образования. Списки участников референдума составляются на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) участников референдума.

4-й этап. Реализация инициативы проведения референдума. Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в местном референдуме, могут образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 10 человек.

5-й этап. Агитация. При проведении референдума обеспечивается свободное проведение агитации в соответствии с действующим законодательством. Граждане Российской Федерации, общественные объединения, политические партии вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за проведение референдума или против его проведения, за участие в референдуме или против участия в нем, за или против вопросов, выносимых на референдум. Федеральными законами гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. Агитация при проведении референдума может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий), выпуска и распространения агитационных печатных материалов, в иных установленных законом формах. Инициативная группа по проведению референдума вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации.

6-й этап. Определение результатов голосования. Референдум признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение считается принятым на референдуме, если за него в целом по территории проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме. Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).


14. Виды обращений граждан в органы мсу.

граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Обращение в органы местного самоуправления и к их должностным лицам является важной формой участия населения в местном самоуправлении.

Принято выделять несколько видов обращений: заявления, предложения и жалобы.

Предложение — обращение лица или группы лиц, направленное в соответствующий орган, содержащее определенные замечания, пожелания по улучшению работы. Предложение не связано с личностью обращающегося. Он заботится не о себе. Рассмотрение предложения должностным лицом может не иметь юридических последствий.

Заявление — обращение лица или группы лиц к соответствующему органу по поводу реализации права или законного интереса заявителя. Заявление всегда связано с личным интересом и предполагает издание официального акта по поводу удовлетворения или отказа в просьбе.

Жалоба — сигнал о нарушении права или законного интереса и просьба пересмотреть вопрос. Жалоба всегда связана с личностью обращающегося. Рассмотрение жалобы имеет юридические последствия и предполагает издание официального документа по результатам рассмотрения жалобы. Основание для подачи жалобы может быть нарушение права; создание препятствий для реализации права; незаконное привлечение к ответственности; незаконное возложение обязанности.

Сроки рассмотрения обращений граждан не могут превышать более одного месяца. При необходимости проведения дополнительных проверок, выяснения вновь возникших обстоятельств руководитель органа местного самоуправления вправе продлить сроки рассмотрения обращения, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом автору обращения.


15. Реализация правотворческой инициативы граждан.

Право правотворческой инициативы - право разработки проекта нормативного акта и его внесения в орган местного самоуправления.

Правотворческая инициатива - вхождение в компетентный орган с предложением принять нормативный юридический акт, а зачастую и внесение проекта такого акта.

По мнению Н. В. Постового, следует различать два вида правотворческой инициативы граждан:

инициатива, выражающаяся в разработке проекта нормативного акта (проекта о внесении изменений и дополнений в нормативно-правовой акт);

инициатива, выражающаяся в сборе подписей в поддержку предложения о принятии проекта нормативного акта (проекта о внесении изменений и дополнений в нормативно-правовой акт).

с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.


16. Территориальное общественное самоуправление

Одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление.

Под территориальным общественным самоуправлением (ТОС) понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

ТОС — максимально приближенная к населению и исключительно гибкая форма участия граждан в местном самоуправлении. ТОС сочетает в себе прямое волеизъявление граждан и деятельность органов ТОС, избираемых жителями.

ТОС не имеет фиксированного членства и представляет собой территориальное сообщество жителей, созданное на основе их добровольного волеизъявления. Территорию ТОС могут составлять: сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями, городские микрорайоны, кварталы, улицы, дворы, многоквартирные жилые дома или группы таких домов и др.

Порядок организации и деятельности ТОС определяется уставом и правовыми актами муниципального образования.

ТОС считается учрежденным с момента регистрации его устава, в котором устанавливаются:

территория, на которой оно осуществляется;

цели, задачи, основные направления и формы деятельности;

порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов ТОС; порядок принятия решений;

порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

порядок прекращения осуществления ТОС.

ТОС, как юридическое лицо, подлежит государственной регистрации в форме некоммерческой организации.

Высшими органами ТОС являются собрания и конференции граждан, которые могут избирать различные органы и должностных лиц для исполнения функций ТОС.

Органы ТОС:

представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

могут осуществлять хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан;

вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению.


17. Понятие и формы межмуниципального сотрудничества

В целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте Российской Федерации образуется совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации могут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований.

В целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В этих же целях органы местного самоуправления могут заключать договоры и соглашения. Указанные межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления.

Межмуниципальное сотрудничество - одно из направлений функционирования органов местного самоуправления смежных территорий, призванное способствовать выражению и защите общих интересов муниципальных образований, эффективному решению задач местного значения и осуществлению прав граждан на местное самоуправление, обеспечению взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти, проявляющееся в создании специальных структур и использовании особых методов взаимодействия.

Понятие и цели межмуниципального сотрудничества. Сотрудничество (кооперация, совместная деятельность) муниципальных образований, или межмуниципальное сотрудничество, является формой объединения и согласования интересов, координации действий муниципальных образований и их органов. Оно используется не только для решения вопросов местного значения и повышения эффективности их решения, но и в целях обеспечения более четкого и слаженного взаимодействия муниципальных образований с субъектами РФ и Российской Федерацией в целом, с органами государственной власти. Межмуниципальные связи могут иметь межтерриториальный, межрегиональный, а также международный характер. Межмуниципальное сотрудничество – одно из проявлений организационной самостоятельности местного самоуправления, гарантированной Конституцией РФ.

Под формой межмуниципального сотрудничества понимается организационное и правовое выражение кооперационных связей, складывающихся между муниципальными образованиями. Формы межмуниципального сотрудничества в зависимости от их организационно-правового содержания разграничиваются в первую очередь на договорные (заключение договоров и соглашений о сотрудничестве, совместной деятельности) и ассоциативные (создание межмуниципальных ассоциаций и объединений). Существенное значение имеют такие организационные формы взаимодействия муниципальных образований и их органов, как: проведение совместных консультаций, создание совместных координационных, совещательных, консультативных органов, рабочих групп без наделения их статусом юридического лица. Наиболее формализованной и сложной по своей организационной структуре формой межмуниципального сотрудничества является создание объединений муниципальных образований или межмуниципальных объединений, обладающих организационной самостоятельностью и гражданской правосубъектностью. В зависимости от цели объединения различается его организационно-правовая форма. Советы муниципальных образований создаются в форме некоммерческих организаций – ассоциаций (ч.1 ст.66 ФЗ № 131-ФЗ). В целях же объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут учреждаться межмуниципальные хозяйственные общества в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, а также в форме автономных некоммерческих организаций и фондов. Советы муниципальных образований, общероссийское объединение муниципальных образований, создаваемые в целях защиты и представительства интересов муниципальных образований, не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований или каким бы то ни было образом ограничивать ее Вместе с тем, Федеральный закон устанавливает и обязательные формы межмуниципального сотрудничества. К ним относятся, в частности, советы муниципальных образований субъектов РФ, которые в обязательном порядке организуются в каждом субъекте РФ.


18. Муниципальная служба в системе органов муниципального управления.

Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

В объективном смысле муниципальная служба - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с зачислением на должность, поощрением, прохождением, отставкой и т. д. В этом смысле муниципальная служба рассматривается как комплексный правовой институт. В субъективном смысле муниципальная служба - это осуществляемая в соответствии с законодательством профессиональная деятельность лиц, занимающих оплачиваемые невыборные должности в органах местного самоуправления и реализующих принадлежащие муниципальному образованию обязанности и права. Муниципальная служба обладает рядом признаков:

муниципальная служба учреждается и функционирует в сфере публичной власти, носит публично-правовой характер;

муниципальная служба имеет свои специфические задачи, связанные с обеспечением полномочий местного самоуправления;

существует определенная преемственность между государственной и муниципальной службой; в частности, стаж работы на муниципальных должностях зачисляется в стаж работы на государственных

должностях, и наоборот.

В соответствии с Федеральным законом № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная должность - должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

В зависимости от характера полномочий, способа замещения должности все лица, работающие в органах местного самоуправления, делятся на две группы - выборные и невыборные должностные лица. Поэтому в Федеральном законе «О муниципальной службе в Российской Федерации» подразделяются два вида муниципальных должностей:

выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов;

иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора.

В соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальная служба - профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Отсюда следует, что главы муниципальных образований, депутаты и иные выборные лица местного самоуправления не являются муниципальными служащими. .


19. Конфликт интересов на муниципальной службе. Способы его разрешения.

Конфликт интересов - ситуация, когда личная заинтересованность муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и когда возникает возможное или установленное противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего, с одной стороны, и законными интересами граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации - с другой, способное привести к нанесению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации. В случае возникновения у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, муниципальный служащий обязан письменно информировать об этом представителя нанимателя. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов - освободить муниципального служащего на период урегулирования конфликта интересов от выполнения служебных обязанностей, исполнение которых привело или может привести к конфликту интересов, или отстранить муниципального служащего, являющего стороной конфликта интересов, от замещаемой должности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Для соблюдения требований к служебному поведению и урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления образуется комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципального служащего и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссия по урегулированию конфликта интересов). Комиссия по урегулированию конфликта интересов образуется актом органа местного самоуправления. В состав конкурсной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им муниципальные служащие, представители жителей муниципального образования, независимые эксперты - специалисты по вопросам, связанным с муниципальной службой, от научных и образовательных учреждений, иных организаций, приглашаемых представителем нанимателя без указания персональных данных экспертов. Количество представителей жителей муниципального образования и независимых экспертов составляет не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

 


20. Порядок поступления на муниципальную службу. Квалификационные требования по должностям.

Поступление на муниципальную службу осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Порядок прохождения муниципальной службы, управление муниципальной службой, требования к муниципальным должностям муниципальной службы определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.

Существуют различные способы замещения муниципальных должностей муниципальной службы: назначение, конкурс, зачисление (по контракту).

Назначение осуществляет вышестоящее должностное лицо или руководитель. Оформляется назначение соответствующим юридическим актом (приказом, указом, постановлением и т.д.). Предусмотрено несколько вариантов назначения: соответствующим органом самостоятельно; соответствующим органом по представлению; соответствующим органом с последующим утверждением или согласованием.

Конкурс - замещение должности в порядке делового соперничества специалистов, обеспечивающего равные условия для всех претендентов. Лиц, желающих участвовать в конкурсе, не выдвигают. Они сами должны подать заявления о своем участии. Создается специальная конкурсная комиссия, которая вырабатывает рекомендации. Кандидатуры обсуждаются гласно, голосование - тайное.

Для проведения конкурса муниципальным правовым актом органа местного самоуправления образуется конкурсная комиссия.

В состав конкурсной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им муниципальные служащие, представители жителей муниципального образования, независимые эксперты - специалисты по вопросам, связанным с муниципальной службой, от научных и образовательных учреждений, иных организаций, приглашаемых представителем нанимателя без указания персональных данных экспертов.

Количество представителей жителей муниципального образования и независимых экспертов составляет не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

Состав конкурсной комиссии должен исключать возможность возникновения конфликта интересов, могущего повлиять на результаты принимаемых конкурсной комиссией решений.

Претендент вправе обжаловать решение комиссии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Зачисление производится путем заключения контракта (договора) и издания акта управления (приказа) о приеме на работу. В контракте оговариваются права и обязанности сторон, срок службы..

Для гражданина, впервые принятого на муниципальную должность, может быть установлен испытательный срок. Если срок испытания истек, а служащий продолжает исполнять свои обязанности, он считается выдержавшим испытание.

Квалификационные требования по должностям муниципальной службы устанавливаются к уровню профессионального образования, стажу и опыту работы по специальности, уровню знания Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций и уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, профессиональным знаниям и навыкам их применения, необходимым при исполнении должностных обязанностей.

Квалификационные требования устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей муниципальной службы.

К общим квалификационным требованиям при замещении должности муниципальной службы для муниципальных служащих относятся знание Конституции Российской Федерации, конституции или устава соответствующего субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования.

Квалификационные требования по стажу или стажу (опыту) работы по специальности устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.


21. Правовой статус муниципального служащего: права, обязанности, ограничения, запреты и требования к служебному поведению.

ограничения. Так, муниципальный служащий не вправе:

заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа местного самоуправления, членом иных выборных органов

местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления;

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего;

принимать участие в забастовках;

использовать свое служебное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений.

муниципальному служащему гарантируются:

условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;

денежное содержание и иные выплаты;

ежегодный оплачиваемый отпуск;

медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе после выхода его на пенсию;

пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;

обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;

защита его и членов его семьи в порядке, установленном закона ми, от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.

Требования к служебному поведению муниципального служащего:

- исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

- исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

- осуществлять свою профессиональную служебную деятельность в рамках компетенции органа местного самоуправления;

- не оказывать предпочтения каким-либо общественным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;

- исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

- соблюдать установленные настоящим Федеральным законом ограничения для муниципальных служащих;

- соблюдать нейтральность, исключающую возможность какого-либо влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, иных общественных и религиозных объединений, иных организаций;

- соблюдать требования к служебному поведению муниципального служащего, установленные настоящей статьей;

- проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами;

- учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий;

- способствовать межнациональному и межконфессиальному согласию;

- соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации и др.


22. Управление социально-культурной сферой муниципального образования.

 Муниципальное управление в социально-культурной сфере связано, прежде всего, с тем, что население и создаваемые им муниципальные органы могут быть более эффективно, нежели государственные органы, решать задачи повышения уровня и качества жизни жителей данной территории, обеспечивать социально-культурные и другие жизненно важные потребности населения.

Социально-культурная сфера деятельности муниципальных органов включает в себя вопросы образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения, защиты прав потребителей.

Управление системой образования

Муниципальная система образования – это территориально обособленная и относительно самостоятельная часть системы образования субъекта Федерации, взаимосвязанная с другими аналогичными частями.      Управление системой культуры

Культура – это сфера духовной жизни людей. Систему культуры муниципального образования составляют следующие учреждения: библиотеки, клубы, музеи, театры и кинотеатры. Они могут находится в различных формах собственности.

Управление системой здравоохранения

К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранения и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические, научно-исследовательские и учебные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения.

Управление системой социальной защиты населения

В системе социальной защиты населения деятельность органов муниципального управления имеет три направления: а) создание для всех равных возможностей для получения соответствующих материальных и духовных благ, развитие творчества, научного потенциала; б) предоставление всем социальных минимумов, определяемых в соответствии с государственными стандартами.

Социальная защита – это система законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающая всем трудоспособным гражданам равные права и условия для труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям – преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную и социально-психологическую поддержку во всех ее формах.

Система занятости населения в муниципальном образовании

В системе занятости населения свои функции органы муниципального управления осуществляют в тесной связи с центрами занятости населения в районах и городах, территориальными подразделениями Федеральной государственной службы занятости.

Управление защитой прав потребителей

Статьей 44 Закона "О защите прав потребителей" предусмотрена защита прав потребителей органами местного самоуправления. Органы по защите прав потребителей являются структурным подразделением местной администрации и обладают рядом полномочий.


23. Основные принципы и содержание финансово-экономических основ местного самоуправления.

экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Финансовая основу муниципального управления составляет местный бюджет.

Муниципальное имущество

1. В собственности муниципальных образований может находиться:

1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

1. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом .

2. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации

Местные бюджеты

1. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями.

Расходы местных бюджетов

Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном решением представительного органа муниципального образования.

2. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Муниципальный заказ

1. Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. Муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств местного бюджета. Размещение указанного муниципального заказа осуществляется на конкурсной основе, за исключением случаев, когда размещение муниципального заказа осуществляется путем запроса котировок цен на товары, работы и услуги, или случаев закупки товаров, работ и услуг у единственного исполнителя.

Доходы местных бюджетов

1. К собственным доходам местных бюджетов относятся:

1) средства самообложения граждан в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона;

2) доходы от местных налогов и сборов в соответствии со статьей 57 настоящего Федерального закона;

3) доходы от региональных налогов и сборов в соответствии со статьей 58 настоящего Федерального закона;

4) доходы от федеральных налогов и сборов в соответствии со статьей 59 настоящего Федерального закона;

5) безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней,

6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей,

9) добровольные пожертвования;

10) иные поступления

Средства самообложения граждан

Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения.

Доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов

Доходы от местных налогов и сборов зачисляются в бюджеты муниципальных образований по налоговым ставкам, установленным решениями представительных органов местного самоуправления

Доходы местных бюджетов от региональных налогов и сборов

Доходы от региональных налогов и сборов зачисляются в местные бюджеты по налоговым ставкам, установленным законами субъектов Российской Федерации

Доходы местных бюджетов от федеральных налогов и сборов

Доходы от федеральных налогов и сборов зачисляются в местные бюджеты по нормативам отчислений субъекта


24. Управление мун собственностью.

Одним из важных механизмов, при помощи которого происходит управление территориальным развитием, является собственность, находящаяся в распоряжении органа власти и управления.

Собственником государственной и муниципальной собственности, используемой для регионального и местного развития, выступает население конкретной территории. Другими словами, триаду, определяющую понятие «собственность» (владение, пользование и распоряжение) можно оценить следующим образом.

Владение осуществляется населением данной территории, поскольку именно оно наделяет органы власти и управления полномочиями совершать действия в отношении собственности;

Распоряжение по поручению населения осуществляют органы власти и управления;

Пользование осуществляется как самими органами власти и управления, так и предприятиями и организациями различных форм собственности.

Функция владения (обладания собственностью) закреплена за населением и реализуется через организацию форм участия населения в решении вопросов распоряжения собственностью. Отчуждение общественно значимой собственности не должно проводиться без учета мнения населения. Представителями населения являются выборные лица.

Функция распоряжения исполняется, как правило (за исключением очень маленьких сельских муниципалитетов), органами власти и управления.

Функция пользования реализуется через деятельность органа управления. Именно он должен организовать рациональное и эффективное использование собственности. Для этого могут быть созданы собственные предприятия и учреждения или собственность может быть передана в пользование иным хозяйствующим субъектам.

 


25. .Структура местного бюджета и орг-ция бюджетного процесса.

Традиционно под бюджетами муниципальных образований понималась опись доходов и расходов органов местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» местный бюджет - бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления.

Формирование местного бюджета осуществляется путем применения единой методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти.

Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ)..

С точки зрения содержания деятельности, как правило, выделяют два вида бюджетов:

Текущий бюджет.

Бюджет развития (инвестиционный бюджет).

Текущий бюджет представляет собой совокупность доходов и расходов органов местного самоуправления, обеспечивающих первоочередные нужды городского хозяйства. Прежде всего, сюда относятся расходы по финансированию постоянно действующих хозяйственных структур местного самоуправления. Другими словами, это средства для поддержания функционирования муниципального хозяйства.

Бюджет развития включает совокупность доходов и расходов, направляемых на совершенствование и развитие муниципального хозяйства.

С точки зрения цели деятельности, осуществляемой органами местного самоуправления, мы также можем выделить два вида местного бюджета:

бюджет, направляемый на реализацию собственных полномочий органов местного самоуправления;

бюджет, направляемый на исполнение государственных полномочий, которые делегированы органами государственной власти на основе закона органам местного самоуправления.

Согласование бюджетных вопросов происходит и по горизонтали, и по вертикали. Соответственно субъектами бюджетного процесса выступают органы власти и управления.

По вертикали согласование бюджетных интересов происходит, прежде всего, между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

По горизонтали в соответствии с заявленным финансовым планом ежегодно осуществляется бюджетный процесс.

Он включает несколько этапов:

этап формирования бюджетных проектировок;

составление прогноза расходной части проекта бюджета;

формирование доходной части проекта бюджета;

балансировку бюджета;

утверждение бюджета;

исполнение бюджета.


26. Управление мун предприятиями и учреждениями.

Муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие свою деятельность на праве хозяйственного ведения, не имеют права собственности на закрепленное за ними муниципалитетом имущество. Согласно Гражданскому кодексу, собственник имущества унитарного предприятия имеет значительные полномочия по управлению данным унитарным предприятием. В частности, собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия. Но на практике местные администрации не в полной мере пользуются своими правами, не осуществляют надлежащий контроль за эффективностью управления унитарными предприятиями, за сохранностью имущества и использованием его по назначению. Недостаточная эффективность деятельности унитарных предприятий приводит к недополучению доходов в местный бюджет. Для повышения эффективности управления муниципальными унитарными предприятиями, своевременного выявления негативных процессов, их оценки, предупреждения и устранения последствий должен проводиться регулярный мониторинг финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий.


27. Организация взаимоотношений муниципалитета с хозяйствующими субъектами.

органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения для осуществления хозяйственной деятельности. Муниципальные предприятия создаются, как правило, в производственной сфере (водоснабжение, городской транспорт и др.), где возможно (но не обязательно) получение прибыли, а муниципальные учреждения — в сферах, требующих бюджетного финансирования (образование, здравоохранение, культура и т. п.).

Органы местного самоуправления:

определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений;

осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги);

утверждают их уставы;

назначают и увольняют руководителей;

заслушивают отчеты об их деятельности.

Отношения между органами местного самоуправления и руководителями муниципальных предприятий и учреждений строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.

Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории муниципального образования и не находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе договоров. Органы местного самоуправления вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории.

Другая проблема взаимоотношений муниципалитета с немуниципальными хозяйствующими субъектами — поддержка малого и среднего бизнеса. Это позволяет решать ряд местных проблем с наименьшими затратами, создавать новые рабочие места, разрушает монополию некоторых муниципальных служб.

Муниципальный заказ:

В соответствии с законом органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств. За последнее время муниципальный заказ стал распространяться также на социальные услуги (здравоохранение, образование и др.), от чего появился термин «муниципальный социальный заказ».

Муниципальный заказ — один из элементов взаимоотношений муниципалитета с хозяйствующими субъектами всех форм собственности. В Бюджетном кодексе РФ сформулированы требования к муниципальному заказу. Введено понятие муниципального контракта. Это договор, заключаемый муниципальным заказчиком с физическими или юридическими лицами для обеспечения муниципальных нужд, предусмотренных в расходах бюджета.


28. Организация предоставления муниципальных услуг

муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения

Основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются:

1) правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги;

2) заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг;

3) правомерность взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, указанными в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона;

4) открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг;

5) доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

6) возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

При получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на:

1) получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги;

2) получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме;

3) получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя;

5) получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги (далее - соглашения о взаимодействии), с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.


29. Территориально-организационная стр-ра мсу в Б.о.

В соответствии с новой редакцией Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Поселение — это сельский, городской населенный пункт или несколько населенных пунктов, объединенных общей территорией.

Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Городское поселение - город или поселок с прилегающей территорией, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В состав городского округа входит один город, и могут входить прилегающие к нему сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями, а также пригородные территории, как и для городского поселения. К городским округам, как правило, относятся и так называемые города областного значения. Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ.

Закон Белгородской области от 20 декабря 2004 года № 159 «Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района» установил:

3 городских округа

19 муниципальных районов

25 городских поселений

260 сельских поселений


30. Взаимодействие государственной власти и местного самоуправления в Белгородской области

область

город

Департамент финансов и бюджетной политики

Департамент экономического развития

 

Департамент строительства, транспорта и ЖКХ

Департамент имущественных и земельных отношений

Департамент образования, культуры и молодежной политики области

 

Департамент здравоохранения и социальной защиты населения

Департамент экономики, финансов и инвестиционной политики

 

 

Департамент строительства и архитектуры

 

Департамент имущественных и земельных отношений

Департамент образования, культуры, спорта и молодежной политики

 

Департамент здравоохранения, социальной политики и жилищных отношений

 


Hosted by uCoz